Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:44, реферат

Краткое описание

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права.

Содержание

Понятия, структура и виды экологических правоотношений……………………………………………………….стр 3

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов……………………………………………………………стр


Состав государственного водного фонда РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работаMicrosoft Word - копия.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

К землям водного фонда  относят земли, занятые водными  объектами, а также земли, выделяемые под полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных и иных сооружений, необходимых для использования  водных объектов.

Земля — важнейшая часть окружающей среды. Она является пространственно-операционным базисом всех находящихся на ней как естественных, так и искусственных предметов материального мира. В том числе на ней располагается вода. Вообще вода — это химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода, находящаяся в жидком состоянии покрывает почти три четверти поверхности земли. Вода появилась много миллионов лет назад, в ней зародилась жизнь. Это, можно сказать, первейший после земли компонент окружающей природной среды.

Вода играет и будет  играть важнейшую роль в жизни  общества, без нее невозможно существование  животного и растительного мира. Поэтому крайне необходима разработка вопросов рационального использования  и охраны воды как основы всего живого.

Вода является важнейшим  компонентом окружающей природной  среды, возобновляемым, ограниченным и  уязвимым природным ресурсом, используется и охраняется в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на прилегающих к водным объектам территориях, обеспечивает экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира.

Впервые земли водного  фонда в самостоятельную категорию  выделили «Основы земельного законодательства»  в 1968 г. В настоящее время под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр (ст. 1 Водного кодекса РФ 1995 г. (далее ВК РФ), принятого 16 ноября 1995 г.*). 

 

*СЗ РФ 1995 № 47. Ст. 4471. 

 

Водным объектом является сосредоточение вод на поверхности  суши в формах ее рельефа либо в  недрах, имеющее границы, объем и  черты водного режима.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты классифицируются по следующим основаниям:

1) по отношению к  поверхности земли,

2) по отношению к  территории государства,

3) по субъектам пользования.

По первому основанию  водные объекты делятся на:

1) поверхностные водные  объекты — постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима, которые в свою очередь подразделяются на:

— поверхностные водотоки и водохранилища на них (реки, ручьи, каналы);

— поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды);

— ледники и снежники (ст. 9—13 ВК РФ).

2) подземные водные  объекты — сосредоточение находящихся  в гидравлической связи вод  в горных породах, имеющее границы,  объем и черты водного режима. К ним относятся:

— водоносный горизонт;

— бассейн подземных  вод;

— месторождение подземных  вод;

— естественный выход  подземных вод (ст. 17 ВК РФ).

По второму основанию  водные объекты можно разделить  на:

а) внутренние морские  воды — морские воды, расположенные  в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации (ст. 14 ВК РФ);

б) территориальное море РФ — прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с нормами международного права  и законодательством РФ (ст. 15 ВК РФ).

По третьему основанию  водные объекты подразделяются на:

а) водные объекты общего пользования — водные объекты, находящиеся  в общедоступном, открытом пользовании;

б) водные объекты особого  пользования — объекты, которыми пользуется ограниченный круг лиц.

В особую группу выделяются трансграничные (пограничные) водные объекты, под которыми понимаются поверхностные  и подземные водные объекты, обозначающие, пересекающие границу между двумя  или более иностранными государствами  или по которым пролегает государственная граница Российской Федерации.

Статья 7 Водного кодекса  РФ определяет, что объектом водных отношений является водный объект или  его часть.

Водный объект — сосредоточение вод на поверхности суши в пределах ее рельефа либо в недрах, имеющих границы и черты водного режима.

Поверхностные воды и  земли, покрытые или сопряженные  с ними (дно и берега водного  объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и  вмещающие их горные породы также  рассматриваются как единый водный объект. В силу недвижимости земли правовой режим водных объектов регулируется водным законодательством. Так как он тесно переплетается с правовым режимом земель, на которых находятся водные объекты, то они и определяют правовой режим этих земель.

Главной составной частью земель водного фонда являются водопокрытые земли, то есть земли, покрытые водой  относительно устойчиво вечно или  большую часть года. Примером может  служить дно и берега пруда.

К числу вышеназванных  земель нельзя отнести земли, покрывающиеся в короткие промежутки времени. Например, весной в лощине собирается вода, которая затем высыхает в силу объективных и субъективных причин. Также к землям водного фонда нельзя отнести земли, занятые искусственными водоемами. К ним относятся участок под плавательным бассейном, под водопроводом, под резервуаром для хранения воды и т.п.

Поверхностные воды и  земли, покрытые ими и сопряженные  с ними (дно и берега водного  объекта), рассматриваются как единый водный объект. Подземные воды и  вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект (ст. 7 ВК РФ).

К водным объектам относятся:

1) реки, озера, ручьи,  болота, водохранилища, пруды, каналыи  другие поверхностные и искусственные  водотоки и водоемы;

2) ледники и снежники;

3) гидрологические бассейны, месторождения подземных вод, водоносные горизонты и естественные выходы подземных вод, в том числе термальных;

4) внутренние морские  воды и территориальное море  РФ. Водные объекты, включенные  в состав водного фонда, подлежат  регистрации в государственном водном кадастре. Этот фонд находится под защитой и охраной государства.

Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде  и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету регулирования водного законодательства РФ. Отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством РФ. Отношения по поводу земель, недр, лесов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством РФ в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.

Водные объекты, включенные в состав водного фонда, подлежат учету и регистрации в государственном водном кадастре. Статья 79 Водного кодекса определяет, что государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Государственный учет вод осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в РФ по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Следует отметить, что  водное законодательство РФ регулирует отношения в области использования  и охраны водных объектов.

Отношения по поводу воды, находящейся в окружающей среде  и не сосредоточенной в водных объектах, не относятся к предмету данного регулирования.

Отношения, связанные  с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским  законодательством, санитарным и иным законодательством РФ.

Отношения по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного  мира, атмосферного воздуха, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.                                          

Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регламентируются водным законодательством (ст. 5 ВК РФ).

Приведенные выше отношения  в области использования и  охраны водных объектов регулируются в целях обеспечения прав граждан  на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающим санитарным и экологическим требованиям, защиты водных объектов от загрязнения и засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.             

К землям водного фонда  относят территории, занятые водными  объектами, гидротехническими и  другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов. Таким образом, земли водного фонда можно разделить на две категории: непосредственно покрытые водой и прилегающие к водоемам, предназначенные для, использования и охраны вод. Они используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных общественных потребностей.             

Для охраны природы (источников водоснабжения) и производственных водных объектов, требующих специальной санитарной защиты, а также для обеспечения защиты населения от негативного воздействия промышленных, транспортных и других объектов в соответствий с законодательством устанавливаются санитарные зоны, в пределам которых вводится особый правовой режим использования земель.  

Порядок использования, т.е. правовой режим земель водного  фонда, определяется Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ, подписанным Президентом РФ 16 ноября 1995 г.* 

 

*СЗ РФ 1995. № 47.Ст.4471.  

 

На федеральном уровне действует также Федеральный  закон от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование  водными объектами» с изменениями  от 30 мая 1998 г.* 

 

*СЗ РФ 1998. №19. Ст. 2067. 

 

Не входят в состав водного фонда замкнутые, небольшие  по площади и непроточные водоемы искусственного происхождения на земельных участках, находящиеся в собственности юридических или физических лиц, а также пресные подземные воды первого от поверхности водоносного горизонта, если он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения.

Необходимо, чтобы эти  водоемы не имели гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами (ст. 46 ВК РФ).  

Включение водных объектов в состав водного фонда и исключение из него проводятся в порядке, установленном водным законодательством.

В силу недвижимости земли  правовой режим водных объектов, урегулированный  водным законодательством, тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых  расположены эти водные объекты, отчего данная специфика и повлекла за собой выделение земель водного фонда в самостоятельную категорию.

Правовой режим земель водного фонда имеет специфическую  особенность, обусловленную тем, что  их основным хозяйственным назначением  является обслуживание деятельности вод.

Помимо водопокрытых, в категорию земель водного фонда входят приводоемные земельные участки: береговые полосы вдоль внутренних водных путей: полосы отвода каналов и водоемов; прилегающие к водоемам земельные участки, занятые гидротехническими и другими водохо-зяйственными сооружениями и устройствами и т. п.* 

 

*См.: Положение о водоохранных  зонах водных объектов и их  прибрежных защитных полосах,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404 // СЗ  РФ. 1996. № 49. Ст. 5567. 

 

Последняя группа земель выполняет обслуживающую по отношению к водоемам роль и зависит от них подобно тому, как в гражданско-правовом отношении «главная вещь — принадлежность», принадлежность следует судьбе главной вещи.

В связи с тем, что  водоемы играют разнообразную роль в жизни человека и общества, использование их может быть урегулировано многоаспектно: в качестве источника получения питьевой воды; в качестве рыбо-хозяйственного водоема; в качестве водоема для купания людей; в качестве судоходного водоема; в качестве средства лесосплава и т. п.

В силу этого на землях водного фонда может действовать  сводный правовой режим, предусмотренный  различными нормативно-правовыми актами: положениями об охране рыбных запасов; уставами о внутреннем водном транспорте; законом об охране и использовании животного мира; законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.

Информация о работе Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов