Правовая охрана вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 08:29, реферат

Краткое описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов

Содержание

1 .Государственный экологический контроль……………………….стр.2
1.1 Понятие, виды и задачи экологического контроля………….стр.2
1.2 Ведомственный и производственный и общественный экологический
Контроль………………………………………………………..стр.6
2. Правовая охрана вод………………………………………………...стр.9
1.1 Понятие и сущность правовой охраны вод……………………стр.9
1.2 Право государственной собственности на воды……………….стр.10
1.3 Правовое регулирование водопользования……………………стр.11
1.4 Субъект и объект права водопользования……………………..стр.14
1.5 Права и обязанности водопользователей………………………стр.15
Список используемой литературы……………………………………..стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

1) использование природных  запасов воды, состоящих в собственности  государства;

2) использование самого  вещества воды, а также поверхности  водоемов или водной среды  для удовлетворения дозволенных  законом нужд и потребностей;

3) использование таким  способом, при котором происходит  какое-либо воздействие на состояние  водных объектов, либо затрагиваются  условия водопользования других  объектов.

       Согласно Водного законодательства Российской Федерации воды являются собственностью государства и предоставляются только в пользование. Следовательно, любое использование вод в нашей стране осуществляется только при сохранении за государством права собственности на них. Использование вод не может осуществляться ни путем передачи их в собственность граждан, общественных организаций или иностранных субъектов, ни путем передачи вод в оперативное управление государственным предприятиям, организациям или учреждениям. Все субъекты права кроме государства могут владеть водами только на правах пользователей.

      Воды - это  совокупность физико-географических  водных объектов: рек, озер, водохранилищ, других поверхностных водоемов  и водных источников, подземных  вод, ледников, морей и т.д., которые  составляют единый государственный  водный фонд.  Именно эти водные  объекты, заключающие в себе определенную  часть природных запасов воды, состоят в собственности государства.

   Право пользования водами, предлагающее возможность добычи воды и присвоения ее общественными организациями или гражданами или уста- новление права оперативного управления, строго регламентируется законодательством, допускается при соблюдении установленных требований, и, основное, с сохранением за государством права собственности на эксплуатируемый водный объект.

    Так, можно, например, добыть воду из реки или иного источника. Вода при этом может оказаться собственностью лица или организации, но река или какой-либо источник останется в собственности государства. Можно также вложить труд и средства в реконструкцию или создание водного объекта, но этот объект не будет и не может быть собственностью отдельных лиц или организаций. Он будет принадлежать только государству.

     Важно отметить, что передача вод в оперативное управление хозяйствующих субъектов недопустима, так как право оперативного управления заключает в себе возможность отчуждения вод и передачу водных объектов в оперативное управление государственным организациям, что было бы сопряжено с правом этих организаций распоряжаться водными объектами в гражданско-правовом смысле, т.е. вплоть до перехода права собственности к иным субъектам.  Законодательство Российской Федерации не допускает передачи водных объектов в оперативное управление государственных организаций. Поэтому социальная потребность правового регулирования отношений, складывающихся в связи с использованием водных объектов удовлетворяется при помощи права пользования. В отношениях по использованию вод право водопользования выступает как правовой титул, юридическое основание, показывающее правомерность пользования водным объектом со стороны того или иного предприятия, учреждения или лица.

     Право водопользования регулирует прежде всего отношение между государством как субъектом права государственной собственности на воды и отдельными предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами, пользующимися водами. Это право опосредствует отношения между различными водопользователями с одной стороны и всеми другими водопользователями и собственниками вод - с другой.

      По водному  законодательству Российской Федерации  пользование водами возможно  лишь при наличии полученного  от компетентных государственных  органов разрешения, согласия, за  исключением случаев, когда отдельные виды пользования возможны без разрешения в силу общего государственного дозволения, выраженного непосредственно в законе. Представив  водные объекты в пользование, государство не утрачивает права собственности на них, хотя водопользователи получают довольно широкие возможности хозяйственной эксплуатации водных объектов или иного их использования. Государство постоянно наблюдает за водопользователями, следит за тем, чтобы они выполняли все те требования, которые связаны с использованием водных объектов.

      Водопользователи  могут вступать в отношения  с третьими лицами, но под контролем  государства и при сохранении  всех прав и обязанностей водопользователей  по отношению к государству. В  предусмотренных законом случаях  государство может распоряжаться  водами, предоставленными в пользование: изъять их из пользования одних  субъектов и предоставить в  пользование другим.

 

1.4  Субъекты  и объекты  права водопользования.

      При определении  субъекта права водопользования  следуют из общего понятия  субъекта права, принятого в юридической  науке. Субъектом права считаются  лица или организации, которые  по закону наделены правоспособностью, т.е. способностью иметь субъективные  права и юридические обязанности. На основании изложенного, субъектами  права водопользования надлежит  признать предприятия, учреждения  и граждан, которые по закону  наделены абстрактной юридической  возможностью пользоваться водами  на территории страны (правоспособностью  по водопользованию).

       В законодательстве  нет нормы, которая бы исчерпывающим  образом определила круг субъектов  права водопользования. Но нет  и нормы, абсолютно запрещающей  тем или иным субъектам пользование  водами в любом виде. Отсюда  можно сделать вывод, что законодатель  признает субъектами права водопользования  вообще всех без исключения  субъектов права: предприятия, учреждения, организации и граждан, нуждающихся  в пользовании водами для правомерной  деятельности.

    Объектами права водопользования являются те категории вод (водных объектов), которые составляют государственный водный фонд или их отдельные участки, надлежащим образом юридически обособленные16.

     В правоотношениях водопользования эти категории вод продолжают оставаться объектами права государственной собственности. Но в то же время они становятся объектами права водопользования и в связи с этим приобретают некоторые новые характерные свойства и признаки, которые дополняют правовую характеристику морей, озер, рек, водохранилищ, подземных вод, ледников и других водных объектов, как объектов права собственности.    Объектом права водопользования может быть только такой предмет, который в процессе пользования продолжает быть объектом права государственной собственности на воды и в любой момент может быть изъят из пользования по решению компетентного государственного органа. Другими словами, объектом водопользования может быть лишь непотребляемая вещь.  Так как вода в море - вещь потребляемая, а само море не потребляется в эксплуатации, то и всегда сохраняется как объект права государственной собственности. То же самое можно сказать и о других водных объектах.

     Все водные объекты, составляющие единый государственный фонд, являются одновременно объектами права водопользования. В составе единого государственного водного фонда нет объектов, которые бы не состояли в каком-либо, чьем-либо пользовании, нет водных объектов государственного запаса.   

      При отнесении  водных объектов к числу категории  единого государственного водного  фонда их основное целевое  хозяйственное назначение не  принимается во внимание, так  как большинство водных объектов  имеет комплексное многоцелевое  назначение. Объектами права водопользования  являются природные запасы, объективированные  и юридически обособленные в  качестве водных фондов, составляющих  единый государственный фонд. В  необходимых случаях и отдельные  участки или части ограниченные, выступают как объекты водопользования.

1.5  Права и обязанности  водопользователей.

       Право  специального водопользования принадлежит  тем субъектам, которые являются  владельцами (на правах собственности  или оперативного управления) сооружений  и устройств, при помощи которых  они осуществляют пользование  водами. Этим субъектам выдаются  разрешения государственных органов  по регулированию использования  и охране вод на право добычи  воды или сброса сточных вод, эксплуатации плотин, причалов, плавучих  средств и т.п. Но если по  тем или иным причинам указанные  субъекты утрачивают право собственного  или оперативного управления  на водохозяйственные сооружения, то они утрачивают вместе с  тем и права специального водопользования, связанные с эксплуатацией данных  сооружений. Если водохозяйственные  сооружения переходят из собственности  или оперативного управления  одного субъекта в собственность  или оперативное управление другого, то и право специального водопользования  переходит от одного субъекта  к другому.

      Что касается  права общего водопользования, то  оно, как известно, представлено  всем гражданам, предприятиям, учреждениям  и организациям непосредственно  по закону для пользования  водами без применения сооружений и устройств, влияющих на состояние вод, и не требуют какого бы то ни было разрешения государственных органов. Право общего водопользования является сугубо личным. Оно не может передаваться или передвигаться. Право общего водопользования в процессе его осуществления ни в какой мере не фиксируется, не подлежит государственной регистрации.

Поэтому водопользователи при пользовании должны выполнять довольно широкий круг обязанностей.

       Обязанности водопользователей, заключающиеся в том, чтобы заботиться об экономном расходовании воды, принимать меры к полному прекращению сброса в водные объекты сточных вод с загрязняющими веществами, следить за исправным состоянием очистных и других водохозяйственных сооружении и технических устройств, влияющих на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества, относятся в основном к коммунальным, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Содержание этих обязанностей развивается как в законодательных и ведомственных нормативных актах, так и непосредственно в разрешениях на водопользование.

     Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, касающихся пользования водами в случаях обособленного водопользования, по своему содержанию имеют тенденцию к сходству с правами и обязанностями по землепользованию.

      Здесь также  на первый план выдвигается  строго целевая направленность  водопользования - хозяйственно-питьевая, лечебная, спортивная, мелиоративная, промышленная, транспортная, энергетическая, рыбо-хозяйственная.

     При обособленном водопользовании в большинстве случаев водопользователям предоставлено право выбора конкретных способов пользования водами. Но, если обособленные водопользователи намерены пользоваться водами при помощи сооружений и устройств, влияющих на состояние воды, то они должны получить на это разрешение государственных органов по регулированию использования и охране вод. Вообще обособленные водопользователи не вправе по своему усмотрению изменять водный режим тех водоемов, которые им предоставлены в пользование: строить плотины на малых реках и ручьях, исправлять русла рек, осушать озера и болота и т.п.

        Порядок  пользования водоемами, закрепленными  в обособленное пользование организаций: добровольных обществ охотников  и рыболовов, Всеармейского военно-охотничьего  общества, Всесоюзного физкультурно-спортивного  общества "Динамо" и других  определяется правилами, издаваемыми  этими обществами в соответствии  с их уставами и действующим  законодательством.

     Предусматривая развернутую правовую регламентацию отношений водопользования, государство добивается строгого соблюдения водного законодательства, как самими водопользователями, так и другими предприятиями, организациями, учреждениями, а также гражданами. Государство защищает установленные им права водопользователей от всяких посягательств и в то же время требует от самих водопользователей неуклонного выполнения возложенных на них обязательств. Тем самым осуществляется защита права водопользования в субъективном и объективном смысле, т.е. как субъективного права предприятий, организаций, учреждений и граждан, так и института водного права.

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993 ст. 11

2. Лесной кодекс РФ от 29.01.1997г. №22-ФЗ.

3.  Водный кодекс Российской Федерации. М.,1995, с.6-7.

4.  ФЗ "О радиационной безопасности населения" от 09.01.1996г. №3-ФЗ.

5. ФЗ  "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995г.

6. ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ". от 24.06.1999г. №119-ФЗ.

6.  Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды". От 20.05.1999г. №555.

8 . Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.

9. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.

10. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2004.

11. Колбасов О.С. Водное законодательство в СССР. М., "Юридическая литература", 1972, с.76, с.40-122

12. Каверин A.M. Правовая охрана вод от загрязнения. М., "Юридическая литература", 1977,с.6..

13. Петров В.В. Природно-ресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. М., "Юридическая литература", 1988,с.242

14. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.,1992,с.287

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.

 

2 Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005.

3 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами      государственной власти субъектов РФ". От 24.06.1999г. №119-ФЗ.

4 Лесной кодекс РФ от 29.01.1997г. №22-ФЗ.

Информация о работе Правовая охрана вод