Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 03:21, реферат

Краткое описание

Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потребления, загрязнением значительными выбросами атмосферного воздуха, водоохранных зон и открытых водоемов.
Окружающая среда обладает способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем.

Содержание

Введение……………………………………………………..3
Законодательство в области природоохраны……………..4
Виды земель и их правовой режим………………………...5
Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды…….8
Заключение………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………...11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по основам права.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

  

 

 

Реферат на тему:

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

 

 

 

 

Подготовила: Осипенко М.И.

студентка группы 311в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

Содержание

 

    1. Введение……………………………………………………..3
    2. Законодательство в области природоохраны……………..4
    3. Виды земель и их правовой режим………………………...5
    4. Ответственность за нарушение законодательства                                   Республики Беларусь об охране окружающей среды…….8
    5. Заключение………………………………………………….11
    6. Список используемой литературы………………………...11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Необходимость государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды связана с обострением проблемы экологической безопасности. Процесс производственной деятельности, а также личное потребление сопровождается захламлением земель отходами потребления, загрязнением значительными выбросами атмосферного воздуха, водоохранных зон и открытых водоемов.

   Окружающая среда обладает способностью поглощать загрязнения и отходы без ущерба для экологических систем. Так, биологическое равновесие в водоемах поддерживается, если вредные органические вещества, попавшие в воду в результате загрязнения, полностью уничтожаются бактериями без каких-либо негативных последствий.

   Однако возможности природы в самоочищении и самовосстановлении не безграничны. С возрастанием объемов выбросов, особенно высокотоксичных веществ, и их концентрации увеличивается ущерб, наносимый окружающей среде. Происходит экологическая деградация окружающей среды и биосферы: опустынивание, сокращение площади лесов, уменьшение природных ресурсов и пресной воды, возникновение парникового эффекта, загрязнение Мирового океана, сокращение биологического разнообразия, накопление твердых, токсичных и радиоактивных отходов, выпадение кислотных дождей и т.п. Все это может привести к непредсказуемым последствиям и угрожать существованию человека как вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Законодательство в области природоохраны.

   Большинство нынешних экологических проблем имеют глубокие корни. Проведение рыночных реформ и череда экономических кризисов привели к обострению проблем в сфере экологии, разбалансированию процессов управления и контроля, способствовали противопоставлению экологических интересов экономическим. И как результат - значительное ухудшение качества окружающей среды, деградация возобновляемых и сокращение невозобновляемых природных ресурсов, рост числа экологически обусловленных заболеваний и реальная угроза генофонду населения страны. Экологическая безопасность - важная составляющая национальной безопасности Республики Беларусь.

   Острота и необходимость решения экологических проблем, которые во все большей степени приобретают глобальный характер, сегодня осознаны практически во всех странах мира. На рубеже 60-70-х гг. XX в. в развитых странах начался поиск регуляторов в области охраны окружающей среды. Практически во всех странах появились центральные органы, осуществляющие руководство природоохранной политикой в национальном масштабе. Получила развитие законодательная деятельность в области охраны окружающей среды: приняты законы и другие нормативные акты, регламентирующие нормы и процедуры природопользования, дающие методические рекомендации, декларирующие природоохранные принципы и т.д. В них закреплена роль государства в регулировании природосберегающей деятельности, определены права и обязанности природопользователей.

   Цель государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Республике Беларусь - переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в интересах нынешнего и будущих поколений белорусов.

   Обеспечение экологической безопасности и реализация конституционного права граждан Республики Беларусь на здоровую окружающую среду - вот те основные задачи, которые должны быть решены в процессе государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

   Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, и актов:

  • об особо охраняемых природных территориях (Красная книга Республики Беларусь);
  • об использовании и охране растительного мира, лесов и ландшафтов;
  • об использовании и охране животного мира;
  • о государственной экологической экспертизе;
  • о гидрометеорологической деятельности;
  • об охране озонового слоя;
  • об охране атмосферного воздуха;
  • об использовании и охране вод;
  • об использовании и охране земель;
  • об использовании и охране недр;
  • об обращении с отходам.

 

 

 

                      

                         Виды земель и их правовой режим.

 

   Одной из основ устойчивого развития общества является организация рационального использования и охраны земельных ресурсов, обусловленная формированием оптимальной структуры земельного фонда, экологически обоснованным и сбалансированным использованием земель, сведением к минимуму негативного воздействия на земли хозяйственного производства. Основные направления деятельности в области охраны и рационального использования земель и почв определены Национальным планом действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006–2010 гг.

          В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного  назначения;

- земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных  кооперативов;

- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного  назначения;

- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

    При этом, земли, земельные участки распределяются по указанным категориям в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.

    Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.

    К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

   В связи особенностям правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их ценностью для народа законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования.

    Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель, и их изъятие из сельскохозяйственного оборота.

    При предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения законодатель не предусматривает первостепенность предоставления земельного участка в зависимости от того, для каких сельскохозяйственных форм ведения хозяйства собирается использовать эту землю претендент.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

- гражданами, в том числе  ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

-хозяйственными товариществами  и обществами, производственными  кооперативами, государственными предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими  кооперативами, религиозными организациями;

-опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными  подразделениями научно-исследовательских  организаций, образовательных учреждений  сельскохозяйственного профиля  и общеобразовательных учреждений.

   Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других, особо охраняемых территорий, не допускается.

   В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

   Фонд перераспределения земель формируется в целях планирования землепользования преимущественно из сельскохозяйственных земель, которые в случае изменения их целевого назначения, характера использования или иного изменения могут использоваться более эффективно, и в порядке землеустройства в каждом районе районными исполнительными комитетами по предложению территориальных органов Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.

    Исходя из местных условий фонд перераспределения земель формируется преимущественно для целей:

- создания и развития  сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств;

- развития населенных  пунктов;

- создания и развития  личных подсобных хозяйств граждан, строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства;

- предоставления юридическим  лицам, ведущим лесное хозяйство, низкопродуктивных сельскохозяйственных земель для лесоразведения;

- размещения объектов  промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.

   В фонд перераспределения земель включаются также свободные (незанятые) земельные участки, находящиеся в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства и которые включены в перечни свободных (незанятых) земельных участков в соответствии с законодательством.

   Земли, земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, используются землепользователями до их изъятия и предоставления новым землепользователям в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

   Земли, земельные участки исключаются из фонда перераспределения земель районными исполнительными комитетами при изменении их целевого назначения, характера использования или ином изменении, позволяющем использовать земли, земельные участки более эффективно.

  - Второй категорией земель в Республике Беларусь установлены земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

   Землями, отнесенными к этой категории, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий.

   Территория населенного пункта в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

   В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

Информация о работе Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды