Экология и упаковка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:06, реферат

Краткое описание

Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализация, послепродажное обслуживание, а также потребление. В данном реферате подробно рассматривается только упаковка и ее должное соответствие экологическим требованиям.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
УПАКОВКА…………………………………………………………………………………………3
ФУНКЦИИ УПАКОВКИ………………….………………………………………………………..6
ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ……………………………….…………………………...10
ТРЕБОВАНИЯ К УПАКОВКЕ…………………………………………………………………..15
РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВЛЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ………………………………………18
ЭКОЛОГИЧНОСТЬ УПАКОВКИ………………………………………………………………..20
ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ……………………………………………………………………………25
МАРКИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………...26
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА УПАКОВКЕ………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 484.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 
УПАКОВКА…………………………………………………………………………………………3

 

ФУНКЦИИ УПАКОВКИ………………….………………………………………………………..6

 

ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ УПАКОВКИ……………………………….…………………………...10

 

ТРЕБОВАНИЯ  К УПАКОВКЕ…………………………………………………………………..15

 

РАЗНОВИДНОСТИ УПАКОВЛЧНЫХ  МАТЕРИАЛОВ………………………………………18

 

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ УПАКОВКИ………………………………………………………………..20

 

ВИДЫ ОПАСНОСТЕЙ……………………………………………………………………………25

МАРКИРОВАНИЕ………………………………………………………………………………...26

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ НА УПАКОВКЕ………………………………………………….28

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сохраняющие факторы - это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К ним относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализация, послепродажное обслуживание, а также потребление. В данном реферате подробно рассматривается только упаковка и ее должное соответствие экологическим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПАКОВКА

Упаковка-это средство или  комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду - от загрязнения.

Упаковка включает все  те физические элементы, которые используются при «заворачивании» товаров и оказывают помощь при обращении с ними. Путем надлежащей упаковки поддерживается первоначальное качество продукта (достигнутое в конце производственного процесса) в течение дальнейших операций консервации, складирования и транспортировки. Однако процесс упаковки сам по себе не является методом увеличения естественной жизни продукта, а служит средством поддержания его качества. Упаковка всегда отделяет продукт от его окружения; это отделение возводит барьер и создает «внутреннее» окружение, которое должно обеспечивать исключение каких-либо биологических, физических, механических и химических преобразований, обменных или иных возможных взаимодействий, которые могли бы испортить продукт.

Психологическое воздействие, обусловленное формой, размерами, цветом и печатной информацией, представляет собой сочетание эмоциональных и неосязаемых элементов, включаемых в упаковку. Покупательский спрос на продукт зависит от них, в то время как сами компоненты упаковочного материала являются строго функционально обусловленными. На упаковке могут быть напечатаны марки (знаки) и символы для автоматической обработки данных с помощью компьютера. Упаковка отнюдь не ограничивается внешним видимым контейнером, но также включает внутренние компоненты, предусмотренные для сохранения качества продукта. Например, для сохранения целостности бытовую технику закрепляют в оправу из пенопласта и только потом помещают в коробку. Веревки, тесемки, крышки, вставки, краски (чернила), этикетки и т.п. могут рассматриваться в качестве упаковочных аксессуаров, необходимых для общей упаковочной сборки. Даже газы могут служить как вспомогательное упаковочное средство при их специфическом использовании для целей консервации: например, кислород — для упаковки сырого мяса или азот — для получения инертной атмосферы, не содержащей кислорода. С другой стороны, каждый газообразный пропеллент, вроде тех, что используются в аэрозолях, является частью самого упакованного продукта, подобно двуокиси углерода в газированной воде и пиве. В этих последних случаях газы являются не упаковочными аксессуарами, а компонентами продукта.

Каждая упаковочная единица  содержит предварительно определенное или оговоренное количество товара, выраженное числом (штук), весом (в кг) или объемом (в литрах). Упаковка потребительских товаров обычно содержит отдельные единицы продукта, но иногда может представлять собой мультиупаковку, в которой определенное число исходных упаковочных единиц скреплены друг с другом для облегчения штабелирования и погрузочно-разгрузочных работ при транспортировке и складировании. Такая блочная упаковка полезна в случае периодических покупок (еженедельных, ежемесячных). Так, упаковка, содержащая 12 пакетов стерилизованного молока, является как блочной мультиупаковкой, так и потребительской упаковкой; при этом в равной мере существенны и уменьшение объема упаковки, и длительный период хранения каждой единицы упаковки (от 3 до 6 месяцев).

Упаковка включает три  основных операции (см. рис. 1). Эти операции относятся к:

1) производству упаковки (например, превращению картонных  листов в коробки, выдувание бутылок из расплавленного стекла и т.д.);

2) заполнению;

3) закрыванию или запечатыванию.

Производство           Наполнение        Запечатывание

Рис. 1. Диаграмма, показывающая три основные операции в упаковке товаров: производство, наполнение, запечатывание:

(а) единичная упаковка; (b) сборная единичная упаковка; (с) мультиупаковка, возможная транспортная упаковка

Таким образом, упаковочные  единицы являются не просто контейнерами, такими как чашки, тарелки, миски, кастрюли и т.д., поскольку они закрыты или запечатаны, чтобы дать гарантию потребителю и производителю. Даже если упаковка распечатана с целью ее открытия, часто она может быть вновь закрыта с определенной степенью герметичности (например, пробка, навинчиваемая на горлышко бутылки), хотя полное запечатывание никогда не может быть восстановлено. Однажды открытая, упаковка теряет способность к запечатыванию, начинается период износа и ограниченной гарантии на продукт. В этой связи упаковку можно рассматривать как односторонний процесс, в результате которого получается контейнер, вполне отвечающий назначению упаковки лишь один раз.

Диаграмма, приведенная на рис. 2, дает общее представление  о последовательности преобразования материалов в процессе упаковки. Упаковка становится многоразовой, если возможно обеспечить тот же уровень качества как в исходной упаковке. Стеклянные бутылки можно повторно использовать несколько раз (молочные бутылки — в среднем от 15 до 30 раз) при условии, что они могут быть хорошо запечатаны (коронные пробки для напитков, корковые пробки, покрытые фольгой, для вин) после мытья и повторного наполнения. Решение использовать многоразовую или одноразовую упаковку зависит, главным образом, от затрат на повторное использование. Так, в пищевом секторе меньшие финансовые затраты требуются при одноразовом использовании стеклянной тары. От повторного использования упаковки принципиально отличается рецикл, поскольку в нем материалы использованной упаковки используются в процессе изготовления новой упаковки. Учитывая то, как это делается, следует признать, что пустая банка от пищевого продукта никогда не будет повторно использована как таковая, но из материала может быть изготовлена новая банка. То же можно сказать и о выбрасываемых пластиковых или бумажных мешках, не допускающих непосредственного повторного использования. Различие между выбрасываемой и одноразовой упаковкой часто является незначительным и спорным: вообще говоря, все выбрасываемые упаковки являются одноразовыми, но противоположное не всегда верно.

 

 

Рис. 2. Последовательность преобразования материалов в процессе упаковки

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ УПАКОВКИ

Дозирующая  и упаковочная функции. В историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности их транспортировки с сохранением высокого качества.

В современной жизни упаковка прочно вошла в быт человека и сопровождает его на всех стадиях деятельности. Она во многом изменила наш жизненный уклад, позволила по-новому взглянуть на многие проблемы, например питания. Со временем значительно изменились функции упаковки. Теперь они не ограничиваются предохранением изделий, сохранением их качеств и обеспечением гигиеничности. К упаковке предъявляют требования облегчения обращения с товарами, обеспечения максимальной экономичности процессов упаковывания и обработки товаров при их распределении, транспортировке, складировании и перемещении в магазинах.

По своей сути упаковку следует рассматривать не только как средство содержания изделия, но в более широком смысле — как систему взаимосвязи производителя, продавца и потребителя товаров. Эта система предъявляет к упаковке целый комплекс требований, направленный на обеспечение выполнения ею основных функций: специальной обработки продукции, дозирования, длительного хранения, удобства транспортировки, размещения на витринах и прилавках магазинов, складирования, привлекательного внешнего вида, способствующего повышению конкурентоспособности и облегчающего продажу, удобства использования покупателем и ряд требований, выдвигаемых развитием и совершенствованием упаковочной индустрии.

Основные функции упаковки: дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинга, нормативно-законодательная, информационная, эксплуатационная и экологическая. Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них — возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125,250,500,1000 г молочных продуктов и т. д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция характеризует  способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также защиту окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованной продукции.

Упаковка является эффективным  средством защиты продукта от механических повреждений. Много опасностей ожидает  упакованную продукцию во время  перевозки с завода на склад, хранения, распределения по торговой сети, продажи и по пути в дом потребителя. Чаще всего повреждения встречаются во время распределения и хранения. Продукт может быть надежно защищен в случае оптимального сочетания первичной, вторичной и транспортной тары.

Упаковка может оказывать  весьма значительное влияние на сохранность  качества упакованного продукта, так  как помогает продлить срок годности, оберегая продукт вплоть до момента потребления. Подобное удлинение срока сохранности особенно важно для продуктов питания, фармацевтических препаратов, некоторых продуктов косметики и личной гигиены.

Использование упаковки для  сохранности продукта питания является самой старой формой защиты, восходящей еще к доисторическим временам, когда листья и кожа использовались для обертывания в целях предотвращения проникновения воздуха в продукт. Сушка, засол, маринование являются старыми методами, которые применяются до сих пор, наравне с термообработкой, замораживанием и упаковкой в изменяющейся атмосфере.

 

Информационная  функция упаковки получила большое значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Информацию на упаковке можно разделить на произвольную и обязательную. К произвольной информации относят разнообразные элементы художественного оформления, рекламу и т. п. Обязательная информация регламентирована нормативными документами на упаковываемый продукт. Она включает основные технические характеристики продукта, например список важнейших его компонентов, руководство по применению, хранению и уходу, предупреждения о возможных противопоказаниях, опасностях и т. п.

Информационная функция  играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки.

Упаковка — это идеальное  средство выдачи ценной информации покупателю о продукте. И не только покупателю, но и любому, кто занимается погрузочно-разгрузочными работами при распределении и хранении продуктов. Всегда существует необходимость идентифицировать продукт и его производителя, а также все чаще выдвигается юридическое требование — сообщать информацию о весе продукта, его ингредиентах, условиях хранения и пользования, а также наносить данные специального предупреждения и обязательно указывать срок сохранности. Очень важно, чтобы эта информация была четкой, разборчивой и понятной для покупателя и оператора погрузочно-разгрузочных машин. Для вторичной и транспортной упаковки такая важная информация, как название продукта, количество блоков в упаковке, вес и срок годности, обычно указывается буквами или штриховым кодом. Штриховой код предназначен для автоматической электронной записи и считывания данных. Поскольку все больше операций по загрузке и выгрузке осуществляется автоматически, обрабатываются и отправляются в большом ассортименте быстро перемещающиеся товары, всесторонние знания штриховых кодов являются необходимым стандартом, и не должно быть низкокачественного кодирования.

Информационная функция  упаковки тесно связана с маркетинговой функцией.

Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и  роль рекламы и способствовать сбыту  продукта. Разумное использование цвета, графики, формы и текстуры помогает выполнять эту роль, привлекая внимание покупателя, вызывая у него интерес и побуждая его купить продукт. Обычная реклама работает параллельно с упаковкой. После закупки товаров именно упаковка остается перед глазами покупателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет использована и выброшена как мусор. 

Транспортная  функция предполагает оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортируемого груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.

Для перевозки изделий, например жидкости или порошка, от места изготовления до пункта использования необходим  контейнер или емкость. В условиях производства такая продукция хранится, как правило, в больших резервуарах различного типа. Ее нужно расфасовать в емкости, удобные для транспортировки и продажи. Важную роль в определении объема емкостей играют условия торговли. Оптовая торговля требует более крупных объемов. Розничная торговля отдает предпочтение уменьшению объемов.

Тенденция сокращения размеров упакованных единиц продукции, удобных  в условиях оптовой торговли, приводит к системе групповой упаковки, облегчающей транспортировку. Такая  система предусматривает комплектование упакованных в маленькие коробки, банки или бутылки продуктов в определенные количеством и размерами группы. Эти группы упаковывают различными способами (в коробки, связки, термоусадочную полимерную пленку, ящики и т. д.) и далее собирают в партии для отгрузки потребителю. В большинстве случаев упакованный товар не может быть использован немедленно. Он может храниться либо на складе у производителя, либо у продавца, либо у покупателя. Поэтому упаковка должна обеспечить сохранение всех свойств товара в течение длительного времени. Современные материалы и технология упаковки открывают широкие перспективы разработки и применения специальных методов увеличения сроков хранения продукции, таких как сублимация, охлаждение, стерилизация и т. п.

Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности штабелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.

Информация о работе Экология и упаковка