Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 19:51, лекция

Краткое описание

Экологический контроль служит для выполнения следующих задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны и подразделяется на два последовательных шага. Вначале специалистами производится сбор и анализ существующей экологической ситуации на предприятии. Затем начинается работа по устранению или воспрепятствованию нарушений законодательных экологических норм, выявленных в результате исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет по практике в ДПР-ЭО-вечерники.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

НИТУ «МИСиС»

 

Кафедра теплофизики и экологии металлургического

производства

 

Отчет по производственной практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

В соответствии со Статьей 1 Федерального закона «Об  охране окружающей среды» экологический контроль - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. 

Экологический контроль служит для выполнения следующих  задач - наблюдение за надлежащим состоянием окружающей среды, выявление вредных  факторов, влияющих на окружающую среду, контроль за исполнением необходимых мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, а также за надлежащим исполнением законодательства в сфере природоохраны и подразделяется на два последовательных шага. Вначале специалистами производится сбор и анализ существующей экологической ситуации на предприятии. Затем начинается работа по устранению или воспрепятствованию нарушений законодательных экологических норм, выявленных в результате исследования.

Ненадлежащее  отношение к состоянию окружающей природной среды со стороны предприятия чревато штрафными санкциями (зачастую очень крупными), привлечением виновных должностных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, возбуждением исков в суд и даже закрытием предприятия-нарушителя.

Осуществляя на конкретном предприятии экологический  контроль, государственные инспекторы по охране природы составляют протокол об экологическом правонарушении, затем  следует распоряжение об обязательном устранении в четко оговоренные сроки данного нарушения. Основанием для подобного предписания является Кодекс об административных правонарушениях.

Для устранения подобных проблем рекомендуется  регулярно осуществлять все необходимые  мероприятия, направленные на поддержание  подобающего уровня охраны окружающей природной среды в связи с ведением хозяйственной деятельности.

 

 

 

Службы, которые могут проводить экологический контроль

Экологический контроль, произведенный независимой фирмой, имеющей на это соответствующее разрешение, не носит карательный характер. Руководству предприятия предлагается план по улучшению экологической обстановки с предупреждением о возможных негативных последствиях его невыполнения.

Экологический контроль, осуществляемый независимой специализированной организацией, будет обладать полной юридической силой. Компетентными специалистами фирмы будет представлена вся необходимая документация и отчетность в соответствии с действующим законодательством РФ в области природоохраны. Проведенный экологический контроль в обязательном порядке будет учитывать специфику предприятия и особенности экологической обстановки в данной местности.

Экологический контроль, проведенный негосударственной профильной компанией, учитывает интересы предприятия и не зависит от государственных структур. Для определения объектов хозяйственной и иной деятельности, природных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, был принят Правительством РФ в рамках постановления от 29 октября 2002 г. N 777 Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды).

Права, обязанности  и ответственность государственных  инспекторов в области охраны окружающей среды определены в ст. 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Среди них можно выделить следующие: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды; проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических лиц и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; иные определенные законодательством полномочия.

     Экологический контроль является одним из средств управления охраной окружающей среды.

Виды  экологического контроля.

 

  • государственный экологический контроль;
  • производственный экологический контроль;
  • муниципальный экологический контроль;
  • общественный экологический контроль.

 

 

Государственный экологический контроль

Основные признаки государственного экологического контроля следующие:

1) осуществляется  от имени государства;

2) осуществляется  специально уполномоченными на  то органами и должностными  лицами;

3) носит вне-  и надведомственный характер;

4) представляет  собой одну из функций государственного  экологического управления;

5) сопряжен с  применением в необходимых случаях  мер административного принуждения.

"В условиях  ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни Российское государство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и его правовой базы. В утвержденных Правительством РФ положениях о специально уполномоченных государственных органах в области охраны окружающей среды, о других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий экологический контроль".

Производственный экологический  контроль.

Производственный экологический контроль согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" (ст. 67) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.

Производственный экологический контроль, как правило, осуществляется экологической службой юридических хозяйствующих лиц и субъектов. Данный вид контроля "включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности" .

 

Муниципальный экологический контроль.

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды производится на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Общественный экологический контроль.

      Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

"По законодательству  РФ общественный экологический  контроль может осуществляться  в различных формах:

а) общественные слушания и  их специфическая форма - парламентские  слушания;

 б) референдумы; 

в) общественная экологическая экспертиза;

г) обращения  в средства массовой информации;

д) направление  жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголовная ответственность уголовным законодательством РФ.

Уголовная ответственность  может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его  совершения, за приготовление и покушение  на преступление.

Объект экологического преступления - компонент природной  среды, связанный с окружающим миром, в том числе рассматриваемый  как объект собственности или  хозяйствования.

Выделяют также  общий экологический контроль, осуществляемый высшими органами государственной власти и управления, и специальный - проводимый органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды.

Любой из указанных  видов контроля должен проводиться  в целях:

  • обеспечения соответствующими органами, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
  • обеспечения экологической безопасности.

 

ГУП «Государственный природоохранный  центр»

ГУП «Государственный природоохранный центр» осуществляет свою деятельность с 2000 года и оказывает широкий спектр услуг в области экологического проектирования и рационального природопользования:

  • проведение натурного обследования территории;
  • составление дендрологического плана и перечетной ведомости;
  • фитопатологическое обследование зеленых насаждений с использованием новейшего диагностического оборудования (импульсный томограф «Арботом»);
  • разработка проектов благоустройства территории и компенсационного озеленения для объектов строительства;
  • лабораторные исследования воды, почвы, воздуха и моторного топлива;
  • организация экологического обучения.

 

 

В распоряжении ГУП «Государственного природоохранного центра» имеется собственная Аналитическая лаборатория, которая проводит:

  • количественный химический и токсикологический (методом биотестирования) анализ питьевых, природных, минеральных и сточных вод;
  • количественный химический анализ почвы;
  • количественный химический анализ воздуха (атмосферный воздух, промвыбросы, рабочая зона);
  • количественный химический анализ отходов производства и потребления, расчет класса опасности отходов, токсикологический анализ отходов методом  биотестирования с определением класса опасности отходов;
  • испытания моторных топлив в объеме Технического регламента, ГОСТ( ТУ, СТО)

 

 

Анализ воды

       Анализ производится по 95 физико-химическим показателям, дающим представление о состоянии водного объекта в случае природных вод, свойствах анализируемой воды и возможности её использования:

  • отбор и химический анализ проб природных, сточных, сточных очищенных, питьевых и минеральных вод по физико - химическим и токсикологическим показателям;
  • определение физико-химического состава по 132 показателям;
  • определение токсичности воды на двух биологических тест-объектах;

 

Анализ воздуха

 

      Одной из главных задач анализа воздуха является получение информации о его качественном и количественном составе, необходимой для определения степени загрязнения и выполнения мероприятий по охране окружающей среды:

Информация о работе Экологический контроль