Экологическоий мониторинг в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:14, контрольная работа

Краткое описание

Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................2
1.Понятие экологического мониторинга...................................................4
2.Правовая, нормативная и экономическая база экологического мониторинга...........................................................................................................20
3.Единая государственная система экологического мониторинга.......26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................33
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 54.29 Кб (Скачать файл)

 

2.Правовая, нормативная и экономическая база экологического мониторинга

 

Правовое обеспечение  охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными  Россией.

Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим  правонарушением7.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и  права граждан на обжалование  действий государственных органов  и должностных лиц в области  охраны здоровья.

Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению  такого состояния здоровья и среды  обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.

Закон возлагает на предприятия  обязанность осуществления производственного, санитарного и экологического контроля с целью предотвращения загрязнения  окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровью человека, и др.

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителя" от 7 февраля 1992 г. предоставляет потребителю  право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях их использования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную  ответственность за вред, причиненный  вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Систему экологического законодательства возглавляет Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. Впервые в истории  российского законодательства данным законом провозглашается право  граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной  среды, вызванного хозяйственной или  иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие  вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному  хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме.

Федеральный закон "Об экологической  экспертизе" от 19 июля 1995 г. направлен  на реализацию конституционного права  граждан России на благоприятную  окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду.

Закон Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г. устанавливает целенаправленную деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения  и предусматривает основные направления  градостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния  окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений  и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы, ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных  процессов8.

Основным законодательным  актом, регулирующим отношения по водопользованию  и сохранению водных объектов, является Водный кодекс Российской Федерации  от 18 октября 1995 г.  

       В Российской Федерации до сих пор действует Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранному законодательству, и не может явиться средством, применяемым для разрешения проблем загрязнения атмосферного воздуха в России.

Земельный кодекс Российской Федерации ставит своей задачей  регулирование земельных отношений  в целях рационального использования  земель и их охраны, воспроизводства  плодородия почв, сохранения и улучшения  природной среды. Понятие "охрана земель" включает в себя, в том  числе, и защиту земель от загрязнения  отходами производства, химическими  веществами.

Отдельные аспекты охраны окружающей среды и здоровья населения  отражены в федеральных законах  Российской Федерации "Основы лесного  законодательства Российской Федерации", "О животном мире", "Об особо  охраняемых природных территориях", "О континентальном шельфе", "О мелиорации земель", "О  природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах".

Административным кодексом Российской Федерации установлена  административная ответственность  за различные нарушения в области  охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ или временно согласованных  выбросов загрязняющих веществ в  атмосферу; превышение нормативов предельно  допустимых вредных физических воздействий  на атмосферный воздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных  органов и др.

Уголовным кодексом Российской Федерации, принятым 13 июня 1996 г. и вводимым в действие с 1 января 1997 г., предусмотрена  уголовная ответственность за экологические  преступления.

Конституция Российской Федерации  устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора".

К числу важнейших международных  соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие  расстояния (1979г.) и Базельская конвенция  о контроле за трансграничной перевозкой   опасных    отходов    и    их    удалением    ( 1989 г.).   В соответствии с Законом "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј 670 "O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов", которым утверждено Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.

Материалы по предупреждению воздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине, появились почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены "Правила по хранению, перевозке и применению этилированного бензина".

Плата за загрязнение взимается  с природопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу  загрязняющих веществ от стационарных  и передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ  в поверхностные и подземные  водные объекты, а также любое  подземное размещение загрязняющих  веществ;

- размещение отходов.

Базовые нормативы платы  за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба в  пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов на показатели относительной  опасности конкретного загрязняющего  вещества для окружающей природной  среды и здоровья населения (табл. 6). Базовые нормативы платы за размещение отходов являются произведением  удельных затрат на размещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности  на показатели, учитывающие класс  токсичности отходов.

 

 

 

 

 

 

 

3.Единая государственная система экологического мониторинга

 

В государственной системе  управления природоохранной деятельностью  в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной  системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие  основные компоненты:

·     мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

·     мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;

·     мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

·     социально-гигиенический мониторинг;

·     обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

При этом распределение функций  между центральными органами федеральной  исполнительной власти осуществляется следующим образом.

Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды9.

Роскомзем: мониторинг земель.

Министерство  природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

Рослесхоз: мониторинг лесов.

Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России).

Госкомэпиднадзор  России: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состоянием здоровья населения.

Минобороны  России: мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и  выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной  сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические  и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические  и санитарно-гигиенические условия  существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь  с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует  единого системного подхода к  решению проблемы.

Информация о работе Экологическоий мониторинг в современном мире