Правовая охрана вод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 08:29, реферат

Краткое описание

Экологический контроль - важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов

Содержание

1 .Государственный экологический контроль……………………….стр.2
1.1 Понятие, виды и задачи экологического контроля………….стр.2
1.2 Ведомственный и производственный и общественный экологический
Контроль………………………………………………………..стр.6
2. Правовая охрана вод………………………………………………...стр.9
1.1 Понятие и сущность правовой охраны вод……………………стр.9
1.2 Право государственной собственности на воды……………….стр.10
1.3 Правовое регулирование водопользования……………………стр.11
1.4 Субъект и объект права водопользования……………………..стр.14
1.5 Права и обязанности водопользователей………………………стр.15
Список используемой литературы……………………………………..стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 44.48 Кб (Скачать файл)

  Эффективность ведомственного  и производственного экологического  контроля во многом зависит  от взаимодействия с органами  государственного экологического  контроля. Пока такое взаимодействие  не развито. Более того, руководители  предприятий и экологические  службы считают своей задачей  защиту интересов предприятия  любым путем, в том числе посредством  сокрытия фактов нарушения экологического  законодательства, представления государственным  органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства  правонарушениям. Сотрудничество органов  государственного, ведомственного  и производственного экологического  контроля - важный резерв повышения  эффективности природоохранной  деятельности на разных уровнях.

   С учетом того, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью, в  целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую  среду, а также в связи с  низкой эффективностью реализации  государством экологической функции, в российском праве окружающей  среды остро стоит проблема  разработки и осуществления современной  концепции общественного экологического  контроля. В формируемом правовом  механизме взаимодействия общества  и природы имеется существенный  сдвиг в направлении его демократизации. Важно то, что граждане и общественные экологические объединения получили некоторые возможности участвовать в рамках права в обеспечении выполнения или контроле за выполнением экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах на стадиях подготовки и принятия, хозяйственных и управленческих экологически значимых решений.

       Важной формой осуществления общественного экологического контроля за деятельностью предприятий и государственных органов является затребование от них информации о природоохранной деятельности и состоянии окружающей среды, право на которое предусмотрено рядом законов8. На основе полученной информации граждане и общественные формирования вправе обжаловать решения, действия и бездействие, нарушающие их экологические права и законные интересы, в суде. С проведением общественного экологического контроля может быть связано также обжалование в суде заключения государственной экологической экспертизы, если оно противоречит требованиям законодательства, экологическим правам и интересам граждан и общественных формирований.

       Государственный  экологический контроль осуществляется  федеральными органами исполнительной  власти и органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации в порядке, установленном  Правительством РФ.

       Решения, принимаемые должностными лицами  государственного экологического  контроля, обязательны для исполнения  всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами  и гражданами. На основании этих  решений соответствующие банковские  учреждения должны прекращать  финансирование запрещенной деятельности  до отмены решения о ее запрете  органом государственного экологического  контроля. Решения государственных  органов экологического контроля  и должностных лиц могут быть  обжалованы в суд или арбитражный  суд.

       Производственный  экологический контроль осуществляется  в целях обеспечения выполнения  в процессе хозяйственной и  иной деятельности мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному  использованию и восстановлению  природных ресурсов, а также в  целях соблюдения требований  в области охраны окружающей  среды, установленных законодательством  в области охраны окружающей  среды.

      Общественный  контроль в области охраны  окружающей среды осуществляется  общественными и иными некоммерческими  объединениями в соответствии  с их уставами, а также гражданами  в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого  на благоприятную окружающую  среду и предотвращения нарушения  законодательства в области охраны  окружающей среды.

 

                  

                                              2 . Правовая охрана вод.

1.1  Понятие и сущность  правовой охраны вод.

       Необходимость  правового регулирования отношений  по использованию и охране  вод требуют расшифровки понятия  воды9.

      Вода - кровеносная система Земли - подлинный источник земли.

Важно отметить, что вода всегда оказывала существенное влияние на формирование человеческой культуры и развитие цивилизации и значительно больше, чем другие природные ресурсы. Реки, озера и часто подземные воды во всех странах мира играли важную роль в размещении производительных сил городов и других населенных пунктов. Так, любое поселение человека создается всегда на том месте, где есть питьевая вода, будь то река или выход подземных вод на поверхность в виде родников.

       Главным  отличием правового режима добытой  воды от правового режима природных  запасов является то, что добытая  вода в процессе ее использования  в качестве сырья или потребительского  продукта может принадлежать  на праве собственности не  только государству, но и общественным  организациям.

       Вода  с момента ее отделения от  природной среды утрачивает качества  объекта природы и приобретает  качества товара, включается в  товарный оборот и может состоять  как в собственности государства, так и в собственности иных  субъектов права.

       Правовой  охране подлежат воды, состоящие  в собственности государства  и составляющие в совокупности  единый государственный водный  фонд. Все воды, - в водном законодательстве, - составляют единый государственный  фонд, который включает: реки, озера, водохранилища, другие поверхностные  водоемы и водные источники, а  также воды каналов и прудов, подземные воды и ледники, внутренние  моря и другие морские воды, и территориальные воды. Следовательно, юридическому понятию "воды", обозначающему  объект правовой охраны, соответствуют  природные запасы воды, выступающие  как самостоятельное материальное  благо и образующие единый  государственный водный фонд10.

      В основе  концепции правовой охраны окружающей  среды лежат диалектико-материалистические  представления о взаимосферах  объективных и субъективных факторов, определяющих соотношение природных  и социальных условий жизни  современного человека.

     Охрана вод  представляет собой деятельность  людей, направленную на сохранение, восстановление и улучшение природных  запасов воды на земле. Что  касается достижения этих целей, то оно обеспечивается разнообразными, причем не только правовыми, но и естественнонаучными, техническими, экономическими средствами11.

     В области взаимодействия общества и природы функции права проявляются: в законодательном закреплении объектов природы, подлежащих охране и использованию, в определении прав и обязанностей природопользователей и закреплении разрешительных мер по использованию ее богатств.

      Совокупность  правовых средств составляет  правовую охрану вод.  Цели правовой охраны вод и вытекающие из них основные положения, установленные ст.ст.3,5 Водного Кодекса РФ, где говорится, « что водное обеспечение в целях обеспечения рационального использования вод для нужд населения и народного хозяйства, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укрепления законности в области водных отношений регулируется настоящими Основами, издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства»12.

      По своему  содержанию правовая охрана вод  представляет собой систему государственных  и общественных мероприятий, включающую  в себя четыре группы:

1) установление научно-обоснованных  правовых требований по охране  вод, регламентирующих определенные  права и обязанности государственных  органов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан;

2) проведение хозяйственно-организаторской  работы по выполнению этих  правовых требований;

3) осуществление государственного  и общественного контроля за выполнением требований охраны вод;

4) применение мер ответственности  к лицам и организациям, виновным  в нарушении законодательства  об охране вод;

 

1.2 Право государственной  собственности на воды.

      Основной  теоретический вывод, сделанный  в результате правовых исследований,  заключался в доказывании и  признании факта существования  двух видов государственной собственности: исключительной государственной  собственности на землю, ее недра, воды и леса, являющиеся одновременно  основными компонентами окружающей  природы, и государственной собственности на имущественные товарно-материальные объекты13.  

     Оба указанных вида государственной собственности однородны по сущности и общественно-экономическому содержанию. Оба эти вида собственности представляют собой достояния всего народа, но в отличие от основных средств производства, имеющих характер имущества предприятий, средств транспорта и связи, не состоящих в собственности государства, воды как и другие природные объекты являются достоянием и принадлежат народу14.

       В области  охраны природы одной из важных  задач является создание и  развитие системы кадастров природных  ресурсов. Под кадастром в широком  смысле слова понимается систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый  фонд сведений о том или  ином природном объекте, полученных  с помощью соответствующей системы  наблюдений.

      Средствами  специализированного банка данных "Государственный водный кадастр" обеспечивается в отличие от  других банков получение обобщенных  данных о водных ресурсах речных  бассейнов, административных и экономических  районов, независимых государств в целом, а также расчетных гидрологических отводов на реках и каналах. Данные о водопотреблении выдаются по речным бассейнам, отраслям народного хозяйства, министерствам, республикам, экономическим районам, отдельным организациям и предприятиям

1.3  Правовое регулирование  водопользования.

      По отношению  к многочисленным и разнообразным  конкретным общественным отношениям, возникающим в процессе использования  природных запасов воды, понятие "водопользование" выступает как  одно собирательное, обобщающее  понятие.

      Водопользованием  признается пользование водами (водными  объектами), состоящими в собственности  государства15. При этом понятие "воды" рассматривается как совокупность природных запасов воды, выступающих в качестве самостоятельного материального блага в виде водных объектов, использование которых поддается целенаправленному регулированию.

      Правовая  характеристика понятия "водопользование" требует рассмотрения вопроса  о том, являются ли водопользованием  добыча полезных ископаемых со  дна водоемов, прокладка и эксплуатация  трубопроводов, линий связи, электропередач  и других коммуникаций.

     Очевидно, что  такие действия оказывают существенное  влияние на состояние водных  объектов, затрагивают условия водопользования  для тех или иных нужд, которое осуществляется на этих водных объектах, создавая угрозу загрязнения или истощения водоемов, а потому нуждаются в правовом регулировании с точки зрения водного законодательства. Сами действия водопользованием не являются, так как не заключаются в использовании природных запасов воды. Но водопользование часто служит для них предпосылкой или неизбежно сопутствующим фактором. Поэтому отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, имеют смешанный, комбинированный характер, представляющий собой сочетание водопользования, землепользования, пользования недрами или другими водными объектами. В связи с существенным влиянием на водные объекты добычи полезных ископаемых, прокладкой и эксплуатацией коммуникаций, буровых, строительных, взрывных и других работ законодательством предусмотрено, что вся эта деятельность может производиться только по согласованию с органами по регулированию использования и охраны вод и другими органами в соответствии с законодательством.

       Наряду  с указанными видами работ  на практике широко распространено  пользование водными объектами  как эстетическими средствами - отдых  у моря и т.д. Такие действия  не считаются водопользованием, так как не оказывают воздействия  на состояние водных объектов  и не затрагивают условий водопользования  других объектов.

      На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Фактическое пользование водой лишь тогда признается водопользованием, когда оно характеризуется следующими признаками:

Информация о работе Правовая охрана вод