Правовая охрана окружающей среды в городах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:59, реферат

Краткое описание

В данной работе, методом анализа рассматривается ряд понятий, связанных с градостроительной деятельностью, основополагающие нормативно-правовые акты, раскрываются экологические требования в планировании и застройке городов, рассматриваются вопросы санитарной охраны окружающей среды городов и охраны зеленой растительности в городах.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Понятие правовой охраны окружающей среды в городах..............................5
2. Понятие и состав территории городов..............................................................8
3. Санитарная охрана окружающей среды городов...........................................12
4. Охрана зеленой растительности в городах.....................................................15
5. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов....................................................................................................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список использованных источников и литературы...........................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Экологическое право реферат Черненко А.А..docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Земельные участки, относящиеся к землям специального назначения, могут предоставляться  в пользование или аренду предприятиям, организациям, гражданам для ведения предпринимательской деятельности. На землях сельскохозяйственного использования в городах земельные участки могут передаваться в частную собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, для занятия садоводством, животноводством, в пользование – для огородничества. Эти земли могут использоваться и для других надобностей (добыча песка, глины, камня и других общераспространенных полезных ископаемых).

Особое  место занимают городские земли  природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного значения. Любая деятельность, противоречащая их целевому назначению, запрещена для осуществления на их территории. Возможно лишь строительство административных зданий и производственных помещений, непосредственно связанных с целевым назначением этих земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Санитарная охрана окружающей среды городов

 

При изучении рассматриваемой темы важно затронуть  вопрос санитарной охраны окружающей среды. Это деятельность органов санитарно-эпидемиологического надзора по охране жизни и здоровья граждан от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Центральным органом в этой области является Государственный комитет РФ по санитарно-эпидемиологическому надзору. Одновременно с ним действуют санитарно-надзорные службы в воинских частях, предприятиях военно-промышленного комплекса, войсках и подразделениях МВД и других формированиях закрытого типа.

Главная цель санитарной охраны заключается в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т.е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и есть благоприятные условия для его деятельности. Основная масса загрязнения воздуха приходится на долю крупных городов.

Госкомсанэпиднадзор России, его центры в республиках, краях, областях, городах и районах, научно-исследовательские учреждения, лаборатории и другие учреждения составляют систему органов санитарно-эпидемиологической службы РФ. Эта служба выполняет свои задачи посредством санитарного нормирования, осуществления разрешительных, надзорных и контрольных функций.

Санитарное  нормирование окружающей среды представляет собой установление предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, радиоактивных излучений, шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других физических, химических, биологических воздействий.

Разрешительные функции  в области охраны окружающей среды  и здоровья человека выполняются санэпидслужбой в трех формах:

1) Выдача заключений на  размещение предприятий и сооружений, их технико-экономическое и экологическое  обоснование, на ввод объектов  в эксплуатацию;

2) Разрешение на применение  химических и иных токсических  веществ в отдельных отраслях  народного хозяйства; 

3) Ведение регистра потенциально  опасных химических и биологических веществ.

Суть  надзорной функции заключается  в организации систематической  проверки соблюдения санитарного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями и жителями города.

Контрольную функцию санэпидслужба реализует путем осуществления социально-гигиенического мониторинга, представляющего собой государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека. На основе полученных сведений формируется база данных о здоровье населения, тенденциях его развития под воздействием окружающей среды.

Решения санэпидслужбы, принимаемые ей в пределах своей компетенции, обязательны для всеобщего исполнения.

Должностные лица санэпидслужбы уполномочены в пределах своей компетенции и по вопросам своего ведения посещать предприятия и организации, требовать преставления соответствующих данных о соблюдении санитарных норм и предельно допустимых концентраций вредных веществ, давать обязательные к исполнению указания.

Санэпидслужба обладает необходимыми полномочиями для принятия решения о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности объекта, о наложении административного штрафа, передаче материалов дела органам следствия, предъявлении в суде или арбитражном суде иска о возмещении ущерба.

В процессе своей деятельности санэпидслужба сотрудничает с представительными и исполнительными органами власти, а также специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды – городскими комитетами по охране окружающей среды Минприроды, архитектурно-строительными отделами Госстроя РФ, постами и пунктами наблюдения Роскомгидромета, ГИБДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Охрана зеленой растительности в городах

 

Существенную часть окружающей среды городов составляет зеленая  растительность. Степень ее насыщенности влияет на качество окружающей среды. Всю зеленую растительность в  пределах городской черты подразделяют на две группы: лесная и нелесная растительность.

К лесам  относится растительность, произрастающая в городах, на землях лесного фонда (городские леса, лесопарки, лесные массивы, входящие в городскую черту). Они находятся в ведении и управлении местной администрации и федеральных органов лесного хозяйства – Рослесхоза. Городские леса могут находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности. Конкретная форма собственности городских лесов определяется по взаимному соглашению федеральных органов власти и местной администрации.

Правила, регулирующие порядок пользования  городскими лесами, утверждаются республиканскими, краевыми или областными органами лесного хозяйства. Городские леса находятся под особой охраной, что предполагает запрет на заготовку древесины, рубку леса для промышленных или бытовых целей. В городских лесах разрешаются санитарные рубки, рубки ухода за лесом, реконструкция лесных пород.

Основное  целевое назначение городских лесов  – исполнение экологической и культурно-оздоровительной функций. Под экологической функцией подразумевается обеспечение чистоты городского массива, пополнение города запасами кислорода, оказание влияния на погоду и климат городских поселений. Культурно-оздоровительная функция выражается в использовании населением лесов для укрепления здоровья, отдыха, туризма, спорта. По согласованию с органами лесного хозяйства местные органы представительной и исполнительной власти вправе принимать решения об организации на территории лесного фонда города национального природного парка, заказника, об объявлении тех или иных природных объектов памятниками природы. Важно отметить, что местным органам города и органам лесного хозяйства запрещено использовать земли городского лесного фонда не по назначению. Перевод лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, производится только с разрешения органов управления лесным хозяйством области, края, республики, согласованного с органами охраны окружающей природной среды.

В отношении  городских лесов действуют общие  экологические требования, предъявляемые при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, способных оказать экологически вредное влияние на состояние лесов. Места строительства таких объектов, их проекты заранее согласовываются с исполнительными органами субъектов Федерации и органами охраны окружающей природной среды.

Под нелесной растительностью в городах понимаются деревья и группы деревьев, произрастающих на городских землях, не отнесенных к лесному фонду.

По своему целевому назначению такая растительность подразделяется на защитную, озеленительную, декоративную, плодово-ягодную и прочую. Защитная растительность выполняет охранительные  функции вокруг промышленных предприятий, источников водоснабжения, жилых домов и культурных учреждений. Озеленительные насаждения призваны выполнять экологические функции. Они защищают воздух от пыли, грязи, вредных газов, обогащают его кислородом, обеспечивают благоприятный ландшафтный фон. Декоративная растительность выполняет эстетические задачи. Плодовая растительность, помимо экономической, выполняет также декоративную и эстетическую функции.

Собственность на нелесную растительность определяется статусом землепользователя. Парки, скверы, ботанические, зоологические сады, дендрологические парки в городах являются муниципальной собственностью и находятся в ведении и распоряжении исполнительных органов власти. Непосредственное управление пользованием зеленой растительностью выполняют различные органы в зависимости от целевого назначения земель. К сфере ведения управлений культуры относятся парки и зоопарки, дендронологические парки и скверы – управлений озеленительного хозяйства; плодово-ягодные, озеленительные и другие деревья, находящиеся на землях граждан, являются их собственностью.

Согласно  ст. 42 Земельного кодекса РФ все собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать  земельные участки в соответствии  с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять  межевые, геодезические и другие  специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять  мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других  природных ресурсов;

- своевременно  приступать к использованию земельных  участков в случаях, если сроки  освоения земельных участков  предусмотрены договорами;

- своевременно  производить платежи за землю;

- соблюдать  при использовании земельных  участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать  загрязнение, захламление, деградацию  и ухудшение плодородия почв  на землях соответствующих категорий.

В соответствии с действующим законодательством  за уничтожение, повреждение защитной и другой растительности, не входящей в лесной фонд, виновные лица несут  ответственность как за уничтожение, повреждение лесов особо охраняемых территорий. Подобная ответственность является разновидностью гражданско-правовой ответственности. Вопрос о возмещении вреда решается через суд. Кроме того, виновное лицо или организация привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа.

Зеленая растительность, произрастающая на придомовых участках (являющихся частной собственностью), находится в распоряжении граждан. Они вольны поступать с ней по своему усмотрению, если их действия не посягают на интересы других собственников и задачи охраны окружающей природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Государственный экологический контроль за охраной окружающей среды городов

 

В соответствии с действующим законодательством  основными задачами экологического контроля являются:

- наблюдение  за состоянием окружающей природной  среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;

- проверка  выполнения планов и мероприятий  по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Раскрывая тему правовой охраны окружающей природной  среды в городах, нельзя не уделить внимание роли государственных органов в осуществлении экологического контроля за охраной окружающей природной среды городов.

Компетенция территориальных городских органов  охраны окружающей среды определяется нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ и Законом РФ «Об охране окружающей среды».

Общий экологический  контроль относится к компетенции  высших звеньев государственной  системы управления. На федеральном  уровне - это контрольное управление Администрации Президента РФ и Правительства  РФ, на региональном уровне - соответствующие  органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

В соответствии с Конституцией РФ области природопользования и  охраны окружающей среды, экологической безопасности являются сферой совместной компетенции Федерации и субъектов Федерации, т.е. субъекты Федерации могут с учетом собственного правового регулирования вносить те или иные дополнения в компетенцию органов экологического управления и их структуру.

Комитеты окружающей среды  в крупных городах имеют как  правило трех-пятизвенную структуру: планово-координационный центр, нормативный отдел, отдел контрольно-инспекционной и экологической экспертизы, городской экологический фонд, отдел пропаганды (информации).

Среди функций  Комитета охраны окружающей среды города называют следующие:

- учетная - учет природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по размещению;

- планово-координационная - планирование городских природоохранительных мероприятий на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранительных служб;

- нормировочная – разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твердых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;

Информация о работе Правовая охрана окружающей среды в городах