Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Краткое описание

Энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

Поставщиками могут быть страны—экспортеры нефти, ведущие добычу Как в районах Северного моря (Англия, Норвегия), так и в зоне Персидского залива (страны Ближнего и Среднего Востока).

Несмотря на то, что расстояние до Беларуси от месторождений Северного моря ближе, чем из региона Персидского залива, имеющиеся там запасы недостаточны для обеспечения даже близлежащих стран Западной Европы. Так как разведанные запасы нефти в странах Ближнего и Среднего Востока более чем в два раза превышают запасы всех остальных месторождений на Земле, а также в связи с наличием стабильных грузопотоков нефти из этих стран в Европу, для Республики Беларусь в качестве основного альтернативного варианта следует рассматривать поставку нефти из этого региона Двумя путями:

• южный — через Одессу;

• северный — через Роттердам.

В Роттердаме необходима перегрузка нефти из танкеров дедвейтом 200 тыс. тонн в танкеры дедвейтом до 60 тыс. тонн для последующей перевозки  ее в порты Балтийского моря. В  свою очередь транспорт из портов до НПЗ республики обеспечивается трубопроводами при максимальном использовании существующих систем.

Из проведенных расчетов следует, что все рассмотренные  альтернативные варианты по уровню цен  настоящего времени дороже поставок из России почти в два раза. Если предположить, что Россия в перспективе будет продавать нефть за границу по мировым ценам, то и в этом случае ее стоимость в республике будет дешевле альтернативных вариантов на размер транспортных издержек.

Очевидно политику нефтеобеспечения следует ориентировать на создание совместных с Россией комплексов по транспортировке нефти и реализации нефтепродуктов.

Электросистема Беларуси тесно связана с электросистемой России. Сотрудничество продолжается, и при подписании соответствующих договоров электроснабжение Беларуси будет более устойчивым.

В настоящее время подписанию соглашения между Беларусью и Россией мешают различные формы собственности на энергопредприятиях. Но эта проблема преодолима. По примеру Франции и других стран энергетика Беларуси в ближайшее время не будет децентрализована и приватизирована. В Германии, например, произведена недавно централизация энергофирм. Там из 9 создано 2 крупных энергетических концерна.

Беларусь имеет возможность не только удовлетворять свои потребности в электричестве, но и экспортировать часть его. Сейчас ведутся соответствующие работы на Березовской ГРЭС для экспорта электроэнергии в Польшу.

Такая экспортная схема станет частью мероприятий по погашению белорусского долга перед РАО "Газпром". "Газпром" поставит на Березовскую ГРЭС на Брестчине природный газ сверх согласованной квоты, выработанная электроэнергия будет продана в Польшу. Валютная выручка от экспорта частично пойдет на погашение долга перед "Газпромом" и на реконструкцию самой ГРЭС.

В худшую сторону изменились и условия поставки газа. В 1997 году 70 % их Беларусь оплачивала по бартеру. С 1998 года правительство России потребовало сокращения бартерных операций и в отношениях с Беларусью. Теперь Беларусь должна отплачивать валютой 70 % поставок газа, на бартерные сделки отведено только 30 %.

В среднем в год через  Беларусь в Западную Европу прокачивается 21—25 млрд кубометров природного газа, при этом плата за транзит 1000 м3 составляет 1,75 дол. США. Не оплачивая транспортировку газа по белорусской территории, Россия экономит около 40 млн дол. США в год. Для Беларуси такое сотрудничество пока выгодно: в результате наша страна получает газ на 30 дол. США дешевле (за каждую 1000 м3), чем в среднем по Европе, однако в 4,8 раза дороже, чем внутренние потребители в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нетрадиционная энергетическая безопасность: новый подход для Беларуси

 

Усилия по диверсификации потоков  поставки энергоресурсов и внедрению  технических новшеств в белорусскую  экономику, без сомнения, являются необходимыми мерами по обеспечению более безопасной белорусской энергетической системы. Однако этого недостаточно. Вместо того, чтобы ограничиваться традиционными подходами к решению проблемы энергетической безопасности, Беларуси было бы целесообразно применить нетрадиционный подход в этом вопросе. И хотя последний может применяться к жидкому топливу, наибольшую пользу от этих изменений в перспективе можно извлечь именно в системе электроснабжения.

Прежде всего, нетрадиционный подход к энергетической безопасности требует, чтобы специалисты в области  планирования рассматривали потребителей в качестве активных, а не пассивных  участников энергетического рынка. Например, в так называемой «чистой  измерительной» системе потребители  «свободны либо продавать свои излишки  электроэнергии в магазинах, либо покупать излишки у других домохозяйств». Для того чтобы сделать это, люди вкладывают средства в производящие энергию технологии, т. е. небольшие ветровые машины и солнечные фотоэлектрические установки, а в период низкого потребления и высокой производительности продают свои излишки электроэнергии обратно в сеть или операторам местных систем распределения. Последний обзор белорусских возобновляемых источников энергии Ф. Мейснера и его рекомендации по разработке законов о серьезных и надежных льготных тарифах отражают этот принцип .

Установка домашнего и коммерческого  контроля, который позволит достигнуть высокого уровня возможности «реагирования  на спрос», является еще одним примером переосмысления роли потребителя. Преимуществ  этой так называемой «умной сети»  несколько: «Усовершенствованная инфраструктура измерения... облегчает взаимодействия и связи между регулированием спроса и потребностями энергосистемы  в целом... В частности, ее внедрение позволяет собирать, хранить и использовать детальную информацию о потреб-лении электроэнергии (например, 15—60-минутные интервалы) и дает возможность коммунальным службам активнее привлекать потребителей электроэнергии к более рациональному управлению своим собственным потреблением на основе определенных временных рамок и с учетом опыта, приобретаемого потребителями почти в реальном времени по их моделям потребления, в то же время потенциально улучшая управление основной системой электроснабжения».

Управление такого рода позволит также  осуществить более полное внедрение  в массовое производство ресурсов переменной генерации (например, энергии ветра  или солнечной энергии, а в  некоторых случаях и гидроэнергии). По сути информация в реальном времени позволит операторам «стимулировать» сокращение спроса таким образом, чтобы синхронизировать его с изменением поставок, что часто присутствует в системах, использующих высокий процент ресурсов переменной генерации.

Как стратегии чистого измерения, так и интеллектуальные сети представляют собой позитивные шаги на пути создания более эффективной и разумной электроэнергетической системы. Тем  не менее, они имеют и ряд недостатков, а именно — рассмотрение домашних хозяйств и предприятий как не более чем экономических субъектов, мотивированных исключительно вопросами  стоимости и цены. Значительная часть  литературы содержит мысль о том, что по сути домашние хозяйства, предприятия и местные сообщества могут играть гораздо более активную роль в формировании контуров системы электроснабжения. В частности, общественные организации могут играть важную роль в реализации своего рода «участия», к которому призывают сторонники интеллектуальных сетей и других программ, ориентированных на спрос.

Идея привлечения отдельных  лиц и сообществ как к определению  контуров системы электроснабжения, так и к мотивации домашних хозяйств, фирм и других организаций  к изменению своего отношения  к энергопотреблению едва ли нова. Более трех десятилетий назад, например, А. Ловинс заявил о возможности «каждого принять меры, в отсутствие препятствий со стороны централизованной бюрократии, и сделать свой энергетический выбор посредством демократического политического процесса». С этого времени «общественная энергетика» стала очень спорным понятием, несущим множество значений, одним из самых важных среди которых является различие между инициативами «сверху вниз», т. е. институциональными или правительственными усилиями, и инициативами «снизу вверх», выдвигаемыми местным населением или организациями сообществ.

Независимо от того, какие программы  могут подходить любой конкретной местности или стране, центральным  остается вопрос: какой тип программы  будет наиболее эффективно стимулировать  подобного рода долгосрочные и устойчивые поведенческие изменения со стороны  домашних хозяйств, предприятий и  даже государственных учреждений, необходимые  для достижения истинной энергетической безопасности? В этом отношении наиболее полезны два подхода: во-первых, тот, который относится к инновациям и их распространению, и во-вторых, последние исследования в области социальной психологии, связанные с использованием социальных норм в качестве механизмов стимулирования положительных изменений в поведении. Оба вида исследований сводятся к одному важному выводу о том, что успешное распространение технологий, т. е. связанных с энергетикой программ, зависит как от самих технологий, так и от политического и социального контекста, в котором эти технологии развиваются.

Хотя существует множество подходов, которые могут быть использованы для создания уровня участия, необходимого для реализации нетрадиционного  подхода к энергетической безопасности, в том числе совещательный избирательный процесс, гражданский суд присяжных, датские конференции технологического консенсуса, а также различное участие «соседского» уровня в городских условиях, ни один из этих процессов не предусматривает постоянного уровня взаимодействия. Вместо этого от людей требуется определить меры или просто решить конкретную проблему в течение ограниченного количества времени и часто во взаимодействии с группой незнакомых людей, а не с соседями или другими членами сообщества, с которыми они могли бы развивать устойчивые долгосрочные отношения. В результате эти усилия, как правило, не создают своего рода социального капитала или общественных организаций, необходимых для решения сложных вопросов, которые присущи энергетической системе.

Одним из подходов, который имеет  потенциал для преодоления этих проблем, являются все более популярные «общественные работы», определяемые Г. Бойтом как «самоорганизованные усилия группы людей, которые создают предметы, как материальные, так и нематериальные, имеющие серьезное гражданское значение». Есть несколько основных аспектов, связанных с этим процессом. Во-первых, пересмотр системы электроснабжения, осуществляемый посредством общественных работ, требует, чтобы управление оставалось в руках членов сообщества, что, учитывая присущие системе электроснабжения сложности, является непростой задачей. Второй важной особенностью общественных работ является понимание того, что отдельные лица и сообщества имеют свои интересы, которые являются как практическими, так и принципиальными. Общественная система энергоснабжения, контролируемая при помощи общественных работ, развивает эти интересы и стремится найти пути к скорейшему их удовлетворению. Наконец, суть систем электроснабжения, основанных на принципах общественных работ, не состоит в разработке серьезных технических инноваций либо определения наилучшего способа для проектирования АЭС или даже ветровых машин для использования коммунальными службами. Речь идет о построении общественных отношений, необходимых для реализации перехода к безопасной системе электроснабжения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Беларусь ждет непростое энергетическое будущее. Вся сложность ситуации состоит в том, что страна лишена природных запасов энергоресурсов. Несмотря на изобилие торфа и леса, они не могут быстро восполняться и заменить нефть.

В связи с этим Беларуси нужно  мыслить творчески и найти  способ, как двигаться вперед и  использовать потенциал своего народа в реализации более разумной и  устойчивой энергетики будущего. Вопрос не в том, какой набор ресурсов будет эксплуатироваться. Специалисты  в области планирования могут  обратиться к внутренним запасам  торфа, солнечной энергии, энергии  ветра или гидроэнергетике, они  также могут продолжать импортировать  большие объемы природного газа из России или увеличить поток венесуэльской  нефти, или они могут и, конечно, должны продолжать вкладывать средства в эффективные стратегии, ориентированные  на снижение спроса. Независимо от выбранного варианта, однако, предприимчивость и  активность имеют решающее значение для формирования энергетического  будущего страны. Невключение этого варианта в систему планирования развития энергетики неизбежно приведет к снижению энергетической безопасности Беларуси.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Белстат: спад производства был только в топливной промышленности [Электронный ресурс] // Информационно-правовое агентство «Регистр». — Режим доступа: <http://www.profmedia.by/newse/eb/50246/>.

2. http://msd.com.ua/osnovy-energosberezheniya/varianty-obespecheniya-belarusi-toplivno-energeticheskimi-resursami/

3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=479153

 

Министерство образования Республики Беларусь


УО «Полоцкий государственный  университет»

 

 

Кафедра ХТТ и УМ

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине «Основы энергосбережения»

 

Название вопроса: Энергетическая независимость и безопасность государства, варианты обеспечения РБ топливно-энергетическими ресурсами.

 

 

Студента заочного отделения  ФЭФ

Группы 08-ФКз

Курс 5

Варнава Артема Петровича

Шифр 0825010406

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент _________________

Подпись рецензента_________

Отметка о зачете ___________

Дата приема _______________

 

 

 

 

 

Новополоцк 2012г.

 


Информация о работе Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь