Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 03:21, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потребления, загрязнением значительными выбросами атмосферного воздуха, водоохранных зон и открытых водоемов.
Окружающая среда обладает способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Законодательство в области природоохраны……………..4
Виды земель и их правовой режим………………………...5
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды…….8
Заключение………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по основам права.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)

- жилым;

- общественно-деловым;

- производственным;

- инженерных и транспортных  инфраструктур;

- рекреационным;

- сельскохозяйственного  использования;

- специального назначения;

- военных объектов;

- иным территориальным  зонам.

   - К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

   Согласно ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле к землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи, энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

   - К землям природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

   К землям природоохранного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения заповедников, национальных парков и заказников.

   К землям оздоровительного назначения относятся предоставленные земельные участки для размещения объектов санаторно-курортного лечения и оздоровления и иные земельные участки, обладающие природными лечебными факторами.

   К землям рекреационного назначения относятся земельные участки для размещения объектов, предназначенных для организованного массового отдыха населения и туризма.  

   К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов.

   К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством.

   К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется земельным и водным законодательством.

   К землям запаса относятся земли, земельные участки, не отнесенные к иным категориям и не предоставленные землепользователям. Земли запаса находятся в ведении соответствующего исполнительного комитета, рассматриваются как резерв и могут использоваться после перевода их в иные категории земель.

   Структура угодий в данной категории постоянно меняется, что связано с передачей их в пользование сельскохозяйственным и лесохозяйственным предприятиям, а также гражданам.

   В запас, как правило, переводятся земли, которые по разным причинам временно или на длительный срок не могут быть использованы в хозяйственном обороте.

   Распределение земельного фонда Республики Беларусь по видам и категориям проводится исключительно органами государственной власти. При этом, данные о таком перераспределении (переходе земель из одной категории в другую) в органы центральной власти передаются местными исполнительными и распорядительными органами, которые имеют определенные полномочия по решению таких вопросов.

  

 

 

Ответственность за нарушение законодательства                                   Республики Беларусь об охране окружающей среды

 

   Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

   Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и выполнения мероприятий по ее охране.

         Классификация экологических правонарушений:

   В зависимости от объекта правонарушений различают:

-нарушение права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы: совершение противоправных сделок с землей, недрами, водами и иными природными ресурсами; самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие незаконные сделки;

-нарушения порядка рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды: порча сельскохозяйственных и других земель: порча месторождений полезных ископаемых; загрязнение и засорение вод; уничтожение или повреждение леса в результате поджога и т. д.

  По степени общественной опасности: проступки и преступления.

- В зависимости от вида экологических правонарушений: земельные, горные, водные, лесные; нарушения законодательства об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.

- В зависимости от вида применяемых санкций: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая.

   Гражданско-правовой ответственностью признается основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных имущественных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применительно к экологическому законодательству она заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре (реальное возмещение) или в денежной форме (убытки), или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

   Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, т.е. совокупно. Специфической целью данного в ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда. Правила возмещения вреда в качестве юридической ответственности определены статьей 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Возмещение ущерба, причиненного отдельным объектам природы, предусмотрено в экологическом законодательстве: статьей 54 Кодекса о недрах, Законами «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха».

   Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит урон, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба (вреда): экологический, экономический и социальный:

   Под экологическим вредом понимается любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое умаление охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

   Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности. Можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов.

   Социальный ущерб – это ущерб, наносимый, прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, экологически неблагополучными продуктами питания, питьевой водой плохого качества, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения и жизнедеятельности в целом.

        Общие основания ответственности за причинение вреда определены в ГК РБ:

• противоправность поведения (действия – незаконная вырубка леса, или бездействия – несоблюдение правил пожарной безопасности),

• наличие вреда. Ущерб здоровью и имуществу граждан и юридических лиц неблагоприятным воздействием на окружающую среду не всегда связан с нарушением требований законодательства об окружающей среде. Он может причиняться вследствие стихийных бедствий землетрясений, наводнений и т.п.

• причинная связь между противоправным поведением и наступившим результатом (причинение вреда).

   При причинении вреда природным объектам бывает трудно установить причинную связь не только вследствие переплетения действий человека с "поведением природы", но и потому, что некоторые убытки возникают не сразу после причинения вреда - они могут возникнуть, когда к правонарушителю уже нельзя будет предъявить иск об их возмещении. Иногда установить причинную связь между деянием и вредоносным результатом практически не представляется возможным. Например, при загрязнении атмосферного воздуха выявить причинную связь с действием конкретного предприятия не всегда удается. А пока эта связь не выявлена, нет оснований для привлечения лиц к ответственности.

   Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда - в частности, если вред причинен источником повышенной опасности. К источнику повышенной опасности можно отнести предприятие, загрязняющее природную среду. Так как перечня источников повышенной опасности не существует, суд самостоятельно определяет ту или иную деятельность как представляющую повышенную опасность для окружающих со всеми вытекающими отсюда последствиями.

   Названные субъекты освобождаются от ответственности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. К действию непреодолимой силы относятся стихийные бедствия или явления (землетрясения, наводнения, оползни и т.п.), а также аварии, катастрофы. Владелец источника повышенной опасности может быть также освобожден судом от ответственности полностью или частично, если возникновению или увеличению вреда содействовала грубая неосторожность самого потерпевшего (п. 2 ст. 1083). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения. Исключение при этом составляют случаи, когда вред причинен умышленно.

   Наконец, владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных

   Действий других лиц. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодейст¬вия этих источников (столкновения транспортных средств, перевозящих, к примеру, опасные вещества) третьим лицам, по общим основаниям, предусмотренным в ст. 1079 ГК РФ.

   Однако, регламентируя порядок и условия возмещения экологического вреда, в целях предупреждения причинения нового вреда ГК РБ устанавливает, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ст. 934). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. При этом суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

   Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями.

   Таким образом, управление земельным фондом - важнейшая составная часть социального управления в обществе в целом. Цель управления земельным фондом состоит в организации рационального, эффективного использования земель и их охраны.

 

 

 

 

                           Список используемой литературы:

 

  • http://www.minpriroda.gov.by/ru/legistation/deistv_zakon
  • http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=440288
  • http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/360
  • http://www.coolreferat.com/Ответственность_за_нарушение_экологического_законодательства_2

Информация о работе Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды