Экологическое законодательство Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 09:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы - оценить влияние фальсификации товаров как социального явления.
Для решения поставленной цели я определила такие задачи:
• Изучить истоки зарождения фальсификации и ее эволюцию
• Определить основные предпосылки и побуждения к фальсификации
• Оценить влияние фальсификации товаров в прошлом и настоящем времени
• Раскрыть основные формы фальсификации и меры правовой ответственности за нее

Содержание

Введение 3
Основная часть 7
1.Истоки зарождения фальсификации и способы борьбы с ней: опыт зарубежных стран 7
2.Эволюция фальсификации в России 12
2.1 Зарождение фальсификации и методы борьбы 12
2.2 Фальсификация в России на современном этапе 23
Заключение 28
Список используемой литературы и источников 31
Список используемой литературы 31
Список используемых источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа. Раченко.docx

— 68.61 Кб (Скачать файл)

В Германии, где борьба с  фальсификацией уже производилась  с помощью цеховых уставов, распоряжений городских властей, Закон о подделках пищевых продуктов, игрушек, красок, обоев, посуды для приготовления пищи был принят в 1879 г. Это был один из наиболее жестких европейских законов в сфере производства и реализации фальсифицированных товаров. При этом фальсификацией считалась и неумышленная реализация подделок: «Ибо по роду своей деятельности купец обязан был знать». Наказание за реализацию таких подделок было достаточно жестким.

К концу XIX в. законы о фальсификации  были приняты во многих европейских  странах: Франции (1851), Англии (1872), Германии (1879), Италии (1890), Бельгии (1891), Австрии  и Швейцарии (1892). Эти законы предусматривали  ответственность и наказания  разной степени тяжести за производство и реализацию подделок товаров (термин «фальсифицированные товары» появился значительно позднее). По-разному  трактовалось и понятие о подделке товаров.

Но в законах Англии и Австрии это понятие не распространялось на неумышленную реализацию фальсифицированных товаров по незнанию, это оставляло  некоторые пути, лазейки для фальсификаторов, потому что умышленную подделку иногда доказать трудно. В Германии незнание или неумение продавца фальсифицированных товаров распознать подделку не освобождало  его от наказания.

Меры наказания, предусмотренные  в законах разных стран, также  были разными и зависели от степени  тяжести наносимого потребителю  вреда: от штрафов до арестов, лишения  гражданских прав, почетных званий и даже тюремного заключения сроком от одного до шести месяцев и более. Однако это были более гуманные меры по сравнению со Средневековьем, когда  фальсификаторы предавались смертной казни. Так, в Германии за фальсификацию  пива отрубали голову, в России —  били кнутом, ссылали на каторгу, а  при многократной вине применялась  и смертная казнь.

2.Эволюция фальсификации в России

2.1 Зарождение фальсификации и методы борьбы

 

Борьба с фальсификацией, особенно продовольственных товаров, проводилась и в России. Первые известные меры по борьбе относились к предупреждению количественной и  стоимостной фальсификации4 хлеба в XVII в. в Москве. Выбор продукта был неслучаен. Хлеб являлся основным продуктом питания большей части населения России.

Поэтому в Москве, где  преобладало потребление покупного  хлеба, специальным указом правительства  были установлены «указные» (фиксированные  указом) цены на хлеб, в основном на штучные калачи. Специальный подьячий следил за тем, чтобы цены на хлеб не завышались, а калачники пекли  хлеб установленного веса.

Историки предполагают, что  подьячие так же должны были проводить  и идентификацию по качеству, проверяя по цвету наличие примесей к пшеничной  муке других видов сырья (ржаной, гороховой, ячменной муки). Добавки дешевых видов муки использовались не только в Москве, но и по всей России, что обеспечивало скрытое повышение цен.

Если сравнить с современностью, то можно вспомнить середину 90-х  годов ХХв., когда ввелось ограничение на повышение цен на хлеб. Тогда многие хлебозаводы и мелкие пекарни стали выпускать батоны и буханки меньшей массой( примерно на 50-200 г), что позволяло скрыто повышать цены.

Архивные документы говорят  о там, что в нашей стране вопрос о фальсификации не является новым. Уже в правление Петра I были приняты указы о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Примером может послужить Сенатский Указ от 18 сентября 1713 года, который предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали».

В Указе 1718 г. запрещалась  продажа «нездорового съестного  харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую — сослан на каторгу, за третью — учинена будет смертная казнь».

В Указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам  или велеть закапывать в землю  в особливых местах, а ежели  у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы».  За качеством продукции следила полиция.  Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках: «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе».

Несмотря на тяжесть наказаний, проблема фальсификации оставалась острой и в середине XVIII в., и вначале XIX в. Этому свидетельствует принятие указов 1837, 1841, 1861, 1866 гг. В 1855 году был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В нем устанавливался штраф до 100 руб. на виновных за «приготовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов» (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца.

В Законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению  для продажи и к самой продаже  было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания: штраф — до 300 руб. и арест —  до 3 месяцев.

Среди пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г.), коровье масло, маргарин и искусственное масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем список пополнили  пчелиный мед, кофе, молоко, мука, пиво, сахарин, чай, суррогаты женского молока и др.

В начале XX в. в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Профессор В. Е. Таиров5, владея информацией о фальсификациях виноградного вина, обратился к ведущим ученым страны с предложением высказать свое мнение о подделках, с которыми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов В. Е. Таиров разработал проект закона «О фальсификации пищевых продуктов» Однако этот закон по каким-то соображениям не был принят. Не принят он в России и до сих пор.

Вольное экономическое общество – одно из направлений борьбы с  фальсификацией товаров, и их работу следует отметить, которая особенно активизировалась во второй половине XIX в. . Члены этого общества — ученые химики, физики, технологи, товароведы производили исследования товаров, реализуемых на рынках в разных регионах России (Москве, Петербурге, Казани, Одессе и др.), выявляли и доводили до сведения общественности результаты этих исследований, разрабатывали методы обнаружения фальсификации конкретных товаров. Далее эти исследования публиковались в научных трудах Вольного экономического общества. Огромный интерес вызывали у народа публичные лекции членов этого общества, среди которых были известные основоположники товароведения: М. Я. Киттары6, Я. Я. Никитинский, 7Ф. В. Церевитинов и др.

Потребность информации о  средствах фальсификации конкретных товаров – путь к развитию товароведения  как науки. В конце XIX в. научное товароведение развивается в двух ведущих направлениях: описание потребительских свойств товаров, в том числе обеспечивающих их ассортиментную принадлежность на видовом уровне; характеристика средств и способов фальсификации конкретных товаров, в том числе и методов ее обнаружения. Анализ научных трудов и первых учебников по товароведению с середины XIX в. до 20-х годов XX в. показывает: оба направления существовали совместно, дополняя друг друга.

Одной из первых работ, в  которой рассматриваются средства, способы фальсификации товаров  и методы ее обнаружения, следует  считать книгу доктора физики и химии В. Ходнева «Химия съестных припасов». В 1900 г. А. Альмадинген издает учебник «Товароведение», в котором большое внимание уделяется подделкам товаров и способам их определения. Во всех последующих изданиях учебников по товароведению вплоть до 1923 г. включительно вопросы фальсификации товаров неизменно присутствуют.

Таким образом, можно сказать, что товароведение как наука  начало активно развиваться с  учетом необходимости решения актуальной проблемы предупреждения и(или) обнаружения фальсификации товаров. Ученые-товароведы внесли ощутимый вклад в решение этой проблемы.

Но начиная с 30-х годов  ХХ в. изучению фальсификации товаров уделяется меньше внимания, это объясняется рядом причин. Во-первых, началось интенсивное развитие первого направления за счет углубленного изучения химических свойств и состава продовольственных товаров. Таким образом, до 90-х годов прошлого века научное направление по исследованию химических свойств и состава пищевых продуктов, разработке и проектированию их потребительских свойств при новых технологиях производства и хранения становится в товароведении доминирующим.  Во-вторых, снижается острота проблемы обнаружения и предупреждения фальсификации в СССР вследствие гигантских преобразований, произошедших после 1917 г. Основными вехами этих преобразований явились: смена государственного строя и характера товарно-денежных отношений в результате Октябрьской революции; Гражданская война и интервенция странами Антанты, приведшая к хозяйственной разрухе и голоду; НЭП — кратковременный возврат к существовавшим до революции хозяйственным и товарно-денежным отношениям, но на новом, измененном уровне и при ином государственном строе; отказ от НЭПа и переход к государственному монополизму во всех сферах хозяйственной деятельности организаций и предприятий; перестройка и распад СССР.

Каждый этап изучения фальсификации  характеризуется степенью внимания государственных органов к проблеме обнаружения и предупреждения фальсификации  вследствие затухания или возрастания  ее остроты.

Борьба с фальсификацией продукции началась только после  отмены НЭПа. В период Гражданской  войны и последующие трудные  времена послевоенной разрухи резко  увеличивается производство и реализация фальсифицированных товаров. Однако достоверные  статистические данные не известны, а  контролирующие органы отсутствовали. О размахе в продаже подделок судят лишь по воспоминаниям современников тех лет.

Введение государственной  монополии и контроля за производством и торговлей, а также жесткие репрессивные меры (вплоть до расстрела за «вредительство») значительно уменьшили размеры фальсификации реализуемых товаров.

Термина «фальсификация товаров» не было в нормативно-правовых актах, в том числе в Гражданском, Административном и Уголовном кодексах СССР. Считалось, что в СССР фальсификация  товаров отсутствовала. Так, в учебнике «Товароведение пищевых товаров» под  ред. В. С. Смирнова, изданном в 1946 г., говорится, что фальсификации товаров в СССР нет. Однако это не совсем так. Просто удельный вес фальсифицированных товаров был невысок, так как особой выгоды от их производства и реализации у руководителей государственных предприятий не было, а привлечение к уголовной ответственности и наказание было почти неотвратимым.

Кроме того, в СССР достаточно часто практиковалось введение допусков (допускаемых отклонений) в стандарты, инструкции и другие нормативные  документы, что узаконивало любые  изменения основополагающих характеристик  товаров (ассортиментной, количественной, стоимостной и качества). При наличии  нормативных допусков такие изменения  не считались фальсификацией. Например, в 1962 г. было официально разрешено при  производстве белого хлеба добавление в пшеничную муку кукурузной и  гороховой муки.

Система допусков (отклонений и ограничений) применяется и  в международных стандартах, в  том числе в ИСО ГОСТ Р 9000—2001 «Система менеджмента качества. Общие положения».

На развитие фальсификации  товаров повлияло принятие ряда нормативных  документов, снимающих ограничения  по идентификации товаров и услуг  по их реализации. К ним следует  отнести Указ Президента России Б. Н. Ельцина «О свободе торговли» (1991 г.), Закон РФ «О стандартизации» (1993 г.), Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья и др.

Так, с принятием Закона РФ «О стандартизации» ранее действовавшая  норма об обязательности всех требований стандартов и ТУ отменялась. Со стандартов исчезает надпись: «Несоблюдение требований настоящего стандарта карается по закону». Многими производителями это  воспринимается как вседозволенность, хотя в Законе регламентируется перечень обязательных требований, которые имеют  право проверять органы государственного контроля. Однако численность их была настолько мала, что они могли  проверять менее 0,0001 % всех реализуемых  товаров.

Введение обязательной сертификации всех пищевых продуктов, табачных изделий, определенной части непродовольственных  товаров и их идентификации как  первой операции сертификационных испытаний, казалось, должно было бы остановить поток  фальсифицированных товаров и услуг. Однако это не произошло по следующим  причинам:

    • После введения обязательной сертификации производители и продавцы сами осуществляли отбор образцов, зачастую их фальсифицируя. В дальнейшем эта схема при осуществлении обязательной сертификации была отменена и оставлена только при добровольной сертификации.
    • Официально введена в Правила по сертификации норма о том, что заявитель сам идентифицирует представляемую на сертификацию продукцию. (Позднее эта норма также была отменена.)
    • Высокая стоимость сертификационных услуг побуждала мелких и средних производителей покупать «по дешевке» поддельные сертификаты.
    • Коррумпированность в ряде органов по сертификации, которые выдавали подлинные сертификаты без идентификации и лабораторных испытаний образцов. Но после результатов инспекционных проверок и повторной аккредитации соответствующими службами Госстандарта такие органы постепенно были закрыты
    • Значительный удельный вес фальсифицированной, в том числе и контрафактной, продукции, производители и продавцы которой были заинтересованы в сокрытии их истинных товароведных характеристик.

Информация о работе Экологическое законодательство Европейского союза