Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ушмодина.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Оренбургский государственный  педагогический университет»

 

 

 

Факультет дошкольного  и начального образования

 

Кафедра педагогики дошкольного и начального образования

 

 

Курсовая  работа

 

Экологическое  образование детей старшего дошкольного  возраста  в процессе игры

 

Специальность 050707. 062 – Педагогика и методика дошкольного образования

Квалификация: организатор-методист дошкольного образования

 

 

студентки IV курса заочного отделения  Ушмодиной Ольги Александровны

 

 

Научный руководитель:

Зебзеева Валентина  Алексеевна  – кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПДиНО.

 

 

 

Допущена к защите:___________

Зав. кафедрой:

______________/ Литвиненко Н.В./

 

 

ОРЕНБУРГ – 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….

1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике ……………………………. ……………………………..……………

1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..

1.3.Игра как  метод экологического воспитания  детей дошкольного возраста ……………………………………….…………………………………

Выводы по 1 главе  ……………………………………………………….......

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей  старшего дошкольного возраста в  процессе игры …

2.1. Диагностика  уровня сформированности у детей  старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….

2.2. Экологическое  образование детей старшего дошкольного  возраста через игру ………………………………………………………………………...

2.3. Результаты  опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..…

Заключение……………………………...………………………….……...…….

Список  литературы ……………………………………………………..……..

Приложения ……………………………………………………….….................

3

6

 

6

 

11

 

15

20

 

22

 

 

22

 

29

 

 

 

36

40

42

44

47




 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время  возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно формироваться, начиная с детства, в семье и детских дошкольных учреждениях.

Многие педагоги и  психологи на протяжении уже нескольких десятков лет уделяют игре особое внимание. Игра занимает первое место  в жизни ребенка, но все же главная  ее функция – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

Каждому возрасту присуща  своя ведущая деятельность, которая  позволяет фиксировать особенности  психического развития детей на том  или ином возрастном этапе. Согласно теоретическим позициям психологов                             (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова,                              Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. В ней развиваются произвольное внимание и память, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения».

Через игру ребенок познает  окружающий мир, овладевает духовными  ценностями, усваивает  предшествующий социальный опыт.  Идея включения  игры в процесс обучения издавна  привлекает внимание педагогов.  К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал легкость, с которой дети усваивают  знания, если они сопровождаются игрой. Он рекомендовал педагогам  включать  в занятия  как  можно больше  игровых ситуаций,  делать  их наиболее увлекательными. Такого же мнения  придерживались       ведущие  отечественные  педагоги  Р.  И.  Жуковская,  А.  С.  Макаренко,     Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева.  Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Экологическое  образование детей старшего дошкольного возраста  в процессе игры».

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования игр в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Объект  исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста  через игру.

 Предмет исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе

В настоящей работе нами поставлены следующие задачи:

    1. Изучить состояние проблемы экологического образования детей в теории  и практике.
    2. Подобрать и систематизировать игры, игровые обучающие ситуации для использования в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста. 
    3. Разработать перспективный план экологического образования детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игр и игровых обучающих ситуаций.

Исследование проводилось  в несколько этапов.

На  первом этапе проводился анализ философской, психолого- педагогической литературы, определялись методы исследования, формулировались цели и задачи исследования. Были раскрыты основные  понятия по теме исследования, определено их содержание. На данном этапе использовался метод изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы с целью анализа состояния проблемы экологического образования детей в теории и практике.

На  втором этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста. Разрабатывался перспективный план работы экологического образования детей старшего дошкольного возраста в процессе использования игр и игровых обучающих ситуаций.

На  третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности формирующего эксперимента,   проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы.

База  исследования: Исследование было организовано на базе МАДОУ №22 г. Бугуруслана.  В эксперименте участвовали дети в возрасте 5-6  лет, в количестве 10 человек.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения,   двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

 

1.1. Состояние  проблемы экологического образования  детей в теории и практике

 

Работу над проблемой  экологического образования детей  мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Анализ теоретических источников по указанной проблеме позволил нам выделить понятийный аппарат, необходимый в дальнейшей работе. Ключевые слова: экологическое образование дошкольников, диагностика воспитанности детей дошкольного возраста, технология (формы и методы) экологического образования дошкольников.

“Экологическое образование – это основа национальной безопасности России. Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.” (И.Д.Зверев) [7].

В  обществе не ослабевает внимание к  экологическому   образованию  детей  дошкольного возраста, но организация педагогического процесса в детском саду сопряжена с целым рядом  проблем, среди которых - низкая  экологическая  грамотность педагогов, трудности в проведении диагностики их экологической воспитанности. Зебзеева В. А., кандидат педагогических наук, сделала вывод, что учет этих  проблем  требует особого внимания к выбору технологии  экологического   образования  детей дошкольного возраста.

Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки  экологического воспитания расширились  от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков. Экологическим образованием дошкольников называется непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, системе ценностных ориентаций [30, с. 51].

Экологическое образование  дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на "становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие" (Л. В. Моисеева,  Н. А. Рыжова,  Т. А. Серебрякова) [20, с. 30].

Целью экологического образования  в дошкольном возрасте является развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к  изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков и формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, что способствует достижению положительного итогового результата – становлению начал экологической культуры.

Результатом экологического образования должна стать экологически развитая личность, которой присущ экоцентрический тип экологического сознания, характеризующийся психологической включенностью человека в мир природы, восприятием природных объектов как полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию  с миром природы. Такая личность демонстрирует единство  соответственно   развитых сознания и эмоционально-психических состояний    (Б. Т. Лихачев, 1993) [30, с. 54].

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей.

Дошкольное детство  – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. [14, с.11] Это обусловлено тремя главными особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятием природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы.

Зебзеева В. А. считает, что эффективными формами экологического образования сегодня  являются "уроки  доброты", "уроки мышления", экологические экспедиции, коллекционирование, "зеленый патруль", трудовой десант, эколого-психологический тренинг  и др. [30, с. 208].  Среди интересных приемов – экологические игры. Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, игра "Строительство города" (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры -  формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при соблюдении экологических норм и правил).

Она предлагает так же использовать имитационные экологические  игры основанные на моделировании экологической деятельности. Игра "Экосистема водоем" позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, а игра в "Экологические пирамидки" помогает показать пищевые цепи. В таких играх ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных.

Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры