Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ушмодина.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Средний уровень. Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек. Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.

Низкий уровень. Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек. Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.

При определении уровня отношений к миру природы детям  предлагалось ответить на вопросы: Как  ты помогаешь взрослым ухаживать  за домашними животными? За растениями? Для чего это нужно делать? Как ты можешь помочь зимующим птицам?

Высокий уровень. Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.

Средний уровень. Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.

Низкий уровень. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

По результатам выполненных  заданий все дети были разделены на три группы по уровням сформированности у них экологических знаний: высокий, средний, низкий.

 К высокому уровню  были отнесены дети, которые допустили  наименьшее количество ошибок. Оксана  Ю., правильно выполнила задания.  Без особого труда распределила представителей животного мира по видам, связно и последовательно отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. В основном правильно выделила группы предлагаемых растений. Оксана Ю. знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Девочка без труда определила содержимое баночек, правильно назвала отличительные характеристики объектов неживой природы. Самостоятельно рассказывала о том, для чего люди используют объекты неживой природы. При ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию.

К среднему уровню были отнесены дети – Карина А., Саша А., Наташа Л., Саша П. – 4 человека группы. Саша П. иногда допускал незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировал свой выбор. Ребёнок в основном верно, определял содержимое баночек, когда определялся уровень знаний характерных особенностей неживой природы. После дополнительных вопросов взрослого приводил примеры того, как люди используют объекты неживой природы. Карина А. и Саша А. иногда допускали незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов. Практические умения и навыки по уходу за комнатными растениями у девочек сформированы недостаточно. Наташа Л. знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Она классифицирует растения по видам. Но только после дополнительных вопросов взрослого отвечает на вопрос как люди используют объекты неживой природы.

К низкому уровню развития были отнесены дети, часто допускающие  ошибки, не умеющие аргументировать  свой выбор. Юля М. часто допускала  ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Игорь В. и Рома П. не имели представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы. Данила Г. не знает объектов неживой природы, не может назвать их отличительные характеристики. Мальчик затрудняется ответить на вопрос, для чего нужны объекты неживой природы.

 В соответствии  с оценкой результатов деятельности  все дети были распределены  на три группы по уровням сформированности у них экологических знаний: высокий, средний, низкий и занесены в таблицу 1.

Таблица 1.

Результаты  диагностики уровня  сформированности экологических  представлений, поведения, отношения на этапе констатирующего  эксперимента

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экологические представления 

Поведение в природе

Отношение к природе

Средний показатель

1

 Карина А.

С

С

В

С

2

Саша А.

С

В

С

С

3

Игорь В.

Н

С

Н

Н

4

Данила Г.

Н

С

Н

Н

5

Наташа Л.

В

С

С

С

6

Юля М.

Н

С

Н

Н

7

Рома П.

Н

С

Н

Н

8

Саша П.

С

С

С

С

9

Тимур Н.

С

Н

Н

Н

10

Оксана Ю.

В

В

В

В

Высокий уровень %

Средний уровень %

Низкий уровень %

20%

40%

40%

20%

70%

10%

20%

30%

50%

10%

40%

50%


Средний показатель: В – 10%, С – 40%, Н – 50%.

На основании полученных результатов можно сделать вывод  о том, что работа по экологическому образованию детей осуществляется не систематически, педагогический процесс  недостаточно оснащен, мало места отводится наблюдениям, практической деятельности, труду и особенно такому виду деятельности, как игра. Таким образом, перед нами встала необходимость проведения целенаправленной работы по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру

 

Следующим этапом нашей  работы стало проведение формирующего эксперимента, целью которого было совершенствование процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста при помощи использования игр. Прежде всего, мы занялись пополнением и расширением эколого–развивающей среды. К работе были подключены родители и администрация детского сада. Игровая деятельность была включена нами как на занятия, так и в самостоятельную деятельность детей. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, мы пополнили развивающую предметную среду наборами игрушек, изображающих домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети могли организовать сюжетно-ролевую игру после интересных занятий или экскурсий.

Игры с такими комплектами  весьма увлекают детей. Нами была разработана  система экологически ориентированных дидактических игр и игровых обучающих ситуаций по ознакомлению старших дошкольников с многообразием живой природы, которая была включена в перспективное планирование (Приложение 1).

В процессе формирующего эксперимента нами был подобран комплекс игр и игровых обучающих ситуаций экологического содержания, включающий в себя: игры-путешествия, сюжетно-ролевые и дидактические игры, игры-беседы, игры-описания, игры-определения, игры-загадки.

Одним из эффективных  способов экологического образования  дошкольников является игровая деятельность. Каждый день пребывания детей в детском саду должен быть интересным и насыщенным, поэтому реализация работы по экологическому образованию предполагала интегрированный подход в обучении с включением различных видов игр.

Занятия проходили в  привлекательной для детей форме, что придавало разнообразие и  обеспечивало наибольшую эффективность  усвоения знаний о природе. Сюда были включены не только содержательные беседы, но и игровые ситуации, дидактические игры, элементы экспериментов. Использовался различный иллюстрационный материал, музыка, художественные произведения искусства, что усиливало восприятие детей на чувственном уровне.

В совместной деятельности с детьми были проведены различные виды игр экологического содержания: сюжетные, дидактические игры, игры - эксперименты. Кроме того, использовалась трудовая деятельность, которая также проходила в игровой форме.

Подбор дидактических  игр для работы с детьми осуществлялся таким образом, что были охвачены все стороны экологических знаний. Содержание этих игр включает представления о животном и растительном мире, сезонных изменениях в природе, природоохранной деятельности.

При проведении различных  занятий по экологическому воспитанию использовали следующие виды игр: дидактические игры, игра «Путешествие в мир природы», «Необычное путешествие», «Скорая помощь», «Грибная полянка» (Приложение 2), «Построй свой домик» и т.д., способствующие обогащению знаний, формированию отношений, развитию умений. Игры – эксперименты, использованные в работе, тоже носили игровой характер, что способствовало повышению эмоционального настроя детей и быстрого усвоения знаний. Кроме того, игры – эксперименты развивают любознательность, познавательный интерес, пытливость ума, что является базовой основой для развития умственных способностей.

Экологические знания дети получали не только во время специально организованных занятий, но и во время  прогулок, экскурсий, трудовой, игровой  и исследовательской деятельности. Во время прогулок проводились подвижные игры: «У медведя в гостях», «Раз, два, три, к дереву беги». Во время трудовой и исследовательской деятельности в гости к детям приходили их любимые персонажи – «Красная шапочка», «Доктор Айболит», Чипполино. Сказочные герои участвовали в наблюдениях, в практических делах в уголке природы, в беседах. Каждый персонаж продолжает свою линию поведения: доктор Айболит заботится о здоровье детей и дает советы; Чипполино интересуется, есть ли в детском саду огород, что там растет, Красная Шапочка рассказывает, как она ходила к бабушке, что видела в лесу.

Дидактические игры используются в определенной последовательности. Их усложнение определяется развитием  умений детей – от умения определить способ действия конкретных предметов, к умению называть способ их использования и назначение, к способности самостоятельно загадывать о предмете загадку с описанием его функции и назначения и, далее, к умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой, ориентации в многообразии рукотворного мира, к его преобразованию. Игры включались в познавательную деятельность детей, «превращались» в элемент развивающей среды.

В старшей группе дидактическая  игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовке детей к школе. Дети этого возраста в силах придумать дидактические игры самостоятельно (лото, домино, разрезные картинки). В игре «Радуга» дети подбирают предметные картинки по цветам радуги. В игре «Рыбки плавают в пруду» дети подбирают рыбок подходящих по цвету к ручью, к пруду. Такие игры особо любимы детьми, по мнению Т.С. Комаровой, участвуя в создании такой игры, дети, в деятельной форме, познают и отражают объекты природы и их свойства.

Дидактическая игра может представлять ситуацию комично, фантастично или даже нелепо (небылицы). Если переложить на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть юмористическая, шутливая музыка, которая поможет подчеркнуть интонацию, создать нужное настроение. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы, но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть.

Игры-раскладушки направлены на формирование умения определять к  какому миру - природному или рукотворному - относится предмет: «Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке», «Определи место  для предмета» и т.д. Например, в игре «Помоги Незнайке», дети, по просьбе героя, раскладывают предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»), т.е. выполняют действие – раскладывания. Детям предлагают и другие игры с такими же действиями, но с другими сюжетными линиями. Затем задача усложняется: требуется не только разложить, но и обосновать свой выбор.

В рамках формирующего этапа  было проведено очень много дидактических  игр в различных вариантах, что  позволило закрепить и пополнить экологические знания детей. Многие игры, использованные в совместной деятельности, были перенесены детьми и в самостоятельную, что свидетельствует об их эффективности.

Кроме того, в работе использовались и сюжетно-ролевые игры, которые  нашли наибольшее отражение в самостоятельной деятельности детей. Они обыгрывали уже знакомый сюжет, предложенный воспитателем, придумывали другой, дополняли и ликвидировали роли, хотя опыт самостоятельного развития игры и создания для нее обстановки, несомненно, недостаточный.

Игры – определения  – необходимо определить способ использования  предметов. В играх «Что лишнее», «Скажи как использовать предмет» детей  побуждают назвать функцию вещи. В других играх, например «Найди пару», действия усложняются: надо не только знать способ употребления названного предмета, но подобрать к нему предмет с подобной функцией. Эта задача требует включения мыслительных процессов и опоры на прежний опыт.

Для нашего исследования особое значение имели игры-загадки, отгадки: «Найди заданный предмет», «Угадай, какой предмет загадан», «Что из какого предмета». Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Содержанием загадок является окружающая действительность: явления природы, предметы труда и быта, растительный и животный мир. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры