Экология России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение механизма управления государства и организации деятельности в сфере экологии и природопользования в РФ.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть цели и задачи управления экологией и природопользованием.
2. Исследовать структуру органов управления экологией и природопользованием на федеральном уровне.
3. Рассмотреть основные полномочия органов управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия.

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, в охране окружающей среды  немалая роль принадлежит органам  исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, гражданам и их общественным объединениям (движение "зеленых" и др.).

2.3 Основные законодательные акты, регулирующие деятельность в  области охраны окружающей среды  в Российской Федерации.

 

I. Общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды.

  1. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
  2. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне 
    Российской Федерации».
  3. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации».
  4. Федеральный закон  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  5. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  6. Градостроительный кодекс Российской Федерации
  7. Конституция Российской Федерации.
  8. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  9. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 31.12.2005 г. № 199 - ФЗ.
  10. Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370".
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. №401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору".
  13. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 августа 2004 г. N 608 "О структуре Министерства природных ресурсов РФ".
  14. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 10 мая 2006 г. N 108 «О внесении изменений в структуру Министерства природных ресурсов Российской Федерации».

II. Земельные ресурсы

1. Земельный кодекс

2. Закон Российской Федерации «О плате за землю»

3. Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»

4. Федеральный закон  «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»

5. Федеральный закон  «О мелиорации земель»

6. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

III. Минеральные ресурсы

1. Закон Российской Федерации  «О недрах»

2. Федеральный закон  «О соглашениях о разделе продукции»

3. Федеральный закон  «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

IV. Водные ресурсы  России 

    1. Водный кодекс Российской Федерации
    2. Федеральный закон  «О плате за пользование водными объектами»
    3. Федеральный закон  «О безопасности гидротехнических сооружений»
    4. Федеральный закон  «Об охране озера Байкал»
    5. Постановление Правительства от 16 июня 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов".

V. Лесные ресурсы 

  1. Лесной кодекс Российской Федерации
  2. Постановление Правительства от 16 июня 2004 г. "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства"
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2007г. №315 "О полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в области лесных отношений"

VI. Биологические  ресурсы. Биоразнообразие

1. Федеральный закон  «О животном мире»

2. Федеральный закон  «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»

3. Федеральный закон  «О карантине растений»

VII. Рекреационные ресурсы. Особо охраняемые природные территории

1. Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных территориях»

2. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»

VIII. Охрана  окружающей природной среды 

1. Закон  «Об охране окружающей природной среды»

2. Федеральный закон  «Об экологической экспертизе»

3. Федеральный закон  «Об охране атмосферного воздуха»

4. Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления»

5. Федеральный закон  «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

6. Федеральный закон  «Об уничтожении химического оружия»

7. Федеральный закон  «О радиационной безопасности населения»

8. Закон Российской Федерации  «О внесении изменений и дополнений 
в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

IX. Климатические ресурсы

  1. Федеральный закон  «О гидрометеорологической службе»
  2. Постановление Правительства от 23 июля 2004 г № 372 "Об утверждении Положения о Федеральной службе  по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".

 

 

  1. Международные, межгосударственные и федеральные целевые программы, направленные на охрану окружающей среды в России.

3.1 Международные и межгосударственные  целевые программы

 

Основными задачами международной деятельности России является выполнение обязательств, вытекающих из членства в международных организациях и договорах и двусторонних межправительственных соглашений. В настоящее время МПР России выступает головным ведомством более чем по 20 многосторонним конвенциям и договорам, большинство из которых имеет природно-ресурсную направленность.

Продолжается сотрудничество с организациями системы ООН, включая Комиссию ООН по устойчивому развитию (КУР), Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Европейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН) и др., а также с Советом Европы и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Активно развиваются отношения в рамках таких международных форумов и организаций, как совещания Министров окружающей среды «восьмерки», стран Европы, Арктических государств Баренцева региона, Всемирного союза охраны природы (МСОП), Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) и др. Особое место занимало сотрудничество в рамках СНГ.

Развивается начавшееся в последние годы сотрудничество с финансовыми и донорскими организациями. Реализация в России конкретных проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда (ГЭФ), Программы ТАСИС Европейского Союза, ПРООН способствует решению природоохранных проблем в условиях недостаточного финансового обеспечения.

Международное сотрудничество России осуществляется в рамках участия в деятельности международных организаций и программ ООН в решении таких глобальных проблем, как:

  • недопущение нанесения ущерба глобальному климату и атмосфере, чреватого необратимыми последствиями для будущих поколений;
  • рациональное использование ресурсов пресной воды;
  • охрана морской среды и комплексное освоение прибрежных зон;
  • рациональное использование, сохранение и устойчивое освоение всех видов лесов;
  • опустынивание и засуха;
  • биологическое разнообразие;
  • безопасное обращение с токсичными химическими веществами;
  • экологически безопасное обращение с опасными отходами;
  • радиоактивные отходы.

Одним из необходимых  условий достижения устойчивого  развития является доступ к экологически чистым технологиям. Создание центров передачи технологий способствует научно-техническому прогрессу, решению экологических проблем в промышленности и других отраслях экономики. По линии сотрудничества с ЮНИДО с 1997 г. ведется поиск совместного решения о создании центров чистых технологий в регионах России.

Продолжается  сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы (ВВФ) по вопросам, связанным с созданием новых и поддержкой существующей сети особо охраняемых природных территорий, сохранением редких видов животных.

Сотрудничество с Международным союзом по охране водно-болотных угодий направлено на реализацию проекта по инвентаризации водно-болотных угодий России, имеющих международное значение. Основным направлением работы российской программы этой организации стала подготовка проекта Стратегии сохранения водно-болотных угодий России.

В рамках деятельности по обеспечению координации работ, связанных с последовательным выполнением международных обязательств Российской Федерации по природоохранным многосторонним конвенциям и соглашениям, особое место отведено участию регионов, которое является одним из ключевых элементов государственной экологической политики.

Выполняются следующие  конвенции:

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;

Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базельская конвенция);

Конвенция ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция 1972 г.);

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием;

Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды и др.

Сотрудничество  на двусторонней основе в области охраны окружающей среды осуществляется в рамках 44 соглашений с 29 государствами, в том числе со странами СНГ. Интенсивно развиваются природоохранные связи с США, Германией, Великобританией, Канадой, Норвегией, Данией, Швецией, Финляндией, Нидерландами, Польшей, Китаем, Японией, Индией, Республикой Корея, ЮАР.

Миннауки России реализует серию фундаментальных  проектов в области рационального  использования и охраны природных  ресурсов.

1. По проекту  «ОВОС Антарктики» объектами  исследований являлись территории научно-исследовательских станций, испытывающие антропогенные нагрузки. В качестве комплексных показателей ОВОС и экосистемной устойчивости природных объектов к антропогенным воздействиям использовались характеристики численности и видового представительства микроорганизмов. На участках территорий станций, испытывающих выраженную антропогенную нагрузку, наблюдалось изменение микробного пейзажа, проявляющееся на первых этапах колонизацией спорообразователями. По мере возрастания хозяйственной деятельности человека на шестом континенте наблюдается ответная реакция микроорганизмов, которая формирует новые микробные сообщества, не свойственные природным условиям Антарктиды. Последствия формирования таких сообществ могут иметь существенное влияние не только на микробиоценоз данного региона, но и определять внезапные, порой катастрофические, изменения представительства животного и растительного мира континента. Данная проблема требует пристального внимания и систематического изучения с тем, чтобы максимально компенсировать и нивелировать неблагоприятные компоненты антропогенного воздействия на природную среду Антарктиды.

2. По проекту  «ОЦЕНКА ЭКОРИСКА» Разработаны  унифицированные программные средства для определения экологического риска от деятельности предприятий различного профиля на состояние окружающей среды и здоровье населения в условиях интенсивной хозяйственной деятельности большого города и природно-хозяйственных комплексов. Программные средства включают в себя свыше сорока разнообразных моделей внештатных ситуаций и техногенных катастроф на предприятиях. Чрезвычайно ценным для разработки проекта оказалось сотрудничество с иностранным партнером, имеющим опыт в применении аналогичных программных продуктов, а также базовых программных средств, впервые представленных российской стороне.

Так как этот инструмент используется в Европе для  лицензирования деятельности предприятий, его применение позволит оценить деятельность всех предприятий на территории России (включая и зарубежные) и может служить основным документом при экологическом лицензировании этой деятельности.

3. Проект «МИНИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РИСКОВ МОСКВЫ» выполнен на базе совместных разработок Института риска и безопасности и немецких партнеров на конкретных объектах г. Москвы. Проведен анализ безопасности отдельных установок на АО «Московский нефтеперерабатывающий завод» и АОЗТ «Москворецкое», предложены мероприятия по снижению риска на предприятиях и меры по модернизации и повышению безопасности указанных объектов. Совместно с немецкой стороной подготовлен ряд материалов, относящихся к проблеме декларирования безопасности объектов в России: положение о декларировании и методические указания по его реализации; предприятия, подлежащие декларированию; определение категории опасных предприятий. При работе над проектом основные усилия были сосредоточены на сравнении нормативно-правовой базы проведения анализов безопасности и разработки деклараций безопасности в России и Германии. Проведенный анализ показал, что система законов в области безопасности в России еще далеко не сформирована. Отсутствуют реальные механизмы, стимулирующие деятельность по декларированию безопасности.

4. По проекту  «УРБАНИЗИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ»  целью совместных исследований  являлась апробация и совершенствование единой методики комплексной геоэкологической оценки нарушенных территорий. В результате Российская сторона проводила геоэкологическую оценку территории в крупном масштабе (1:10 000), а Польская – в среднем (1:300 000). Результаты совместных исследований опубликованы Российской и Польской сторонами.

5. По проекту «НЕФТЯНЫЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АРКТИКИ» в соответствии с планом работ были:

  • проанализированы различные типы чрезвычайных ситуаций и описаны возможные сценарии развития событий при разливах нефти;
  • рассмотрены экономические механизмы обеспечения промышленной и экологической безопасности в полярных акваториях и, в частности, оценены размеры платежей (штрафов) за загрязнение природной среды в условиях морской нефтедобычи;
  • уточнена нормативно-правовая база обеспечения экологической безопасности при освоении углеводородных ресурсов континентального шельфа Арктики.

Информация о работе Экология России