Особенности советской системы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать систему социального обеспечения в советское время.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия и сущности социального обеспечения;
- проанализировать социальное обеспечение в советское время.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной сферы
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения
2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период
3. Основные принципы и источники права социального обеспечения
2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ АСЛАН.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

№ слайда 7

Описание слайда:

2. Универсальность социальных  услуг (только в случае идеологической  борьбы до 1957 г.)В 1975 г. только 40% финансовых  средств социального обеспечения  было израсходовано по «коммунистическому  принципу» (желающим получить) для удовлетворения потребностей, большая же часть ушла на традиционное распределение льгот по привилегированным группам.Действие данного принципа всегда обусловливалось рядом фактических обстоятельств:1. Ведущая роль коммунистической партии. Решения высшего партийного руководства страны играли главную роль при делении общественного продукта. Данная монополия власти КПСС была официально зафиксирована в ст.6 Конституции 1977 г.: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма…» (Ст. 6. Ред. текста Конституции СССР от 1990 г.)Выводы: 1. Современные конституционные права (политические, права человека, социально-экономические) ограничивались произвольным их толкованием партийной и бюрократической властью.2. Развитие социальной политики в СССР шло зигзагообразно – от мероприятия к мероприятию. Она мало зависела от хозяйственного развития страны, а больше от специфических решений партийного руководства, поэтому для нее были характерны «кампании».

№ слайда 8

Описание слайда:

2. Обеспечение по принципу  «капающей лейки». В течение многих  десятилетий расходы на социальное  обеспечение повышались медленно.3. Психологическая зависимость от  труда. Без регулярных вкладов  населения собственных средств  в систему социального обеспечения и с учетом распределения по привилегиям, со временем укрепилось чувство того, что социальные услуги (льготы) больше зависят от трудовой деятельности и должны создаваться трудом, в противном случае их количество резко снижается. Практически не принимаются во внимание существующие потребности уязвимых групп населения. Поэтому большие группы населения проживали в ситуации постоянной нужды (колхозники, женщины). Социальная несправедливость была допущена в отношении таких групп населения как пенсионеры, инвалиды, бедные семьи.

№ слайда 9

Описание слайда:

4. Потенциальная нуждаемость  в услугах не вела к их  автоматическому предоставлению. Причины:практическое  манипулирование социальным законодательством;трудности  административного характера из-за  некачественной работы власти (например, отсутствие нужных документов, пропущенные сроки получения услуг и пр.);в некоторых отраслях хозяйства отсутствовала возможность получения социально-политических услуг (например, получение пенсии дополнительно к заработной плате).

№ слайда 10

Описание слайда:

3. Государственное попечение  и контроль.Социальное обеспечение  гарантировалось государством и  поднадзорными ему институтами (например, профсоюзами). Строго контролировался  процесс распределения финансовых  средств. 4. Смешанные формы социальных услуг.Также, как и на Западе, существовало четыре основные формы социальных услуг:пассивные монетарные (преобладающая форма) – денежные пособия;пассивные немонетарные (предметные) – услуги здравоохранения (медикаменты, терапия), попечение над детьми, социальное обслуживание;активные монетарные (почти неизвестны в Советском Союзе);активные немонетарные – образование. Финансирование: полностью бесплатное или частично оплачиваемое получателем (ясли, детские сады, медикаменты в аптеках, пионерские лагеря, санаторно-курортное лечение, дома для престарелых и инвалидов).

№ слайда 11

Описание слайда:

Структура социального обеспечения в СССР. Основные вехи социального законодательства I. Попечение над детьми (без образования)Для дошкольного возраста: - женские консультации- дома малютки (для детей до 3-х лет, оставшихся без попечения родителей или при наличии неимущих родителей);- ясли (для детей от 3 месяцев до 3-х лет)* с пребыванием 10,12, 24 часа;- ясли-детский сад** (наиболее распространенный тип попечения над детьми дошкольного возраста с 1970-х гг.);- детский сад (с 3 до 7 лет с пребыванием 10,12,24 часа, включая пребывание на детских дачах);- детские площадки, детские комнаты, детский патронаж (детей до 3-х лет помещали в приемную семью, которая получала пособие в виде продуктов питания и одежды на сумму 5 рублей/месяц).Для детей-школьников:- детские дома (3-18 лет в случае отсутствия родителей (умерли или отказались), неудовлетворительных условий воспитания детей в семье, отсутствия средств (для семей с доходами менее 50 руб./месяц на человека), переизбытка детей в домах малютки);- Школы-интернаты для детей-инвалидов;- Интернаты при школах;- Круглосуточные школы и детские центры;- Места внешкольной работы с детьми*** (дома и дворцы пионеров, станции юных техников и природоведов, туристические станции и места пригородного отдыха, детские парки и стадионы, детская железная дорога);- Места внешкольного попечения над детьми**** (туристические и спортивные базы, детские выставки и концерты, празднование Нового года и др.).Для ребенка любого возраста:- детские поликлиники (до 18 лет);- детские санатории (например, противотуберкулезные), семейные дома отдыха.

№ слайда 12

Описание слайда:

II. Пенсионное обеспечениеДва  периода1. Декларативный характер  законов первых 36 лет Советской властиВсе законы и предписания носили пунктуальный и элитарный характер: они защищали определенные профессиональные группы, отрасли хозяйства, географические районы в точно определенных законом случаях. В это время социальная безопасность была лишь декларирована в Кодексе о труде 1922 г. и Конституции СССР 1936 г. Ее реальное воплощение ограничивалось из-за чрезвычайных внешних обстоятельств: индустриализации, коллективизации, войны, «холодной войны». На практике применялись апробированные еще в царской России «пунктуальные» методы. 2. Трудовая и демографическая мотивация законов после 1956 г.*1-й пенсионный закон 1956 г. «О государственных пенсиях для рабочих, служащих и членов их семей» - основа всей системы пенсионного законодательства, поскольку были названы почти все профессиональные группы и все без исключения случаи длительной нетрудоспособности.2-й пенсионный закон 1964 г. «О государственных пенсиях колхозникам и членам их семей»** - процесс по снижению уровня дискриминации крестьянства в сравнении с рабочим классом и служащими.***

№ слайда 13

Описание слайда:

Финансирование пенсий:со временем тенденцией стало преимущество в расходах на социальное обеспечение (пассивные денежные выплаты) перед иными расходами (например, на здравоохранение);именно пенсионные выплаты определяли структуру и охват социальных целей;расходы на пенсионное обеспечение в 1978 г. составили 50,2% от общих расходов, тогда как в 1955 г. – лишь 37,6% от общих расходов;за период 1955-1978 гг. расходы на пенсионные цели выросли в 4 раза (Народное хозяйство – 78).

№ слайда 14

Описание слайда:

Причины значительного роста расходов на пенсионные выплаты: 1.Увеличилось число людей, по закону претендовавших на пенсию.2. Быстро увеличивалось число пожилых людей в стране: если в 1956 г. в стране было 16,5 млн. пенсионеров, то в 1979 г. – 47,6 млн. (18,1% от общего числа жителей).3. Произошли заметные изменения в структуре пенсионного населения (по виду получаемой пенсии): число инвалидов войны сокращалось и одновременно росло число получателей пенсии по старости (доминировали и среди иных видов пенсий).

№ слайда 15

Описание слайда:

4. Увеличился размер пенсий.В 1940-х гг. размер пенсий был полностью  неудовлетворительным. Она не обеспечивала  проживание людей. В пересчете на 1 руб. 1980 г., пенсия составляла 10-21 р., тогда как по советским меркам жизни на тот момент времени она должна была составлять 50-55 р.* Вывод: пенсия рассматривалась как некая дотация к жизненному обеспечению. В результате принятия закона 1956 г. пенсия была увеличена больше чем в 2 раза.1955 г. – 21,9 р.1957 г. – 46 р. Мин. размер пенсии достиг 30 р. (ранее – 8,6 р.).(Источник: Труд и зарплата – 75»)

№ слайда 16

Описание слайда:

Виды пенсионного обеспечения Пенсия по старостиПенсия по инвалидностиПенсия по потере кормильцаПенсия по выслуге лет (для служащих в сфере здравоохранения и образования, для военных)Персональная пенсия4 и 5 виды пенсий играли незначительную роль (0,9% всех пенсионеров в 1966 г.), но с финансовой точки зрения имели большое значение: их размер был гораздо выше среднестатистической пенсии (носили элитарный характер), а возраст выхода на пенсию ниже на пять лет (для мужчин – 55 лет, для женщин – 50 лет).Персональная пенсия всесоюзного значения – 200 р.персональная пенсия республиканского значения – 120 р.персональная пенсия местного значения – 80 р.

№ слайда 17

Описание слайда:

III. Медицинское обслуживаниеОсновные  программы здравоохранения создавались  в 1930-е гг. В 1969 г. были подведены  единые основания под категорию  «охрана здоровья советских граждан». Важнейшие вехи советского здравоохранения:Образование Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (правительственный декрет 1918 г.);«Медицинское обслуживание рабочих и крестьян» (постановление ЦК КПСС 1929 г.);Создание Народного комиссариата здравоохранения СССР (правительственный указ 1936 г.);Основание Академии медицинских наук (1944 г.);Первая советская программа комплексного развития здравоохранения «Медицинское обслуживание и охрана здоровья советских граждан» (постановление ЦК КПСС 1960 г.);Кодекс здравоохранения Советского Союза 1969 г. (основные положения законодательства СССР).

№ слайда 18

Описание слайда:

Три этапа развития советского здравоохранения – от «индустриального» к «территориальному» принципу:1. До 1930-х гг. в организации медицинского обслуживания доминировал земский, «районный» принцип обслуживания населения. Со времени медицинского подвижничества земских врачей, земская система эффективно противодействовала всевозможным эпидемиям и ослабляла недоверие между сельскими жителями и врачами тем, что медицинское обслуживание являлось бесплатным, а большое число маленьких клиник охватывали всю сельскую местность. Земская система предложила профилактический принцип в дореволюционном здравоохранении, который использовался в социально-гигиенических проектах 1920-х гг. («участковый принцип»), а для оказания бесплатной помощи на географической основе организовывались диспансеры.Вывод: при помощи «районного принципа» должно было осуществляться систематическое обслуживание населения (первая составляющая). Он был тесно связан с идеей массового доступа к бесплатному здравоохранению* (вторая составляющая).

№ слайда 19

Описание слайда:

2. С начала 1930-х гг. этот  принцип был заменен «индустриальным  принципом» в здравоохранении, и в целом, в социальной политике. Здравоохранение стало связываться тесно с экономическими задачами. Горизонты советского здравоохранения сузились – от внимания к жизни пациентов на всей ее протяженности до времени их пребывания в заводском цехе. В результате, были реорганизованы службы здравоохранения в интересах производства. М.И. Барсуков (Очерки истории здравоохранения СССР. М., 1957): «В области здравоохранения план исходил из принципа дифференцированного медицинского обслуживания отдельных групп населения в соответствии с их ролью в социалистическом строительстве».При общем недостатке ресурсов постепенно этот план был заменен крайним вариантом – преимущественным обслуживанием ведущих групп работников промышленности и сельского хозяйства. Медицинский персонал должен был распределяться в узловые пункты производства – в город и в деревню. Обычно этот принцип принято называть производственным принципом медицинского обслуживания.**

№ слайда 20

Описание слайда:

3. Послевоенная реформа  здравоохранения - борьба двух принципов  при оказании медицинской помощи  населению*: доступность медицины  не только рабочему классу, но  и гражданским лицам, не связанным  с производством. Попытка внедрения  всеохватывающей помощи как базового принципа социального государства, наряду с традиционным обеспечением трудящихся в Советском Союзе.Основные нововведения 1947-1953 гг.:взаимодействие между медицинским персоналом больниц и поликлиник при лечении пациентов и постановке диагнозов;*налаживание служб здравоохранения в сельской местности (массовое перемещение «медицинских кадров» для работы на селе; обеспечение медицинским оборудованием и расширение районных больниц);разработка стандартов обеспечения койко-местами в больницах и докторами в сельской местности. В связи с открытием районных поликлиник состоялся частичный отход медицины от производственного принципа: здесь доктора обслуживали население всего района, была исключена дифференциация обслуживания рабочих и остального населения;с другой стороны, реорганизация заводского здравоохранения: место здравпунктов**, заняли медсанчасти, организуемые по территориальному признаку и прямо не связанные с заводами, но сохранившие значение заводского здравоохранения. В медсанчастях, созданных при предприятиях, медицинский персонал обрел некоторые льготы по сравнению с участковыми врачами (например, увеличение з/п на 15-20%). Однако в этих учреждениях поддерживались жесткие стандарты предоставления медицинских услуг***;санитарное просвещение и повышение качества здравоохранения всего населения (программа).

№ слайда 21

Описание слайда:

Результат: Резкое падение смертности населения;Улучшение показателей здоровья населения;Улучшение квалификации докторов общей практики и специализации врачей узкого профиля;Сокращение разницы в диагнозах. Общие итоги послевоенного этапа развития здравоохранения: более широкий доступ к здравоохранению всего населения;восстановление престижа профессии врача в связи с повышением значения медицинской науки и возвышением больничных специалистов над врачами из поликлиник;была восстановления сельская медицина;повышено значение профилактической медицины, которая лучше работает тогда, когда имеет дело с большим количеством населения.

№ слайда 22

Описание слайда:

Индикаторы здравоохранения в СССР:1. В количественном выражении советское здравоохранение было лучшим в мире (1980 г.):

№ слайда 23

Описание слайда:

Обратные пропорции количества и качестваПричины низкого качества советской медицины:низкий уровень профессионального образования врачей в провинциальных вузах;неравное распределение врачей после окончания вуза;неудовлетворительное распределение рабочего времени (40% служебного времени врача уходило на выполнение административной деятельности);высокий процент врачей не занимались практикой (свыше 20%) из-за исследовательской деятельности, руководящей должности, выполнения контрольных функций, учебы или других забот;дача взяток за предоставление лучших мед.услуг, злоупотребления в центрах «скорой помощи»;злоупотребление психиатрическими методами лечения*;невнимание к амбулаторным возможностям лечения;**низкие стандарты производимых медикаментов и неудовлетворительные показатели ухода; недостаток мед.оборудования, оснащения больниц и медикаментов;расточительство имеющихся приборов и дешевых лекарств;создание пациентами «домашних аптек»;***серьезные различия в мед.обеспечении между городом и деревней;сильная текучесть мед.кадров;низкая оплата труда большинства мед.персонала по сравнению с его значением и социальным престижем.Вывод: здравоохранение не являлось приоритетной областью развития. Об этом свидетельствуют заниженные расходы бюджета и постоянство уровня расходов на здравоохранение (4% от ВВП) в период 1950-70-х гг. В 1980-е гг. ситуация не изменилась: не было отмечено заметного развития отраслей и служб здравоохранения.

№ слайда 24

Описание слайда:

Следующие результаты «мутили» блеск советской медицины:высокие проценты младенческой смертности1971 г.: 22,9 на 1000 новорожденных детей (в возрасте до 1 года);1974 г.: 27,9 на 1000 новорожденных детей (показатель 1964-65 гг.);С 1975 г. – данные не публикуются*.Факторы, усугубляющие регресс в этой области:Недостаток служб здравоохранения, особенно в сельской местности;Сверхзанятость и значительная домашняя нагрузка на женщин;Ухудшение условий содержания и охраны окружающей среды, что пагубно влияло на здоровье матери и ребенка.увеличение общей смертности населения1964 г.: 6,9 на 1000 жителей1980 г.: 10,3 на 1000 жителей.

Информация о работе Особенности советской системы социального обеспечения