Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время возникла экологическая ситуация, которая характеризуется серьезными противоречиями во взаимодействии общества и природы. В правительственных документах подчеркнута острота задач охраны природы, рационального использования ее ресурсов и указано на необходимость решительных мер воспитательного характера. Особое внимание уделяется вопросам кардинального улучшения экологического образования, повышения экологической культуры и знаний в этой области у российских граждан и особенно у молодежи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы экологического образования детей….
1.1 Состояние проблемы экологического образования детей в теории и практике …………………………….
1.2 Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе ……………..
1.3.Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста ………………………………
Выводы по 1 главе ……………………………………………………….......
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры …
2.1. Диагностика уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе констатирующего эксперимента ………………………….
2.2. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста через игру ……………………
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений, отношений и навыков поведения в природе на этапе контрольного эксперимента……………………………….…………………………………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..……
Заключение……………………………...………………………….……...…….
Список литературы ……………………………………………………..……..

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Ушмодина.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Соревновательные экологические  игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических  знаний, умений, навыков [30, с. 214].

Одна из проблем, с  которой сталкиваются воспитатели  в процессе экологического образования детей – проведение диагностики. В процессе экологического образования изменения в личности происходят на двух уровнях – внешнем и внутреннем, что вызывает потребность исследовать экологическую воспитанность так же на двух уровнях. На внутреннем уровне исследованию подвергаются потребности, способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки. На внешнем уровне изучаются отношения, поступки, деятельность ребенка в природе.

Сегодня в практике активно  используется целый ряд диагностических методик, способствующих выявлению уровня экологического развития детей дошкольного возраста.

По мнению Зебзеевой  В. А. особое значение в экологическом  образовании детей дошкольного  возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка. Детям предлагаются следующие задания: полить комнатные растения, поухаживать за животным и др. В процессе выполнения задания можно выявить, понимают ли дети цель труда, поставленную взрослыми, характер мотивации труда, умеют ли дети по внешнему виду определять растения, нуждающиеся  уходе, способен ли ребенок предвидеть результат труда, умеют ли дети планировать свою работу по уходу за комнатным растением, умеют ли дети самостоятельно готовить необходимое оборудование для труда, проверить освоение детьми способов ухода за комнатными растениями [11].

Данные диагностики  позволяют педагогам и родителям  следить за ходом экологического развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования. Но для ребенка дошкольного возраста важно не то, каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, а то, каким способом эти знания были освоены. Ребенок в этом возрасте имеет право быть любым, а система образования должна предоставить ему наиболее благоприятные условия для развития. Педагоги и родители должны учитывать  проблемы  и приоритеты современной технологии  экологического   образования  детей дошкольного возраста [30, с. 254 – 256].

Таким образом, проведенный  нами анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического образования детей показал, что  в общей системе всестороннего  и гармоничного развития человека экологическое  образование ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Дошкольный период детства – важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Нельзя плодотворно решать проблемы экологического образования, не учитывая сформированные в дошкольном детстве способности личности [5, с. 136]. Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.

Естественной основой  процесса такого воспитания должны стать  объективно складывающиеся в различные  возрастные периоды отношения с  окружающей средой. Педагогическая стратегия  должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди  - часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь" [30, с. 56].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Содержание экологических представлений, отношений и навыков поведения детей старшего дошкольного возраста в природе

 

Содержание образования  – система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта. Основным содержанием экологического образования является формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение  детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых  биоценозов, знаний приспособительских зависимостей существования живых  организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такое знание в процессе общения ребенка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения проявляется  в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни.

Процесс становления  осознанно-правильного отношения  к природе сопровождается определенными  формами поведения ребенка, которые  могут служить критериями оценки уровня, его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями) [20, с.3].

Содержание экологического образования является важнейшим  фактором экологического развития. Ядро содержания экологического образования  включает в себя четыре взаимосвязанных  компонента (А. Н. Захлебный): познавательный – знания, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии; ценностный – осознание детьми значения природы, как универсальной ценности не только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической и т. д.; нормативный – овладение нормами, правилами поведения в окружающей природной среде; деятельностный – овладение видами и способами общественно-полезной практической деятельности, направленной на формирование умений экологического характера [30, с. 60] .

Анализ литературы и  практический опыт работы позволяет выделить ряд принципов отбора содержания экологического образования дошкольников: научности, доступности, гуманистичности, интеграции, целостности, конструктивизма, деятельностного подхода, регионализма, системности, преемственности.

Содержание экологического образования детей старшего дошкольного возраста раскрывается в программах воспитания и обучения детей. Например, в программе "Детство" В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой (1999) предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека), расширяются и конкретные представления о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, его   состояний и здоровья).

Программа Н. А. Рыжовой "Наш  дом – природа" (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с  целостным взглядом на природу, пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Одной из первых  в 90-х  годах появилась программа С. Н. Николаевой "Юный эколог". Содержание ее отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде.

Содержание экологических  знаний охватывает следующий круг: связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность  к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств (И. А. Хайдурова) [30, с. 60].

В содержании экологического образования детей в сфере  формирования отношения ребенка к миру природы выделяется опыт ценностного отношения к природе и окружающему миру. Так, например, выделен ряд объектов, к которым необходимо формировать ценностное отношение – человек, его жизнь, здоровье, природа. Определены ценностные аспекты, роль которых непреходяща в формировании образа мира и понимании дошкольниками взаимосвязи между человеком и природой. В сфере формирования отношения  к природе у ребенка-дошкольника акцент делается на освоении положительного опыта эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

Работа по формированию экологического отношения детей  к природе в процессе экологического образования строится в нескольких направлениях: развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли; формирование потребностей, установок личности, ценностных ориентаций, направленных на субъектное восприятие объектов природы; формирование личностно значимых целей экологической деятельности [30, с. 65].

Включение в содержание экологического образования дошкольников проблем экологии способствует осознанию  ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме.

В настоящее время  вопросам экологической безопасности в образовательных программах для  дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например, правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться [28, с. 24].

Таким образом, экологическое образование  и воспитание наиболее молодых граждан  должно начать непрерывное экологическое  образование социально-экологического содержания, которое состоит в обучении человека принципам жизни в новом столетии, в новый эпос развития цивилизации. Ведь дети должны понять, что охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения.

В становлении экологического сознания особенное место принадлежит  игровой деятельности. Именно в ней  формируются у детей моральные  нормы и правила поведения в природе.

 

 

 

 

1.3. Игра   как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

 

Игра представляет собой  особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [12, с. 257]. Дошкольное детство - это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выгодский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства [21, с. 18]

Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе – вопрос малоисследованный в науке и неупорядоченный в практике. Между тем, можно предположить, что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире, станет эффективным средством экологического воспитания, научит детей бережному отношению к природе, что актуально на сегодняшний день.

Педагоги и психологи  уделяют большое внимание игровой  деятельности, ибо она выполняет  ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра – это альтернатива действительности, и потому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка [25, с. 5].

Каким образом можно  использовать игру в процессе ознакомления дошкольников с природой? Каково ее место среди методов и приемов, способствующих формированию  у  детей реалистических представлений  о растительном  и животном мире, об экологической культуре?

Прежде, чем приступить к рассмотрению данных вопросов, необходимо раскрыть смысл понятия "метод". Так, у В. И. Даля: "МЕТОД – способ, порядок, основания; принятый путь для  хода, достижения чего-либо, в виде общих  правил" [2, с.226]. В словаре Д. Н. Ушакова "МЕТОД – путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь" [31, с. 443]. В педагогике метод рассматривается как система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

В таком определении  метода подчеркивается двусторонний характер процесса обучения. Методы обучения не ограничиваются деятельностью педагога, а предполагают, что он с помощью  специальных способов стимулирует  и направляет познавательную и связанную с ней практическую деятельность самих детей. Таким образом, можно говорить о том, что в методах обучения отражается взаимосвязанная деятельность педагога и детей, подчиненная решению дидактической задачи [12, с. 225].

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. Еще К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги Р. И. Жуковская, А. С. Макаренко, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Тихеева. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых – обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков  и умений. Исследованиями В. Н. Аванесовой, Ф. Н. Блехер,                             А. К. Бондаренко, Е. И. Удальцовой, А. П. Усовой, А. И. Сорокиной установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Информация о работе Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе игры