Экологическое образование и экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно понимаем, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате человеческой деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к природе и к ее ресурсам, из–за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат соцэкология.docx

— 27.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДООБУСТРОЙСТВА


 

 

 

 

Кафедра общей и инженерной экологии.

 

 

Реферат на тему экологическое  образование и экологическая  культура.

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка

571 группы ФЭП

Яковлева М.И.

Проверила

Кононосова Т.А.


 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013 г.

 

 

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно понимаем, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве жизни населения. В результате человеческой деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к природе и к ее ресурсам, из–за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание.

Россия отнесена ООН к  странам с наихудшей экологической  обстановкой: 15 % ее территории отнесено к зонам экологического бедствия и экологического неблагополучия. Несмотря на то, что в сфере охраны окружающей природной среды задействованы  все рычаги управления сформирована нормативно – правовая база, экологический  механизм, функционируют многочисленные природоохранные органы, ситуация продолжает оставаться критической. Одной из причин является низкий уровень экологической  культуры граждан, под которой подразумевается  экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования.

В настоящее время экологическое  воспитание и образование являются одним из актуальных направлений  развития системы образования и  воспитания в целом. Без экологического просвещения невозможно формирование общественного экологического сознания.

Экологическое воспитание –  это способ воздействия на чувства  людей, на сознание, взгляды и представления. Оно повышает уровень сознательности граждан, прививает бережное отношение  к природе, озабоченности ее состоянием, обеспечивает подготовленность каждого  к нравственному поведению в  природной среде.

Экологическое воспитание должно охватывать все сферы общественной жизни. Основной средой, где происходит формирование личности, является семья, поэтому родители, кроме основополагающих норм поведения в обществе, должны прививать ребенку основные начала экологической культуры. Следует  отметить, что нынешняя ситуация в  некотором роде парадоксальна: уровень  экологической образованности детей  зачастую превышает уровень родителей. Дети нередко могут преподнести  «уроки экологии» своим родителям.

Начала экологической  культуры закладываются в семье. Последующее экологическое воспитание должно осуществляться обществом. В  этом смысле многое зависит от руководства  страны, от уровня его экологической  культуры, от того какое значение придается  задачам охраны окружающей среды.

Экологическое воспитание дополняется  экологическим образованием. Экологическое  образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для  охраны окружающей среды. Действующим  законодательством провозглашена всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания.

Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и  образование должно охватывать всех членов общества.

Принцип комплексности экологического воспитания и образования означает, что два разных процесса воздействия  на сознание людей должны осуществлять ся в комплексе с учетом научно обоснованных методических требований.

Принцип непрерывности означает право и обязанность граждан, специалистов, руководящих работников, профессиональная деятельность которых  оказывает вредное воздействие  на окружающую среду и здоровье человека, повышать свою квалификацию через действующую  систему экологического воспитания и образования.

Таким образом, в задачи экологии входит сохранение духовной среды, формирующейся  в процессе жизнедеятельности человека, что должно способствовать всестороннему  развитию человеческой личности, решающей как вопросы общественной жизни, так и управление средой своего обитания.

 

Экологическое образование — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими, знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1997 г.) в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением Правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования». 
Вместе с социально-гуманитарным образованием экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития. 
Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования. Специалисты экологического профиля готовятся сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России. В 1992 г. состоялся первый выпуск бакалавров первого в России негосударственного высшего учебного заведения экологического профиля — Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Одним из важнейших направлений своей деятельности МНЭПУ считает содействие «становлению новой этики, необходимой для пересмотра взаимоотношений человека и "биосферы"». 
Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Ее Генеральный директор Ф. Майор, считал необходимой постановку Глобального экологического воспитания в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных организаций и кончая вузами и системами переподготовки кадров. По его представлениям, «наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если ; мы не внушим каждому... простую и убедительную мысль: люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь» (1990). 
Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, по Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения. 
Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

— всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек  ответственен за все живое 
— Природа — была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство; 
— чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее; 
— призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие; 
— если все оставить так как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»; 
— сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира — экоцентрическим; 
— люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности. 
Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы — в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направлений в охране окружающей среды. 
Вряд ли можно согласиться с теми авторами, которые утверждают, что в процессе «смены приоритетов» воспитание экологического сознания играет важную, но все-таки не главную роль. По их мнению, главный фактор успеха — экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономному образу жизни. 
Конечно, одного экологического мышления при решении природоохранных работ будет мало, если оно не опирается на прочную экономическую основу. Но, с другой стороны, возможно ли осуществить концепцию экологически устойчивого развития, при котором экономика должна развиваться наряду, вместе с экологией, людьми, у которых сформировался антропоцентрический тип экологического сознания? 

Экологическое образование  является важнейшим фактором устойчивого  развития общества. На современном  этапе экологическое образование  строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений  человека и природы, на стремлении к  гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы  определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность  изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся  по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических  проблем.

Первые представления  детей о природе закладываются  в семье и детском саду. Дошкольники  получают конкретные представления  о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и  т. д. В начальной школе (1–4 классы) важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”. В основной школе (5–9 классы) экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы (10–11 классы) экологические знания обучающиеся получают в ходе более  углубленного изучения таких учебных  предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др.

В зависимости от учебного плана образовательного учреждения экологию можно изучать как отдельный  учебный предмет (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации”) или на профильном уровне (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”). Учитывая большое социальное значение экологической подготовки школьников, многие образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана (часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов) ввели отдельные курсы экологической направленности, а также организовали работу кружков и секций во внеурочное время.

Ежегодно Федеральное  агентство по образованию (Рособразование) Министерства образования и науки Российской Федерации проводит всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право без вступительных испытаний поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников достойно отстаивают честь страны на международных олимпиадах по экологии.

В системе дополнительного  образования детей действуют 25 897 творческих объединений эколого-биологической направленности, в регионах проводятся различные мероприятия в рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, а также с педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Ежегодно только на федеральном этапе во всероссийских конкурсах, выставках, олимпиадах и других мероприятиях участвуют более 3000 школьников из разных субъектов Российской Федерации. В рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися проводятся: всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды; всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост” (“За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам”); всероссийский конкурс “Моя малая Родина”.

 

С целью разработки и апробации  модели профильного обучения старшеклассников с сентября 2007 г. на базе Федерального детского эколого-биологического центра (ДЭБЦ) организована работа творческих объединений обучающихся по ботанике, зоологии и гидробиологии; открыт уголок живой природы. Начиная с 2006 г., на базе ДЭБЦ совместно с Республиканским эколого-биологическим центром Министерства образования Республики Беларусь проходит Слет юных экологов Беларуси и России “Экология без границ”.

В 2007 г. образовательные учреждения высшего профессионального образования  осуществляли подготовку специалистов по 10 специальностям экологического направления, из них подведомственные Рособразованию вузы – по 8 профильным специальностям:

 

Таблица №1. 

 

Специальность

Кол-во вузов

Прием, чел.

Выпуск, чел.

Общий контингент обучающихся, чел.

020801 “Экология”

58

1388

1393

7271

020802 “Природопользование”

42

998

922

5359

020803 “Биоэкология”

24

687

389

3013

020804 “Геоэкология”

24

841

747

4324

280201 “Охрана окружающей  среды и рациональное использование  природных ресурсов”

56

2066

2170

10291

280202 “Инженерная защита  окружающей среды”

61

1878

2063

10175

280302 “Комплексное использование  и охрана водных ресурсов”

14

177

224

846

280402 “Природоохранное обустройство  территорий”

8

145

180

761


 

 

Учебно-методическое обеспечение  по специальностям осуществляют учебно-методические советы и комиссии образовательных  учреждений высшего профессионального  образования: Московский государственный  университет им. М. В. Ломоносова, Российский химико-технологический университет  имени Д. И. Менделеева, Московский государственный  технический университет имени  Н. Э. Баумана, Московский государственный  университет природообустройства.

Информация о работе Экологическое образование и экологическая культура