Правовая охрана окружающей среды в городах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

В данной работе, методом анализа рассматривается ряд понятий, связанных с градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие правовой охраны окружающей среды в городах..............................5
2. Понятие и состав территории городов..............................................................8
3. Санитарная охрана окружающей среды городов...........................................12
4. Охрана зеленой растительности в городах.....................................................15
5. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов....................................................................................................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список использованных источников и литературы...........................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право реферат Черненко А.А..docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

Правовая охрана окружающей среды в городах

Реферат

 

 

Автор

студент второго курса,

группы  ЮПБ-213

Черненко  А.А.

Руководитель

д. мед. н., профессор

Чернуха А.Д.

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

1. Понятие  правовой охраны окружающей среды в городах..............................5

2. Понятие  и состав территории городов..............................................................8

3. Санитарная охрана окружающей среды городов...........................................12

4. Охрана зеленой растительности в городах.....................................................15

5. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов....................................................................................................................19

Заключение.............................................................................................................23

Список использованных источников и литературы...........................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История взаимоотношений человека и природы  – это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление ее эксплуатации. Результаты человеческой деятельности относительно природы позволяют судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.

Воздействие человека на природу увеличивалось  с течением времени. Произошедшая научно-техническая  революция привела к еще большему усилению этого воздействия, предоставив  для него новые возможности и  инструменты. Вследствие этого экологические проблемы очень актуальны в современном мире.

В настоящее  время перед всем человечеством  стоит очень сложная задача - преодолеть экологический кризис, последствия которого могут быть не обратимыми. Современный глобальный экологический кризис может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой. Среди основных черт этого явления можно назвать следующие: нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности, неспособность человеческого общества преломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Экологический кризис – это закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации практикой потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биогеохимических процессов самовосстановления.

Составляющие  кризиса разнообразны. В глобальном масштабе окружающая среда и ее экологические системы истощены; количество воды, не пригодной к использованию из-за загрязнений, почти равно количеству, потребляемому всем мировым хозяйством.

В России многие водоемы оцениваются, как  экологически неблагополучные. Их хроническое загрязнение привело к серьезному ухудшению условий воспроизводства ценных видов рыб. Большой ущерб лесному хозяйству причиняют пожары, загрязнение окружающей среды, сплошнолесосечные рубки.

В городах  проблемы, связанные с экологией, стоят особенно остро. К перечисленному выше, прибавляется особенно сильное  загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения, загрязнение окружающих территорий вследствие неграмотной утилизации отходов, перенаселения и многие другие нерешенные проблемы. Поэтому цель моей работы рассказать о существующем нормативно-правовом регулировании и о соответствующей законодательной базе, направленной на охрану окружающей среды.

В данной работе, методом анализа рассматривается  ряд понятий, связанных с градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие правовой охраны окружающей среды в городах

 

Право окружающей среды является комплексной отраслью в системе российского права. При оценке данной отрасли важно  иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, лесное.

Комплексный характер отрасли права окружающей среды определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические  отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое и другие. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в гл. 26 Уголовного кодекса РФ регламентируется уголовная ответственность за экологические преступления.

Общее правило, касающееся экологизации «иного» законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием в соответствии со ст. 18. Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства, законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе, с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Говоря  о правовой охране окружающей среды  в городах нельзя не уделить внимание соответствующей законодательной базе. В данном случае законодательстве о градостроительстве. Градостроительство - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Основным законодательным актом в этой области является Градостроительный кодекс РФ от 24 декабря 2004г. В нем определены основные принципы градостроительной деятельности. Приоритетное значение отведено экологическим показателям - осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Положения этого кодекса развиваются и конкретизируются в других законодательных актах. Например, Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г. выдвигает следующие принципы: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; сохранение биологического разнообразия; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Земельный кодекс РФ от 28.09.2001 г. содержит нормативную характеристику отдельных категорий городских земель. В законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. содержатся соответствующие требования в области градостроительства. Они затрагивают вопросы планировки и застройки городов, санитарной охраны окружающей среды, размещения производственных и бытовых отходов, организации санитарно-защитных зон.

Формирование  права окружающей среды как комплексной  отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под правом окружающей среды понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и состав территории городов

 

В целом  все Российские населенные пункты делятся  на две категории: города и поселки  городского типа; сельские населенные пункты.

Населенный  пункт признается городом при  условии, что численность населения, постоянно проживающего в населенном пункте, составляет не менее 12 тыс. человек, и не менее 85% проживающих составляют рабочие и служащие. В зависимости  от численности населения города подразделяются на 6 видов:

1) сверхкрупные  города (численность населения свыше  3 миллионов человек);

2) крупнейшие  города (численность населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек);

3) крупные  города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

4) большие  города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

5) средние  города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

6) малые  города и поселки (численность  населения до 50 тысяч человек).

Земли, находящиеся  в пределах городской черты, считаются  городскими землями. Выделяют восемь категорий земель, составляющих земельную территорию города: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Жилые зоны включают в себя земли, застроенные  и отведенные под застройку жилья. В них допускается также размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, культовых зданий, автостоянок, промышленных, коммунальных складских объектов, для которых не требуется установление санитарно-защитных зон и деятельность которых не оказывает вредного воздействия на окружающую среду. К жилым зонам относят также территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенных в пределах городской черты.

Производственные  зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов.

К зонам  инженерной и транспортной инфраструктур  относятся территории, предназначенные для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования.

Рекреационные зоны предназначены для организации  мест отдых населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. На территориях рекреационных зон не допускаются строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

В пределах городской черты существуют также  зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, садами, виноградниками, огородами, сенокосами, пастбищами, сельскохозяйственными зданиями, строениями, сооружениями.

Городские зоны специального назначения выделяются для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объектов, использование которых несовместимо с использованием других видов территориальных зон городских поселений.

Зоны  военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении которых устанавливается особый режим.

Все земли, обслуживающие местные нужды, представляют собой муниципальную собственность, т.е. собственность, находящуюся в полном ведении и управлении муниципальных органов. Здесь важно отметить, что к муниципальной собственности не относятся земли и природные ресурсы федерального и республиканского, областного, краевого значения. С учетом данных исключений к муниципальной собственности города относятся все земельные участки, занятые объектами местного значения, предприятиями местной промышленности, сооружениями города. Кроме того на праве собственности городу принадлежат участки недр для разработки общераспространенных полезных ископаемых, лесные участки городских лесов (муниципальные леса), замкнутые водоемы, рыбные запасы и дикие животные, птицы, обитающие в муниципальных лесах и водоемах.

Субъектами  права на землю в городах выступают  граждане, их объединения, предприятия, организации, учреждения. Местная администрация предоставляет земельные участки в собственность или пользование, аренду гражданам, в пользование или аренду юридическим лицам, в зависимости от вида городских земель и субъектов права.

Для земель городской застройки (жилых зон) характерно многообразие форм землепользования и множественность субъектов  права на землю. У земель общего пользования существует только одни собственник – муниципалитет (местная администрация). Эти земли могут передаваться во временное пользование гражданам и юридическим лицам для возведения временных сооружений.

Информация о работе Правовая охрана окружающей среды в городах