Правовая охрана вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 08:29, реферат

Краткое описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов

Содержание

1 .Государственный экологический контроль……………………….стр.2
1.1 Понятие, виды и задачи экологического контроля………….стр.2
1.2 Ведомственный и производственный и общественный экологический
Контроль………………………………………………………..стр.6
2. Правовая охрана вод………………………………………………...стр.9
1.1 Понятие и сущность правовой охраны вод……………………стр.9
1.2 Право государственной собственности на воды……………….стр.10
1.3 Правовое регулирование водопользования……………………стр.11
1.4 Субъект и объект права водопользования……………………..стр.14
1.5 Права и обязанности водопользователей………………………стр.15
Список используемой литературы……………………………………..стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1 .Государственный экологический  контроль……………………….стр.2

     1.1  Понятие, виды и задачи экологического  контроля………….стр.2

     1.2 Ведомственный и производственный и общественный экологический

            Контроль………………………………………………………..стр.6

2. Правовая охрана вод………………………………………………...стр.9

    1.1  Понятие  и сущность правовой охраны вод……………………стр.9

   1.2 Право государственной собственности на воды……………….стр.10

    1.3  Правовое  регулирование водопользования……………………стр.11

    1.4  Субъект  и объект права водопользования……………………..стр.14

    1.5  Права и  обязанности водопользователей………………………стр.15

Список используемой литературы……………………………………..стр.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный экологический  контроль

         Экологический контроль - важнейшая  правовая мера обеспечения рационального  природопользования и охраны  окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного  управления и правовой институт  права окружающей среды. Основываясь  на роли экологического контроля  в механизме охраны окружающей  среды, его можно оценивать как  важнейшую правовую меру. Именно  посредством экологического контроля  в основном обеспечивается принуждение  соответствующих субъектов права  окружающей среды к исполнению  экологических требований. Меры  юридической ответственности за  экологические правонарушения применяются  либо в процессе экологического  контроля, либо с привлечением  иных государственных органов. Проведение  экологического контроля, представляет  собой целенаправленную деятельность  специально уполномоченных государственных  органов, осуществляемую в рамках  установленной для их процедуры, на основе специальных правовых  норм.

  1.1.  Понятие, виды и  задачи экологического контроля

        Под  экологическим контролем понимается  деятельность уполномоченных субъектов  по проверке соблюдения и исполнения  требований экологического законодательства. При этом некоторые государственные  органы осуществляют одновременно  и контроль, и надзор. Экологический  контроль как правовая мера  выполняет ряд функций - предупредительную, информационную и карательную1.

   Роль предупредительной  функции заключается в том, что  субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке  соблюдения ими правовых экологических  требований, заинтересованы в выполнении  законодательства и предупреждении  нарушений. Информационная функция  связана с тем, что в процессе  контроля соответствующие органы  и лица собирают разнообразную  информацию о природоохранительной  деятельности подконтрольных и  поднадзорных объектов. Карательная  функция проявляется в применении  к нарушителям правовых экологических  требований предусмотренных законодательством  санкций по результатам соответствующих  проверок.

   В природоохранительной  практике России выделяются следующие  виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации  являются субъект, от имени которого  проводится контроль, и сфера  действия контроля.

 

   Задачей государственного  экологического контроля является  обеспечение выполнения правовых  требований по рациональному  использованию природных ресурсов  и охране окружающей среды  от загрязнения всеми государственными  органами, предприятиями, организациями  и гражданами, которым такие требования  адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

 Существенной особенностью  государственного экологического  контроля является и то, что  он ведется от имени государства. Осуществляемый в рамках экологической  функции государства государственный  контроль в данной сфере в  значительной мере определяет  эффективность данной функции. Потенциально  государственный экологический  контроль более других видов  контроля может влиять на процесс  исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент  осуществления экологической функции  государства может использовать  не только собственные полномочия  государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке  правоохранительных органов - прокуратуры  и суда. Основными мерами административного  принуждения при этом являются  меры административного пресечения (приостановление или прекращение  эксплуатации экологически вредных  объектов), административной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные  меры (постановка вопроса о привлечении  к уголовной или административной  ответственности, возмещении экологического  вреда или применении мер общественного  воздействия).

   Государственный  экологический контроль проводится  в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования или проектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

   Государственный  экологический контроль проводится  на определенных принципах. Основные из них - законность, объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций2.

      Принцип  законности проявляется в том, что такой контроль могут проводить  лишь уполномоченные органы в  пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми  актами. Объективность основывается  на достоверных данных о деятельности  контролируемого объекта. Принцип  разделения хозяйственных и контрольных  функций характерен лишь для  специально уполномоченных органов  государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического контроля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.

   Правовые основы  организации и осуществления  государственного экологического  контроля установлены Конституцией  РФ, законами, регулирующими статус  Президента РФ, Правительства России  и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством, а также рядом специальных  подзаконных актов.

  Государственный общий  экологический контроль проводится  Президентом России, Федеральным  Собранием РФ, представительными  органами субъектов РФ, Правительством  РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ  и органами местного самоуправления.

  Государственный специальный (над ведомственный) экологический  контроль проводится преимущественно  органами над ведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.

  Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего3. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и различными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы4. Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.

   Помимо специально  уполномоченных органов в области  природопользования и охраны  окружающей среды, специальными  функциями по осуществлению экологического  контроля и надзора наделены  функциональные министерства и  ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует: целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.

      Должностные  лица органов государственного  экологического контроля имеют  право в установленном порядке  посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм  собственности и подчинения, включая  воинские части, специальные объекты  и службы Вооруженных Сил, органов  внутренних дел и государственной  безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения  их служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды; выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ; устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды; назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения; требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, эксплуатации объектов; привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде или здоровью человека нарушениями природоохранительного законодательства; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека5.

       Решения  указанных органов обязательны  для исполнения. Они могут быть  обжалованы в суд или арбитражный  суд.

   Важным видом государственного  экологического контроля является  экологический мониторинг. Порядок  организации и проведения государственного  экологического мониторинга регулируется  федеральными законами (Законом  «Об охране окружающей природной  среды», Лесным, Водным, Земельным кодексами, законами о недрах, о животном  мире и т. д.) и другими актами  экологического законодательства. Отраслевой мониторинг осуществляется  специально уполномоченными органами  государственного экологического  управления по отдельным видам  природных ресурсов6.

1.2 Ведомственный и производственный и общественный экологический контроль

      Сущность ведомственного экологического контроля заключается в основном в обеспечении центральными органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ выполнения правовых требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды подведомственными объектами. Такими объектами являются государственные учреждения, организации и предприятия, находящиеся в подчинении вышестоящих органов. Обратим внимание на то, что ведомственный контроль осуществляется государственными органами, но он не является частью рассмотренного выше государственного экологического контроля. Различие между ними, - прежде всего, в сфере осуществления: ведомственный контроль ограничивается отраслевой сферой, государственный контроль носит над ведомственный характер. Другое существенное отличие в том, что объекты над ведомственного контроля не находятся в подчинении контролирующих органов.

      Функции  по проведению ведомственного  контроля предусматриваются, как  правило, положениями о центральных  государственных органах. Ведомственный  контроль проводится также министерствами  и ведомствами, осуществляющими  управление природопользованием  и охраной окружающей среды.

  Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов. Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей. Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Содержание производственного контроля зависит, прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений. Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает более строгие требования к проведению производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности7. Согласно ст. 11 порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий, выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.

Информация о работе Правовая охрана вод