Живопись ка средство экологического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.

Содержание

Введение. 3
Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников. 5
Значение живописи в развитии эстетических и гуманных чувств у детей. 8
Пути формирования эстетического восприятия детьми пейзажа. 11
Система ознакомления с живописным пейзажем детей 4-7 лет. 15
Роль наглядного пособия в восприятии детьми живописи в экологическом образовании. 17
Заключение. 21
Список литературы. 23

Вложенные файлы: 1 файл

Теория и методика экологического образования..docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

Так мы ставим задачей развивать  самостоятельность восприятия, сохранять  его свежесть, то поэтому воспитатель  не поощрял детей, которые воспринимали картину как бы чужими глазами, говорили чужим языком. Методика работы должна быть такой, чтобы пробуждать самостоятельность  восприятия и оценок. Нужно давать как можно больше высказываться  самим детям, и как можно меньше должен авторитетно высказываться  педагог. Важно добиться непосредственности восприятия, свободы высказываний и  оценки, не нужно, чтобы ребенок пересказывал мнения, навязанные воспитателем или товарищами по группе.

Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством связано с яркими впечатлениями от окружающего мира. Для полного восприятия художественного произведения детям необходим запас наблюдений и опыта положительно – активного отношения к окружающему.

Процесс понимания художественного образа представляет собой «накладывание» имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства. Особое место в этом процессе отводиться изобразительной деятельности и изобразительному искусству, которые являются одной из форм активного, эмоционально-нравственного познания окружающей действительности, его творческого характера.

Воспитание творческого восприятия природы особенно ярко выражается через ознакомление и восприятие детьми пейзажных картин.

Пути  формирования эстетического восприятия детьми пейзажа.

На первом занятии, задача которого - учить детей полнее воспринимать и глубже переживать конкретно-чувственный  образ определённого момента  природы использовали приём «вхождения в картину». Этот игровой прием обеспечивает полноту ощущения образа, большую его переживаемость.

На следующем занятии  повторно рассматриваются уже известные  детям картины (одно и тоже явление, написанное разными авторами). Задачи этого занятия – учить видеть средства выразительности, с помощью  которых художники дали характеристику одного образа. ...Выразительные средства при сопоставлении двух картин дети понимают активнее и успешнее.

Задачей следующего занятия  было: учить детей воспринимать художественно-образный смысл картины, используя параллельное чтение стихотворного отрывка.

Следующая форма занятия  – повторное рассматривание картины  в музыкальном сопровождении знакомой мелодии. Сама форма вызывает у детей чувство радости и удовлетворения. Музыка обогащает восприятие картины: в процесс восприятия включилось воображение; именно музыкальное сопровождение заставило детей силой воображения представить то, что непосредственно сам художник в картине не показал. Зрительные и слуховые ощущения, включённые в процесс восприятия, углубили его, сделали его полнее. Музыкальное сопровождение способствовало полноте восприятия картины, в то время как картина, в свою очередь, углубила переживание музыкального образа.

Следующее занятие – без предварительных вопросов педагога к детям. Ценность приёма в том, что он нам позволяет выявить непосредственно впечатление детей от восприятия картины, без комментариев педагога, без всякого навязывания готового суждения. Детям предоставлена полная самостоятельность высказываний, они непосредственно выражают свои мысли и чувства. Каждый может высказать свои мысли и чувства, поддержать или, наоборот, не согласиться с суждением товарища, мотивируя и отстаивая своё понимание картины. От воспитателя такой приём требует большой гибкости. К нему целесообразно прибегать лишь на том этапе, когда ребёнок в процессе обучающего эксперимента приобрёл некоторый опыт и знания и в определённой мере уже подготовлен к самостоятельным высказываниям.

Задача следующего занятия  – учить детей видеть, какими средствами пользуются художники для  передачи своего замысла, решалась при одновременном рассматривании сразу двух картин, сравнение и сопоставление которых дают положительные результаты. При таком сопоставлении дети ясно видят, как одно и то же явление по-разному показывает каждый художник. Дети с интересом отличают и общее и разное в выразительных средствах, проявляя подчас большую наблюдательность.

На следующем занятии (задачи: учить видеть, что интересного  заметил художник в природе, какими выразительными средствами об этом рассказал) воспитатель сразу направляет восприятие детей по определённому руслу: увидеть средства выразительности, несущие определённое смысловое содержание. Подсказ и вопрос воспитателя: «Художник хочет поделиться тем, что ему самому очень понравилось. Что же интересного он заметил в природе?» – требуют от ребенка осмыслить увиденное, выделить в нем главное и увидеть это главное с точки зрения художника. Чтобы дети это почувствовали, воспитатель этому подчинил и короткое вступление, и прямое указание увидеть (...), и, наконец, своё заключение, в котором, обобщив ответы детей, сделал акцент на главное.

На последующем занятии  дети под руководством педагога учатся смотреть целенаправленно: не перечислять  все подряд, а видеть то интересное, чем хочет поделиться с нами художник. Обобщая высказывания детей и поощряя наиболее тонкие наблюдения, педагог подчеркивает определенный реальный смысл в детских суждениях, наполняя картину жизнью. На занятии воспитатель стремится к тому, чтобы дети воспринимали выразительные средства не сами по себе, а несущими определённое смысловое содержание. [4]

  Развивать у детей  доброту сердца, чуткость души, действенную  любовь ко всему прекрасному,  художественный вкус, творческое  воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки  в эстетической и художественной  культуре своего народа - одна  из главных задач. Оказать помощь  в ее решении может изобразительное искусство, в частности, один из самых его эмоциональных жанров - пейзажная живопись.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Однако пейзаж – это не просто изображение общих свойств природы, ее естественных закономерностей (время года, суток, погода), входящих в образную, социально-историческую, национальную и географическую характеристику страны, местности, указывающих на специфику национальной жизни, уклада. Это также выражение взглядов, убеждений, мыслей и чувств художника как представителя определенной эпохи. В пейзажной живописи предстает духовная атмосфера времени.

Художественный пейзаж –  высшая ступень восприятия человеком  природы. Художник-пейзажист располагает  большими возможностями отбора, обобщения  и выражения гармонии ее естественной красоты языком живописи.

В зависимости от того, что  является объектом изображения, различаются  и виды живописного пейзажа: первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной  пейзаж), море (морской), горы (горный), космос (космический); измененная человеком природа - села и города (соответственно сельский и городской  пейзаж) с их  ландшафтами; конструкции  мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный), изображение какой-либо местности  в определенную эпоху (исторический), а также сказочный  и фантастические  пейзажи. Природа  на полотнах художников предстает в  разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные   настроения.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой; многомерностью, многообъектностью. В ней предстает во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь все это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение, художнику помогает   язык живописи: колорит, композиция и рисунок.

Научить детей видеть все это великолепие, расшевелить чувства, разбудить воображение, ассоциации, помочь проникнуться смыслом и гармонией живописного пейзажа – вот сложнейшая задача взрослого.

Психологи и педагоги утверждают, что для полноценного восприятия художественного произведения детям  необходим запас наблюдений, опыта  положительно-активного отношения к окружающему. Глаз, воспитанный на наблюдении многообразия форм, на изучении   красочных   сочетаний в    природе, будет более восприимчив к красоте искусства. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства.

Эстетически оценивая явления  природы, человек вкладывает в эту  оценку свое содержание, ассоциации, то есть связывает восприятие внешних   качеств природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Это важно, так как через это закладывается фундамент эстетического и художественного развития детей.

Система ознакомления с живописным пейзажем детей 4-7 лет.

Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно познакомить с пейзажами, в которых ярко представлены сезонные проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни, а также с некоторыми средствами выразительности пейзажа.

Детям   старшего дошкольного   возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях, а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания о которых могут почерпнуть из других источников – литературы, кино. Надо познакомить детей с пейзажами, изображающими различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи – колорите, композиции, рисунке.

В 6-7 лет можно познакомить  детей с такими видами пейзажей, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым «секретам» использования художниками живописного языка пейзажа.

Однако всегда следует  исходить из возможностей детей, и задача педагога – определить эти возможности.

Чтобы подвести ребенка к  постижению красоты живописного  пейзажа, надо суметь передать свое видение, свои ощущения, подобрать слова, которые  бы тронули ребенка, нашли взволнованный  отклик в его душе. [5]

 

Роль наглядного пособия в восприятии детьми живописи в экологическом образовании.

В дошкольном возрасте преобладает  образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений  о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие  раздаточные картинки, слайды, диафильмы  репродукции и видеофильмы позволяют  рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать  образным, показать ребенку то, что  стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Каждое дошкольное учреждение и отдельные воспитатели имеют  различный иллюстративный материал, правдиво и разнообразно отражающий природу: наглядные пособия, фотографии, вырезки из календарей и журналов, репродукции произведений известных  художников. Весь этот материал может  быть использован в педагогическом процессе самым различным образом - для рассматривания, рассказывания, беседы, для формирования у детей  новых представлений и уточнения  имеющихся, для оформления выставок, игр-путешествий, досугов. Выше уже  отмечалась роль картинок для календарей: карточки, на которых изображены новорожденные  хомячки, полностью восполняют пробел наблюдений; карточки с изображением атмосферных явлений служат средством  фиксации наблюдений за погодой.

Особую ценность имеют  цветные, большого размера учебно-наглядные  пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с  изображением леса и лесных животных в разные времена года. В России лес разного состава занимает большие пространства; он широко представлен  в народных и авторских сказках, в литературных произведениях, в  живописи. Тема леса традиционно является важной в ознакомлении детей с  природой. [3]

Экологическое воспитание дошкольников на примере лесной экосистемы имеет  очень большое значение, оно базируется на ряде существенных аспектов:

- Все лесные животные  имеют ярко выраженные внешние  морфофункциональные приспособительные  особенности, доступные познанию  детям дошкольного возраста (маскировочная  окраска покровов, например, у зайца-беляка, белки, ежа, ящерицы, лягушки;  приспособленность к быстрому  передвижению по земле и по  деревьям; приспособленность к нахождению  и поеданию пищи, к защите от  врагов, выращиванию потомства).

- Жизнь леса подчинена  сезонным закономерностям неживой  природы: деревья, кустарники  имеют сезонный облик, так же  как и покров лесной почвы  (грибы, ягоды, травы, опавшие  хвоя и листья); образ жизни  животных также носит сезонно  приспособительный характер (например, зимняя спячка бурого медведя,  ежа; выведение потомства разными  животными в весенне-летний период; линька, запасание кормов и пр.).

- Лес - это сообщество  растений и животных, все они  связаны между собой цепочками  питания (растительноядные животные  поедают разные части растений, хищники нападают на растительноядных  животных).

Все эти моменты, если они  представлены на картине учебного пособия, дают возможность формировать у  детей первоначальные представления  о лесе как экосистеме, причем картина  в силу своей статичности позволяет  длительно ее рассматривать, многократно  обсуждать, сосредоточивать внимание ребят на разных явлениях из жизни  леса, т.е. в определенном отношении, для детей дошкольного возраста, картина является универсальной  наглядностью, она важнее, чем видео  или слайд-фильм. Рассматривание картин экологического содержания может предшествовать экскурсии в лес и завершать  ее.

Начинать рассматривать  такие картины с целью формирования у детей отчетливых и правильных представлений целесообразно со средней группы. У четырехлетних  дошкольников преобладают сказочные  представления о лесе и его обитателях, их собственный опыт в этой области еще невелик, поэтому картина дает возможность: показать реальные объекты и события; сделать доступным восприятию из жизни лесной экосистемы то, что обычно скрыто, показать лесных животных в их естественной среде.

Информация о работе Живопись ка средство экологического воспитания детей