Экологическое право как комплексная отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 19:03, лекция

Краткое описание

1. Понятие экологического права как отрасли права
1.1. Этапы становления и развития экологического права
1.2. Предмет и метод экологического права
2. Система экологического права как отрасли права, соотношение экологического права с другими отраслями права.
3. Экологические правоотношения: субъекты, объекты, содержание.

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 120.50 Кб (Скачать файл)

б) природные комплексы, состоящие из различных видов и элементов перечисленных природных объектов. В силу этого правоотношения, складывающиеся по поводу этих объектов, имеют определенную специфику. Например, правоотношения по использованию и охране особо охраняемых территорий; правоотношения, складывающиеся в лечебно-оздоровительных местностях;

в)  природная окружающая среда в целом, которая выступает объектом экологических правоотношений при определенных видах антропогенного воздействия на нее. В частности, предусмотрены меры правового воздействия в случаях превышения предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду, правовые требования обеспечения экологического благополучия в той или иной местности хозяйствования и т. п.

Объекты экологических правоотношений второго вида - порядок эксплуатации и охраны природных объектов - можно подразделить на следующие разновидности:

а) порядок эксплуатации природных объектов, при котором устраняется возможность природоохранных нарушений. Например, лимитирование водопотребления и водоотведения предотвращает истощение и загрязнение водоемов;

б) порядок охраны природных объектов, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, возможностью введения ограничений на использование отдельных природных объектов в целях охраны окружающей природной среды достигается та или иная цель, стоящая на данный момент и в данной конкретной местности.

Перечисленные объекты экологических правоотношений второго вида представляют собой по существу законность и правопорядок в экологических правоотношениях как главную цель эколого-правового режима. Их можно назвать юридическими, в то время как первый вид объектов можно назвать материальными.

Особенности объектов экологических правоотношений оказывают влияние на содержание данных правоотношений, основу которых составляют правомочия субъектов. Так, в зависимости от степени нарушения почвенного покрова земли, землепользователь обязан применять либо противоэрозионные мероприятия, если почва поражена эрозией, либо почвенно-восстановительные (рекультивационные) - если допущено механическое нарушение этого покрова, либо мелиоративные - если ухудшились природные свойства почв.

Наконец, особенности объектов экологических правоотношений служат главным критерием отграничения правоотношений данной природы от правоотношений, складывающихся в других отраслях правового регулирования. Например, правоотношения по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота не могут быть отнесены к числу экологических, поскольку объектом таковых является совокупность особей животного мира, во-первых, естественного происхождения в дикой свободе, а во-вторых, находящаяся в условиях этой дикой свободы. Соответственно, сельскохозяйственный скот не может являться объектом экологических правоотношений.

Особенности объектов экологических правоотношений могут быть типичными и индивидуальными. Например, земли могут быть типизированы на категории и земельные угодья; леса - на категории защитности и группы и т. д.

Типичные особенности, в отличие от индивидуальных, влияют на содержание правоотношений в значительно большей степени.

Как уже отмечалось, эколого-правовые нормы могут реализовываться субъектами права как через экологические правоотношения, так и вне их. В силу этого все субъекты, участвующие в реализации эколого-правовых норм, можно подразделить на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Субъектом экологического права может быть любое лицо, поскольку охрана природы в России является конституционной обязанностью каждого (ст. 58 Конституции РФ). В частности, любое физическое или юридическое лицо, обладая правом общего природопользования (проезд, проход, забор воды из водоема и др.), обязано соблюдать при этом требование не навредить природе, в результате чего эколого-правовые нормативы реализуются вне экологических правоотношений.

Субъектом же экологического правоотношения может быть не любое, а лишь то лицо, которому законом дан допуск к участию в тех или иных экологических правоотношениях. Например, субъектами правоотношений по приоритетному пользованию животным миром могут быть лишь граждане, принадлежащие к группам населения коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования животного мира.

Субъекты экологического права - это лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права. Например, свои обязанности не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира водопользователи осуществляют и без каких-либо взаимоотношений с другими лицами, самостоятельно. Однако, если для реализации своих природоохранительных обязанностей, им приходится обращаться за оказанием услуг к другим лицам (например, к водохозяйственной организации для строительства берегоукрепительных сооружений), то из субъекта экологического права этот водопользователь превращается в субъект экологического правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений можно подразделить на две основные группы: управомоченные и обязанные. Существование этих групп является обязательным признаком экологического правоотношения по неизбежной схеме - каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов.

Обязанные субъекты экологических правоотношений являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Например, в правоотношениях водных сервитутов управомоченные субъекты могут осуществлять водопой своего скота из водоема собственника, т.е. обязанного субъекта, а последний обязан предоставить собственнику скота как управомоченному субъекту возможность такого использования водного объекта в соответствии с пределами сервитута.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не являются раз и навсегда данными, с изменением содержания правоотношений они меняются местами. Так, орган государственного контроля за использованием и охраной земель, испрашивая необходимую информацию о состояния земель у землепользователя, является управомоченным субъектом по отношению к землепользователю, являющемуся обязанным субъектом. Однако, если данный контролирующий орган вмешивается в деятельность землепользователи с превышением своих полномочий, то землепользователь через суд ставит этот орган в положение обязанного прекратить незаконные действия субъекта экологических правоотношений. При этом сам землепользователь становятся управомоченным по отношению к контролирующему государственному органу субъектом на период восстановления нарушенного законом положения.

Правомочия субъектов экологических правоотношений можно подразделить на общие и специальные. Если первые предусмотрены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены для определенного круга субъектов, имеющих специфику в правовом статусе. Например, право общего природопользования принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, а право специального природопользования — тем субъектам, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования.

В некоторых видах экологических правоотношений законом детально классифицированы виды общих и специальных правомочий субъектов экологических правоотношений.

Темы для докладов, сообщений

 

  У К А З

 

                  ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

         О государственной стратегии  Российской  Федерации

                    по   охране окружающей среды

                 и обеспечению устойчивого развития

 

 

     В целях    определения   государственной   стратегии   действий

Российской Федерации  по  охране  окружающей  среды  и   обеспечению

устойчивого развития, а также руководствуясь документами Конференции

ООН по окружающей среде и развитию, п о с т а н о в л я ю:

 

     1. Одобрить  Основные   положения   государственной   стратегии

Российской Федерации   по  охране  окружающей  среды  и  обеспечению

устойчивого развития согласно приложению.

 

     2. Правительству  Российской Федерации:

 

     утвердить  в  2-месячный  срок   план   действий   Правительства

Российской  Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 годы в

качестве первого этапа реализации Основных положений государственной

стратегии   Российской   Федерации  по  охране  окружающей  среды  и

обеспечению устойчивого развития;

 

     разработать  и внести в 1994  году  на  рассмотрение  Президента

Российской  Федерации проект концепции перехода Российской Федерации

на  модель  устойчивого  развития,  обеспечивающей  сбалансированное

решение  задач  социально-экономического  развития  на перспективу и

сохранения   благоприятного    состояния    окружающей    среды    и

природно-ресурсного  потенциала  в  целях  удовлетворения  жизненных

потребностей населения.

 

     3. Настоящий  Указ вступает в силу с момента  его подписания.

 

 

     Президент

     Российской  Федерации                              Б.Ельцин

 

     Москва, Кремль

     4 февраля 1994 года

     N 236

 

 

           Основные положения  государственной  стратегии

          Российской Федерации по охране  окружающей среды

                 и обеспечению устойчивого развития

 

 

     Основные положения   государственной    стратегии    Российской

Федерации по  охране  окружающей  среды  и  обеспечению  устойчивого

развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов

государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,  органов

местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений

по обеспечению   комплексного   решения   проблем  сбалансированного

развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.

 

     Осуществление  государственной  стратегии  Российской  Федерации

по охране   окружающей  среды  и  обеспечению  устойчивого  развития

предусматривает реализацию закрепленного  в  Конституции  Российской

Федерации  права  граждан  на  благоприятную окружающую среду,  прав

будущих поколений на пользование  природно-ресурсным  потенциалом  в

целях  поддержания  устойчивого  развития,  а  также решение текущих

социально-экономических задач в неразрывной связи  с  осуществлением

адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды,  сбережению и

восстановлению природных ресурсов.

 

 

              1. Обеспечение  экологически безопасного

         устойчивого развития в условиях  рыночных отношений

 

     В целях  обеспечения   экологически   безопасного   устойчивого

развития осуществляется         государственное        регулирование

природопользования и  стимулирование  природоохранной   деятельности

путем проведения      целенаправленной      социально-экономической,

финансовой  и  налоговой  политики  в  условиях  развития   рыночных

отношений. Хозяйственная  деятельность  ориентируется  на достижение

экономического   благосостояния   в   сочетании   с    экологической

безопасностью России.

 

     Основные направления  деятельности  по обеспечению  экологически

безопасного устойчивого развития:

 

     экологически  обоснованное размещение производительных  сил;

 

     экологически  безопасное         развитие        промышленности,

Информация о работе Экологическое право как комплексная отрасль российского права