Экология и упаковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:06, реферат

Краткое описание

Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализация, послепродажное обслуживание, а также потребление. В данном реферате подробно рассматривается только упаковка и ее должное соответствие экологическим требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
УПАКОВКА…………………………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ УПАКОВКИ………………….………………………………………………………..6
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ……………………………….…………………………...10
ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ…………………………………………………………………..15
РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВЛЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ………………………………………18
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ УПАКОВКИ………………………………………………………………..20
ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ……………………………………………………………………………25
МАРКИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………...26
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА УПАКОВКЕ………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 484.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАРКИРОВАНИЕ

 

Сегодня больше, чем прежде, необходимо давать потребителю детальную характеристику упакованного продукта через информацию, напечатанную на упаковке или на клейме (этикетке).  В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» этикетка или упаковка любого товара, продаваемого на территории Российской Федерации, должна предоставлять покупателю следующие сведения: 
- ссылки на стандарты и технические условия, в соответствии с которыми изготовлен товар, и требованиям которых он должен соответствовать, 
- информацию о ключевых потребительских свойствах товара, 
- гарантийный срок эксплуатации товара, при его наличии, 
- правила эффективного применения и техники безопасности при эксплуатации товара, 
- реквизиты юридического лица, которому производитель или продавец передает полномочия на принятие претензий, осуществление гарантийного ремонта и технического обслуживания товара.

Вполне объяснимо, что  наиболее жесткие и однозначные  требования предъявляются законодательством  к этикеткам и упаковкам пищевых  продуктов. Это объясняется характером потребления и значением пищевых  продуктов в жизни человека и  общества. Кроме этого, такие требования вполне согласуются с общемировой  практикой. Потребитель не может  отказаться от приобретения пищевых  продуктов, поскольку они обеспечивают его жизнедеятельность. В то же время, свойства и качества таких продуктов  оказывают непосредственное влияние  на здоровье человека. 
Учитывая изложенные факторы, можно сказать, что многочисленные требования, предъявляемые законодательством к информации на этикетках или упаковках пищевых продуктов, главной своей целью имеют защиту интересов потребителя от всевозможных злоупотреблений со стороны производителя или продавца. В настоящее время эти требования устанавливаются многочисленными нормативными документами, в том числе законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, подзаконными актами органов исполнительной власти федерального уровня. Кроме этого, существуют требования директив и регламентов ЕС. Среди основных нормативных документов, регулирующих данный вопрос на территории Российской Федерации, можно выделить Гражданский Кодекс, федеральные законы «О защите прав потребителей», О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О техническом регулировании», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». 
Настолько обширная нормативная база, неизбежно оказывается разрозненной, а ее требования - трудно исполнимыми в полном объеме. Именно поэтому 29.12.2003 г. Госстандартом Российской Федерации принят ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», сводящий воедино требования всех российских нормативных документов, предъявляемых к этикеткам пищевых продуктов. В действие этот стандарт был введен с 01.07.2005 г. 
Главная цель, которую ставили перед собой разработчики данного стандарта, заключается в предотвращении попадания на отечественные прилавки продуктов ненадлежащего качества. Согласно требований ГОСТ Р 51074-2003, на этикетках пищевых продуктов, продаваемых на территории Российской Федерации, вся необходимая информация, независимо от страны-изготовителя, должна быть изложена на русском языке. К такой информации относится название и реквизиты изготовителя, стране, в которой изготовлен товар, товарном знаке и массе нетто, также указываются объем и другие количественные характеристики продукта, его пищевая ценность и состав. Также, в обязательном порядке, этикетки пищевых продуктов должны содержать сведения об условиях хранения товара и соответствующих этим условиям сроков годности, стандарта, в соответствии с которым продукт изготовлен, сведения о сертификации продукта. Кроме этого, обязательной к указанию на этикетке или упаковке является информация о составе пищевых продуктов, и в частности, о содержании биологически активных добавок, ароматизаторов, продуктов нетрадиционного состава, а также продуктов генетически модифицированной природы. 
Такая полная и достоверная информация способна гарантировать безопасность здоровья потребителей. Кроме этого, она является средством профилактики злоупотреблений производителей и продавцов. Поэтому она должна также быть доступной. Раздел «Общие требования к содержанию информации для потребителя» стандарта предусматривает требование размещения такой информации в виде текстовой информации, рисунков и условных обозначений, размещаемых непосредственно с пищевым продуктом на его этикетке, контрэтикетке, ярлыке, пробке, вкладыше или другом элементе, принятом для данного товара. Текстовая часть такой информации должна быть представлена на русском языке и может дублироваться на языках народов РФ и иностранных языках. 
Особые требования предъявляются к наименованию пищевого продукта. Оно должно полностью характеризовать этот продукт, нести в себе информацию о природе его происхождения, методах обработки, являясь при этом понятным потребителю. При отсутствии в стандартах разного уровня определенных требований к наименованию того или иного продукта, то при выборе наименования производитель руководствуется требованиями ГОСТ Р 51074-2003. Допускается присваивать пищевым продуктам наименование, дополненное названием фирмы-изготовителя. Также допускается вносить обозначение «Изготовлено под контролем», после которого следует название производителя. После этого на этикетке должны быть указаны реквизиты компании.  
Запрещается присваивать пищевым продуктам наименования, которые могут нести в себе ложную информацию о происхождении, составе, сроке годности и хранения, способе производства и т.п. Также название продукта не должно приписывать ему те свойства и качества, которыми он, на самом деле, не обладает. Кроме этого, запрещается упоминать в наименовании товара названия продуктов, которые не входят в его состав и не использовались при изготовлении. Если при изготовлении продукта применяются ароматизаторы, придающие ему сходство с определенными продуктами, то в наименовании должно быть указано, что этот товар является продуктом с запахом или вкусом этих ингридиентов. Товарный знак на этикетке может быть указан только в том случае, если он был утвержден, в установленном законом страны изготовления, порядке.

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ  НА УПАКОВКЕ

Экологические знаки предназначены  в первую очередь для информирования приобретателей об экологической чистоте  товаров (работ, услуг), а также о  безопасных для окружающей среды  способах их использования и утилизации.

Эти знаки разделяют на три вида.

1. Знаки, говорящие  об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды, информируют приобретателей о безопасности продукции в целом или ее составных частей для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Такую экологическую маркировку может получить только та компания, которая прошла экспертизу и доказала экологическую безопасность и высокое качество своей продукции. Сейчас в мире существует более 30 различных экологических знаков. Вот некоторые из них.

    

 

 

    Знак “Белый лебедь” принят в Скандинавии.

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Знак “Голубой ангел” – это первый и старейший в мире экологический знак для товаров и услуг, созданный в 1977 г. 

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

“Цветок ЕС” (Страны Евросоюза). Европейский Союз разработал собственный экологический знак, который может быть зеленого или голубого цвета. 

 

 

  

 

 

  

 

 

   

 

 

 

Экологическая маркировка получает постепенное распространение и  в России:

  

 

 

 

“Листок жизни” – первая российская экомаркировка. Система добровольной экологической сертификации «Листок Жизни»была разработана Санкт-Петербургским экологическим союзом в 2001 году.  «Листок Жизни» может получить любая, как пищевая,так и непищевая потребительская продукция,успешно прошедшая сертификацию. «Листок жизни» подтверждает экологичность продуктаи экологическую безопасность всех этапов его производства. Эта маркировка признана международным сообществом соответствующей мировой практике добровольной экологической сертификации. 

 

 

  

 

 

Орган сертификации «Международный экологический фонд» (ОС«МЭФ»), аккредитованный в Системе обязательной сертификации по экологическим требованиям РОСС.RU.001.01.ЭТОО, проводит экологическую сертификацию объектов, подлежащих обязательной сертификации и объектов, подлежащих добровольной экологической сертификации на соответствие экологическим требованиям, в том числе международным. 

 

 

  

 

 

Московская система добровольной сертификации «Экологичные продукты» создана в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 16.09.03 № 783-ПП «О мерах по экологической оценке продукции, реализуемой на потребительском рынке г. Москвы». Экологичный продукт — это продукт животного или растительного происхождения, произведенный из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением всех установленных санитарных и ветеринарных норм и правил, а также вода питьевая, расфасованная в емкости, отвечающие (соответствующие) по показателям безопасности уровням, установленным к продуктам для питания детей раннего возраста. 

 

 

 

2. Знаки, информирующие  об экологически чистых способах  утилизации самого товара и  его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды.

 

Экологический знак «Der Grune Punkt», или «Зеленая точка», разработанный в Германии; он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки, а компания-изготовитель или компания-продавец имеют право собственности на эту упаковку, т.е. упаковка или сам товар возвращаются обратно изготовителю или продавцу. За пределами Германии знак ставится на продукцию компаниями, которые оказывают финансовую помощь программе переработки отходов «Есо Emballage» и включены в ее систему утилизации. В России нет программ утилизации отходов, а доля вторичной переработки ничтожно мала, поэтому в нашей стране данный знак не имеет силы, а компании, ставящие его на упаковку их товаров, вводят потребителей в заблуждение относительно экологической чистоты товара. 

 

 

 

 

Экологический знак Лента (петля) Мебиуса. Знак вторичной переработки – знак, указывающий, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент “вторичности“,например: “Изготовлено на 95% из переработанного картона“. Означает, что изделие или его упаковка изготовлены из переработанного материала или пригодны для переработки. К сожалению, в России маркировка с помощью этого знака бесконтрольна, поэтому так же, как «Зеленая точка», в большинстве случаев не имеет смысла. 

 

 

  

 

Знак, означающий замкнутый цикл: создание - применение –утилизация. Ставится на упаковку или товар из полимерных материалов и информирует о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки.  

 

 

  

 

 

 При этом в сам знак или рядом  с ним ставят либо цифры 1-7, либо буквы  — код вещества, из которого произведены  товар или его упаковка. А на пластиковую посуду, кроме того,  ставят знак “Бокал-вилка”, информирующий о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами.

  

 

 

  

1. PET (или ПЭТ)– полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок(бутылок, банок, коробок и т.д.), для розлива прохладительных напитков, соков и воды,а

также упаковки для разного родапорошков, сыпучих пищевых продуктов и т.д.

2. PE-HD (или ПВД) – полиэтилен высокого давления. Используется для изготовления фасовочных пакетов, пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей,шампуней, моющих и чистящих средств, канистр для моторного и машинных масел и т.д.

3. PVС (или ПВХ)– поливинилхлорид. Используется в производстве окон, упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. Этот вид пластика практически не поддается переработке. Существуют данные о его способности проникать в продукты питания, а затем и в организм человека.

4. PE-LD (или ПНД) – полиэтилен низкого давления. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства некоторых пластиковых бутылок и труб.

5. PP (или ПП) – полипропилен. Из него делают крышки для бутылок, бутылки для сиропа и кетчупа, одноразовые стаканчики. Из полипропиленовых стаканов можно пить горячий чай или

кофе, в тарелках из него можно разогревать пищу в микроволновой печи. Однако при употреблении из него спиртного, есть опасность того, что в организм попадут фенол и формальдегид (канцерогенное вещество).

6. PS (или ПС) – полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы,контейнеров для яиц.

7. OTHER (или ДРУГОЕ) – смесь различных пластиков или полимеров, не указанных выше. Упаковка, маркированная этой цифрой, не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на полигоне отходов.

  

 

Продукция, при производстве, переработке или обработке которой  не применялись в качестве исходного  сырья хлор, хлорсодержащие окислители и хлорорганические соединения в  предусмотренном порядке маркируется  знаком «Свободно от хлора». Знак наносится в соответствии с ГОСТ Р 51150–98 «Продукция, свободная от хлорорганических соединений».  

 

 

  

 

  

 

Знак «Бокал-вилка» наносится на пластиковую посуду и информирует о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами. 

 

 

  

 

 

  

 

 

    

 

Этот знак означает, что  упаковку следует выбросить в  урну. Встречается с разными подписями: “Содержи свою страну в чистоте!“(Keep your country tidy) или просто “Спасибо” (Gracias). 

 

 

 

 

 

  

 

 

  

  

 

 

 Знак “Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации” указывает на необходимостьотдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец. 

 

 

  

 

 

  

3. Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде. 

 

 

 

 

 

а – знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ.

б – знак “Опасное для окружающей среды”.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Локс Ф. Упаковка и экология: Учебное пособие / Пер. с англ. О.В.Наумовой под ред. В.А.Наумова
    2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов
    3. Елисеева Л.Г., Родина Т.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник
    4. http://gendocs.ru : электронный ресурс
    5. http://eco.vrnlib.ru : электронный ресурс
    6. ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования.

 


Информация о работе Экология и упаковка