Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 22:22, реферат

Краткое описание

Энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.33 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всего человечества.

Можно сказать, что на данный момент не выработано единое понимание  самого понятия энергетической безопасности государства (ЭБГ), а в ряде случаев  значения, которые страны вкладывают в это понятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания  этого понятия как глобального, энергетическая безопасность означает не только предотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между  поставщиками и потребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группы стран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам. Невозможность развития экономики  без энергетики означает также невозможность  преодоления проблем, которые давно  признаны мировым сообществом как  глобальные: бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этого следует вывод, что  энергетическая безопасность является составной частью глобальной системы  безопасности.

Проблематика энергетической безопасности нашего государства многогранна. К  ней обращаются специалисты различного профили Соответствующее исследовательское  поле также неисчерпаемо и поэтому  важно отметить, прежде всего, наиболее принципиальные моменты социального  характера.

Ключевая задача, которая ставится перед разработчиками любой стратегии  энергетической безопасности – обеспечение  соответствия её содержательной стороны  национальным интересам государства. Что при таком рассмотрении представляет собой национальный интерес государства? Это – общий знаменатель интересов  всех граждан, которые его населяют, независимо от их этноконфессиональной принадлежности, их социального статуса. Относительно энергетической безопасности указанный общий знаменатель выглядит следующим образом: это достижение энергоёмкости народнохозяйственного комплекса, способствующей его полноценному функционированию; удовлетворение энергетических потребностей физических лиц, гарантирование в масштабах всей страны, энергопотребления, которое не влечёт за собой ухудшение её финансового состояния, не наносит ущерб окружающей среде.

 

  1. Энергетическая безопасность государства

 

    1. . Понятие, сущность 

В последнее время в  высших эшелонах власти большое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Вопросы ЭБ признаны актуальными мировым сообществом.

Однако, несмотря на повышенный интерес к проблемам ЭБ со стороны  политических лидеров, понятие ЭБ не определено даже в таком документе  как документ о Глобальной энергетической безопасности, принятый на саммите  «Группы восьми» в 2006 г. Напротив, в научных работах это понятие  подвергается анализу.

Такая ситуация может привести к недопониманию сущности ЭБ, нестыковки теории (научных разработок) и практики (государственного регулирования, поддержки  отдельных проектов в сфере энергетики и др.).

В общем виде безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Как следует  из приведенного определения, к объектам безопасности относятся: личность –  ее права и свободы; общество –  его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность.

Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно  обеспечивает существование и возможности  прогрессивного развития объекта безопасности. Под угрозой, в свою очередь, понимается совокупность условий и факторов, стечение обстоятельств, значительно  увеличивающих риски жизнедеятельности  объекта.

Энергетическая безопасность подразумевает состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованных потребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами  приемлемого качества, а также  защищенности от нарушений стабильности, бесперебойности топливо- и энергоснабжения.

 

1.2. Цель и принципы обеспечения энергетической безопасности государства 

Целью политики ЭБГ является последовательное достижение качественно  нового уровня ее главных характеристик:

· способности ТЭК надежно  обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;

· способности потребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самым  нерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;

· устойчивости энергетического  сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным  угрозам, а также его способности  минимизировать ущерб, вызванный проявлением  различных дестабилизирующих факторов.

Важнейшими принципами обеспечения  энергетической безопасности являются:

· гарантированность и  надежность энергообеспечения экономики  и населения страны в полном объеме в обычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или  возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;

· восполняемость исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);

· диверсификация используемых видов топлива и энергии (экономика  не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя);

· учет требований экологической  безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающими  требованиями охраны окружающей среды);

· предотвращение энергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);

· создание экономических  условий (прежде всего за счет налоговых  и таможенных мер), обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализацию структуры экспорта;

· максимально возможное  использование во всех технологических  процессах и проектах конкурентоспособного отечественного оборудования. 

1.3. Критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности государства

 

Для оценки уровня энергетической безопасности государства можно  применить следующий состав показателей (индикаторов):

 

1. Индикаторы обеспеченности  электроэнергией:

· доля собственной выработки (отношение выработки электроэнергии электростанциями к годовому потреблению  электроэнергии);

· производство электроэнергии на душу населения (отношение производства электроэнергии к численности населения);

· потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом  комплексе (отношение потребления  электроэнергии в коммунально-бытовом  комплексе к численности населения).

 

2. Индикаторы обеспеченности  тепловой энергией:

· коэффициент покрытия (отношение  суммарной располагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовой потребности в тепловой нагрузке);

· производство тепловой энергии  на душу населения (отношение производства тепловой энергии к численности  населения);

· расход котельно-печного  топлива (КПТ) (отношение фактического расхода топлива к нормативу);

· доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённых  источников теплоснабжения к числу  действующих источников теплоснабжения);

· коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потери тепловой энергии к произведенному количеству);

· среднее число аварий на один источник теплоснабжения (отношение  числа аварий на источниках теплоснабжения к числу источников теплоснабжения);

· коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношение протяженности  тепловых и паровых сетей, нуждающихся  в замене к общей протяженности). 

  1. ВАРИАНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЛАРУСИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

 

По мнению ряда энергетиков, уже через несколько лет Беларуси придется пережить тяжелейший энергетический кризис.

Главная проблема — высокая  степень энергетической зависимости нашей страны от внешних источников. 85—90 % сырья для белорусской топливной промышленности импортируется из России. По мнению специалистов белорусского теплоэнергетического института, такая ситуация небезопасна. По нормам развитых стран не рекомендуется импортировать более 30 % топливно-энергетических ресурсов из одной страны. В противном случае государство становится слишком зависимым от сырьевых источников.

Белорусское правительство  залогом энергетической безопасности государства считает то, что в стране есть развитая сеть электростанций. Однако учитывая, что вся белорусская электроэнергия производится на российском газе, считать нашу электроэнергетическую систему самостоятельной не приходится.

В то же время уже сейчас около половины белорусских энергетических мощностей требует замены. Значительная часть теплоэлектростанций по своим  техническим характеристикам не соответствует нынешним потребностям энергопотребления. Электроэнергия, произведенная на белорусских ГРЭС, стоит дороже, чем импортируемая из Литвы и России.

При выборе вариантов энергообеспечения  необходимо учитывать два основных фактора — экономичность и безопасность.

Возможные варианты поставки газа:

А) из России по существующей и вновь сооружаемой системе газопроводов;

Б) из Туркменистана по существующей системе газопроводов через Казахстан—Россию—Украину, а также путем сооружения нового газопровода с учетом интересов сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши, России);

В) из месторождений Северного  моря путем строительства нового газопровода через Польшу;

Г) из Ирана с учетом имеющегося соглашения о строительстве газопровода для подачи газа на Украину и в Азербайджан;

Д) сжиженного природного газа (СПГ) из государств-экспортеров: Ливии, ОАЭ, Брунея через порты Черного или Балтийского морей с последующей его регазификацией в портах и транспортировкой до республики по газопроводам.

По всем перечисленным  вариантам отсутствуют обосновывающие материалы их эффективности с учетом прогнозируемых цен на энергоносители и необходимых инвестиций, однако на основании существующих аналогов и экспертных оценок осуществлено их ранжирование по степени возрастания затрат для республики. Ранжирование выполнено исходя из предположений, что:

• в прогнозируемом периоде  все государства-экспортеры энергоресурсов будут осуществлять их продажу по мировым ценам на своей границе вне зависимости от внутренних затрат на их добычу и транспорт;

• затраты на импорт энергоресурсов по вариантам будут отличаться преимущественно  величиной транспортных расходов и объемом требуемых инвестиций на новое строительство магистральных газопроводов.

С учетом названных обстоятельств предпочтительно следующее ранжирование вариантов по степени возрастания затрат:

• вариант "а" — из России;

• вариант "б" — из Туркменистана  по существующей системе газопроводов;

• вариант "б" — из Туркменистана  со строительством новой системы газопроводов;

• вариант "в" — из месторождений  Северного моря;

• вариант "г" —- из Ирана;

• вариант "д" — поставка СПГ из стран Персидского залива и Северной Африки.

Для Республики Беларусь, расположенной  в центре восточно-европейского региона и не имеющей выхода к морю, возможны следующие пути поставки нефти:

• из России по существующей системе магистральных газопроводов;

• через территории сопредельных государств (Украины, Литвы, Латвии, Польши), имеющих и создающих морские  нефтеперевалочные комплексы для приема нефти из танкеров, при этом реализуется комбинированная трубопровод – но-морская транспортная схема поставки нефти.

В качестве альтернативы существующей схеме поставок возможны два основных направления:

• южное — через порты  на Черном море (Одесса);

• северное — через порты  на Балтийском море (Вентспилс, Гданьск, Росток и др.).

Информация о работе Энергетическая независимость и безопасность государства Республики Беларусь