Экологическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2014 в 17:19, контрольная работа

Краткое описание

Отдельный инструмент – экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

Вложенные файлы: 1 файл

экологическое образование контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)
  1. Что такое экологическое образование

 

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды»

Это определение отчасти вбирает в себя не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения. Попробуем разобраться, где грань между ними. Проведем простую аналогию: что такое медицинское образование? В самом общем виде, это получение знаний и умений, позволяющих лечить людей. Педагогическое образование – позволяет эффективно обучать людей. А экологическое? 

Согласно этой аналогии, экологическое образование – это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. Таким образом, любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет делать конкретно. Может быть, это директор завода, который приобретает не только автобус для рабочего поселка, но и очистной фильтр. Или это космонавт, который возвращает мусор с орбиты, чтобы не захламлять космос. Фермер, который сохраняет перелески от распахивания, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, следящий, чтобы в окурке не оставалось даже малейшей искры.

А что такое «экологические закономерности»? Это не столько научные сведения о приспособлении живых форм, сколько идеи о том, что

1) все живые существа взаимосвязаны,

2) биосфера едина для всех,

3) любые изменения в ней затрагивают  и человека. 

Экообразованию способствует экологическое просвещение, которое помогает привлечь внимание, заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям людей, помогает обеспечить массовый резонанс экологическим идеям. Но в отличие от образования, оно не стремиться дать системных знаний и навыков, которые могут быть квалифицированы, оценены. 

Отдельный инструмент – экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

 

Экологическое воспитание

Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Это отнюдь не синоним экообразования. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Их усвоение важнее, чем запоминание конкретных сведений. В воспитании высока роль не образовательных учреждений, а неформального общения в кругу семьи или референтной группы, свободное наблюдение окружающих. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе.

В процессе экологического образования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура. Также как музыкальная культура позволяет нам создавать музыку и ориентироваться в ее разнообразии, экологическая культура дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Это не простой выбор! Что лучше, оставить лес нетронутым и живым, или продать его как доски, опилки, смолу, шишки и препараты женьшеня? Что лучше, резко ограничить вылов рыбы Черного моря - или перевыполнять план вылова, перерабатывая большую часть рыбы на удобрения и корм скоту? Люди, не имеющие экологической культуры, обычно останавливаются на втором варианте, более выгодном в данный момент. Но через некоторое время они сталкиваются с последствиями – опустыниванием суши и обеднением моря, исправить которые трудно либо вообще невозможно. Вернее, сталкиваются не они: экологический ущерб обычно достается населению, особенно новым поколениям, а сиюминутная прибыль – хозяйственникам. Способность препятствовать такому хозяйствованию – тоже элемент экологической культуры общества.

Экологическое воспитание и образование развивают в сознании несколько базовых установок:

1. Человек – это живое существо, он зависит и нуждается в мире живой природы. Отгораживаясь от нее искусственной средой и материалами, он многое теряет. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей. Антропосфера – это зависимая часть биосферы. 

2. Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и человеческого мира. Поэтому необходимо сохранять ее часть в первозданном виде – как заповедники, парки. Дикая природа имеет такое же право на существование на Земле, как и человек. Соседство с дикой природой не ухудшает, а, напротив, обогащает мир человека.

3. Живые и неживые элементы  природы, включая и человека, имеют  сложные взаимосвязи. Воздействие  на один элемент либо искажение  самих связей приводит к изменениям  во всей природной системе. 

Усвоение этих установок формирует экологическое сознание. Этот процесс опирается на разнообразные информационные потоки, развивающие личность. Любовь к природе может прививаться не только при чтении книг Э. Сетона-Томпсона и при просмотре фильма «Бемби», но и на футбольном стадионе – где редкое животное является талисманом любимой команды, или на конкурсе граффити. Поведение родителей на пикнике, друзей в походе, пешеходов и пассажиров – всё здесь имеет воспитательное значение. Человеку можно привить не только любовь, но и отвращение к природе, стремление разрушать и портить ее! Эта очень важный момент: в обществе есть мощные силы, которые не столько препятствуют формированию экологического сознания (или экологизации), сколько целенаправленно создают экофобные установки. Приведу такой пример. Молодые люди, попадающие на природу, обычно стремятся к более «взрослому», «независимому» и «варварскому» поведению, бросающему вызов обычным нормам. Они много курят, пьют спиртное, жгут костры, ломают ветки или скамейки, устраивают шум. Это не столько их прихоть, сколько устойчивая социальная традиция: «так положено». Те, кто ей не следуют, воспринимаются как аутсайдеры. Собирать мусор, разжигать костер на оборудованном (или хотя бы старом) кострище, следить за сохранностью леса, вести себя тихо, чтобы не потревожить животных – в среднем расценивается как неподобающее, «не крутое» занятие. 

 

Экологическое сознание 

Формирование экологического сознания (или экологизация) идет двумя путями – рациональным, за счет убеждения и осознания здравых аргументов, и иррациональным – за счет принятия каких-то идей на веру, получения неосознаваемых эмоциональных впечатлений. Огромный поток подсознательных экофильных установок поступает через массовую культуру, особенно кино. Работая над этой статьей, я сделал над собой усилие и посмотрел фильм «Остров доктора Моро», чтобы вооружиться примером. Это новая версия, имеющая мало общего с романом Г. Уэллса. Доктор Моро представлен там как великий генетик, потративший талант нобелевского лауреата на маниакальное экспериментирование с животными и людьми. Несмотря на все безобразие и безграмотность фильма, основная его линия – глубоко экофильная: неразумное (или слишком разумное) вторжение в природу рождает чудовищ. Даже то, что разрушение мира Моро начинается с убитого кролика, символически напоминает об экологической катастрофе в Австралии, вызванной вспышкой численности кроликов. 

Особый путь экологизации, который предлагают активисты экологической этики – прививать любовь и благоговение к природе. Это миф, который приходится внушать с детства, причем миф довольно новый. Еще сто лет назад по этому поводу крутили пальцем у виска: что там любить? Природа рождает комаров, плесень и хищников, а человеку надо от этого оградиться и вычерпывать больше ресурсов! «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», - замечательная формулировка экофобной стратегии прошлого столетия. Мы одолеем чащобы и болота, чтобы посадить сады и распахать поля, мы победим дикое зверье, чтобы дать простор тучным стадам и прогуливающимся дачникам. Но на самом деле человеческий мир оказался окружен индустриальными пустырями, где царит бурьян, вороньё и бродячие псы.

Угроза экологического кризиса потребовала, чтобы экологизация начиналась с самого раннего возраста и охватила не только сознание, но и подсознание. Природу надо не только понять умом, но и возлюбить душой. Но как? В древних племенах люди не разрушали природу скорее из чувства страха перед сакральным наказанием. Современным детям тоже пытаются создать мотивацию страха – перед экологическим кризисом и его ужасающими последствиями для здоровья человека и окружающей среды. Это очень зыбкий миф, ибо в реальности всё наоборот. У людей, проживших «кризисный» ХХ век, средний возраст смерти не снизился, а, наоборот, увеличился, причем в два раза – с 40 до 80 лет. Популяция людей не сократилась (как бывает при кризисе), а увеличилась, причем в пять раз. Средний уровень жизни человека по всем показателям значительно возрос. Следовательно, человечество претерпевает не кризис, а необычайное процветание. 

Таким образом, на одних «страшилках» далеко не уедешь. Поэтому эковоспитание пошло другим путем – стремлением вызвать сочувствие, восхищение, уважение, дружелюбие по отношению к одушевленной дикой природе. Из опасного противника, которого надо одолевать, она превратилась в хрупкого товарища, требующего нашего покровительства. 

Современным детям возможность «кормить и спасать» доставляет огромную радость. Как и многим взрослым! В этом году в начале марта я стал свидетелем такой ситуации. Во Флориде большая группа оглушенных дельфинов выбросилась на берег. Кстати, командование близлежащей военной базы сразу отвергло мысль, что дельфинам мог повредить сонар подводной лодки (так что причина почти прозрачна). Чтобы помочь им, туда съехались тысячи людей. Стоя в воде днем и ночью, под дождем или на слепящем солнце, люди пытались кормить дельфинов, держали их на руках, делали им массаж (от неподвижности дельфины быстро погибают). А было холодно! Добровольцев набралось так много, что полиция блокировала доступ к пляжу (мы тоже собирались участвовать в спасении, но нас не пустили). Часть дельфинов отвезли в бассейны морских центров, чтобы там с трудом выхаживать… кого? В сущности, промысловых зверей. Ведь еще недавно (а Япония до сих пор) их ловили, чтобы делать собачьи консервы. О времена, о нравы… Но нравы изменились!

 

 

 

Экологическое мышление

И все-таки, большинство взрослых гораздо серьезнее детей. Им нужны более осознанные мифы, приправленные рациональными аргументами: «Мы любим природу, потому что…» Поэтому требуется развитие экологического мышления, при котором люди планируют действия, оценивают их и прогнозируют последствия не только в социальном, экономическом, но и в экологическом плане. Любовь к природе осознается как в своем роде прибыльная технология, позволяющая экономить ресурсы и решать социальные проблемы. Поэтому она легла в основу Концепции Устойчивого развития, которая родилась в результате деятельности Римского Клуба, движения «зеленых», Всемирной Хартии Природы и Решений Генеральной Ассамблеи ООН по Охране Окружающей Среды. Концепция Устойчивого развития стала новой мировой парадигмой человечества, к которой присоединилась большая часть населения планеты.

Термин Sustained development, переводимый как «устойчивое развитие», любят критиковать, но на самом деле он весьма точен. Развитие может быть неустойчивым: сегодня наши дела идут в гору, а завтра мы оказываемся в глубокой яме, если не сказать более жёстко. Мы в этом не заинтересованы, мы хотим, чтобы развитие общества продолжалось, поэтому выбираем sustained development. Эта стратегия позволяет решить и этико-правовую проблему: по какому праву мы вычерпываем ресурсы Земли - в погоне за собственной прибылью, лишая этих ресурсов наших детей, внуков и правнуков? 

Понятие ресурса, которое ныне расширилось, помогло добавить экономические аргументы, ощутить любовь к природе хотя бы «по расчету». Если раньше болото или озеро воспринимались как некая зона, отчужденная от человеческой деятельности, то теперь это – ценный ресурс. В чем же ценность? Во-первых, в поддержании стабильных эколого-климатических условий. Осушим болота – начнут гореть торфяники, пересохнут реки, исчезнут леса, птицы и звери. Убытки! А вслед за этим тысячи людей утратят здоровье, работу, возможность интересно провести выходные на природе. Ибо рекреационные возможности – тоже ресурс, причем дорогой. Попробуйте насадить на пустыре парк с беговой дорожкой и водоемом для купания – обойдется во многие миллионы. А природа может предоставить эту услугу бесплатно, если не сносить уже готовый лес при строительстве нового микрорайона, не засыпать озеро. Ресурсом является красота ландшафта, его познавательный потенциал, его историческое значение. Важнейший ресурс – биоразнообразие. Чем больше видов в экосистеме, тем она устойчивее. И тем интереснее! 

Интерес – мощнейшая мотивация сохранения дикой природы. В современном мире индустрия удовлетворения интереса набрала огромные обороты: кино, книги, компьютерные игры, путешествия, музеи. Сюда же отнесем национальные парки, заповедники, которые привлекают массу туристов с толстыми кошельками. Я побывал во многих заповедниках России и США, где сохраняется дикая природа. Туда приезжают тысячи людей с фотоаппаратами, которые ведут наблюдение (bird watching – очень модное занятие). Дети набираются там удивительных впечатлений, потому что они видят, например, зубров, аллигаторов, акул, пеликанов – и не в зоопарке, а в естественной среде. Таким образом, изолируя данную территорию от хозяйственного пользования, государство, тем не менее, получает от нее прибыль, а общество – неоценимую пользу. Отсутствие таких возможностей обедняет нашу жизнь. 

 

Природоохранное образование

Заметим, что термин «экологическое образование» используется намного шире своего первоначального значения «получение знаний о взаимоотношении живых организмов между собой и с окружающей средой», которое сохранилось в англоязычной среде. Оно включает в себя не только собственно знания по экологии, но и так называемое environmental education. Слово environment переводится как «окружающая среда», «окружающий мир», без возможности произвести прилагательное. Появившиеся термины энвайронменталистика и энвайронментальное образование оказались слишком громоздкими и чуждыми нашему языку, поэтому не прижились. А ведь здесь существует своя специфика – более масштабный подход, ориентация на экосистемы, окружающие человека. К примеру, занятием по экологии может быть изучение числа бактерий, инфузорий и дафний в аквариуме (система «хищник - жертва»), а по энвайронменталистике – изучение городского пляжа, где сходятся три среды обитания естественной природы, плюс присутствуют люди и их искусственная среда. 

Информация о работе Экологическое образование