Особенности советской системы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать систему социального обеспечения в советское время.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия и сущности социального обеспечения;
- проанализировать социальное обеспечение в советское время.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной сферы
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения
2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
2.2 Особенности социального обеспечения в советский период
3. Основные принципы и источники права социального обеспечения
2.1 Понятие и классификация принципов права социального обеспечения
2.2 Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА_ АСЛАН.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

№ слайда 25

Описание слайда:

IV. Политика в области защиты материнства и детства Спад рождаемости наметился в 1960-е гг. После короткой фазы стабилизации рождаемости в конце 1970-х гг., кривая рождаемости снова стала падать и впервые в 1980-е гг. был зафиксирован «нулевой прирост» населения, правда за исключением кавказцев и жителей среднеазиатской части страны.

№ слайда 26

Описание слайда:

Причины падения рождаемости:старение населениятенденции по ограничению числа детей в семьях;экстремально высокая занятость женщин в соединении с низкой заработной платой улучшение уровня жизниразрешение противозачаточных средств, легализация абортов

№ слайда 27

Описание слайда:

Данные процессы меняли соотношение между экономически активным и неактивным населением. Источник: Народное хозяйство - 78В результате были введены:- отпуск по беременности и родам;- отпуск по уходу за ребенком в течение 1 года;- пособия на содержание и воспитание детей (1974 г.)

№ слайда 28

Описание слайда:

V. Курс на создание  «потребителя» При Маленкове  и Н.С. Хрущеве наметился отход  от жесткой товарной экономической политики в сторону более внимательного отношения к нуждам и потребностям населения (принцип «создание потребителя»). С этой целью внедрялись новые направления в экономической политике, целью которых было улучшение материального положения широких слоев населения. Причины: - возросший потенциал страны после преодоления последствий второй мировой войны;- длительное забвение некоторых отраслей хозяйства, ориентированных на потребности, привело к видимым народнохозяйственным диспропорциям. В результате, изменение приоритетов развития стало срочным делом, в первую очередь, для того, чтобы обезопасить экономический рост в целом. Политические решения:1. После 1953 г.* главная задача заключалась в удовлетворении потребности населения в продуктах питания. Был взят курс на бесперебойное снабжение населения продовольствием (Продовольственные программы и создание «общепита»**). 2. Для этого осваивались новые земледельческие территории (1954-1958 гг.).3. С 1955 г. вводилось социальное обеспечение временно или постоянно нетрудоспособных граждан (1955 г. – пособие по нетрудоспособности; пенсионные законы; определение минимального уровня всех социальных выплат).

№ слайда 29

Описание слайда:

4. Согласно законам о  жилье 1957, 1959 гг. развертывались программы жилищного строительства.5. Производство «советского потребителя» в двух аспектах:- рост доходов населения;- рост потребления.Г.Ханин (Советское экономическое чудо //Альманах «Восток». №11-12, 2003): «…в результате подъема душевого потребления таких высококачественных продуктов питания как мясо, молоко, сахар, овощи и бахчевые в 1,5-2 и более раза, уровень потребления достиг уровня ряда развитых стран мира… В два и более раза в этот период выросло душевое потребление наиболее дорогих видов тканей, верхнего и бельевого трикотажа, чулочно-носочных изделий, кожаной обуви. В несколько раз выросла продажа товаров культурно-бытового назначения, достигнув по некоторым из них довольно высокого уровня (часы, радиоприемники и радиолы, велосипеды и мотовелосипеды, швейные машины). Впервые в массовом количестве стали производиться такие относительно сложные изделия бытового назначения, как телевизоры, холодильники и стиральные машины, хотя объем их производства оставался еще небольшим… Без преувеличения можно сказать, что за 50-е годы, с точки зрения уровня жизни населения, появилась новая страна, свободная от нищеты и по мировым меркам обеспеченная, хотя и не богатая, для основной части своих граждан».

№ слайда 30

Описание слайда:

Попечительство над детьми играло важную роль в советской системе, поскольку забота о детях укладывалась в особенности этой общественной системы:- в СССР существовала очень высокая степень женской и материнской занятости;* - практиковался более поздний, по сравнению с другими системами срок начала обучения детей (с 7 лет)- высокое число сирот- считалось целесообразным оказывать на детей влияние вне семьи;- недостатки семейной социализации, например, из-за высокого числа разводов и наличия родителей – одиночек. С 1966 г. официально регистрировалось 26-34 развода/на 100 закл.браков.** Причины:проблемы с жильем;возрастающий уровень образования женщин (это изменяло их представления о семье);чрезмерная нагрузка работающих женщин (работа, тяжелый домашний труд в отсутствие бытовых приспособлений, уход за детьми)алкоголизм среди мужчин

№ слайда 31

Описание слайда:

Из доклада врача ГДР о работе советских медицинских организаций (цит. по книге: П.Штиллер. Социальная политика в СССР): «…провинциальные врачи имеют недостаточное образование и работают сверх нормы. Организация больниц плохая, в них отсутствует необходимое соблюдение гигиены. Медицинские сестры не обладают достаточной степенью квалификации, можно наблюдать недружелюбие медицинского персонала, скудное питание для больных, редкую смену постельного белья в больницах. На текущие (не срочные) операции есть длинные очереди… …Советское медицинское обслуживание отстает как минимум на 15 лет от среднеевропейских показателей…».

№ слайда 32

Описание слайда:

Энн Лившиц (США): 3 периода образовательных реформ, которые в целом использовались для того, чтобы школьная система могла отражать и закреплять определенный образ жизни нового советского общественного строя. 1) 1920-30-е гг. (реабилитация дореволюционного наследия*): А.Ждановым активно использовались образовательные «стандарты» царской России, например, «Правила для учеников гимназий и прогимназий Министерства Народного Образования от 1877 г.». В результате, постепенно происходило - смещение акцентов с ребенка-активиста на ученика, хотя с сохранением прошлым педагогических идей об исключении семьи из процесса воспитания**;- постепенное установление гендерных различий в подходе к советскому школьнику и особый подход к девочкам, требующим дополнительного контроля. Из используемых сов.руководством Правил 1877 г.: «В женских гимназиях ученицам запрещалось даже с родителями после 9 часов вечера находиться в общественных садах и парках, а также запрещалось посещение в период учебных занятий всякого рода мест развлечений. Очень правильно был поставлен вопрос о том, чтобы гимназистки вели себя достойно, им не разрешалось иметь нескромную прическу, носить излишние украшения и предъявлялось строгое требование вести себя прилично, не причиняя своим поведением никому беспокойства» (Цит. по отчету СНК в 1943 г.)- институализация подходов и требований в отношении городских и сельских детей;- поиск наиболее эффективной организационной структуры советской школы.

№ Описание слайда:

2) Военные годы: время  масштабных экспериментов из-за  значительного сокращения числа  учащихся и школ. Принятие новых законов об образовании должно было усилить у населения во время кровопролитной войны неотвратимость наступления мирной жизни. Среди многочисленных мер отметим следующие:раздельное обучение мальчиков и девочек;платное образование в старших классах (постановление 1940 г.);одновременно вышло постановление «О государственных трудовых резервах» (1940 г.) – принудительный набор подростков мужского и женского пола в возрасте 14 лет в ремесленные и фабрично-заводские училища (с бесплатным обучением, питанием и обмундированием);Два версии:Э.Лившиц: продолжение возвращения к дореволюционной школьной системе*Игорь Бунич: из-за значительной нехватки трудовых резервов в стране новые правила поведения школьников от 1944 г. («Об укреплении дисциплины в школах»; введение удостоверения личности для учащихся);укрепление системы академического поощрения учащихся (выпускные экзамены, новая система оценок, золотые, серебряные медали);новые правила приема в школы (обучение не с 8-ми, а с 7-ми лет) из-за демографического спада и для сокращения растущего числа безнадзорных детей;упразднение курса об обязательном обучении сельскохозяйственным работам для учеников средних и старших классов;учреждение Академии педагогических наук;новая учебная программа средней школы (с учетом опыта США и Европы и как тенденция конкурентоспособности различных образовательных систем**).

Описание слайда:

3) Послевоенный периодраспределение  старшеклассников по специализированным  классам;демонстрация превосходства  русских в пересмотренной учебной программе (учебники истории, географии);политехнизация системы образования (потребность в выпускниках вузов в 1950-е гг.);создание Министерства народного образования (1946 г.);восстановление и строительство школьных помещений*;на протяжение долгого времени сельские школьники использовались для сельскохозяйственных работ, а отдельных школьных зданий не существовало**;восстановление внеклассной работы с детьми***;материальная поддержка детей-сирот, детей – инвалидов войны и прочим нуждающимся группам детей.

Традиция административного наказания нищих, бродяг и проституток: выселение из городов, пятилетняя ссылка с обязательной трудовой отработкой по месту ссылки для трудоспособных лиц (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1951 г. «О мерах борьбы с антиобщественными и паразитическими элементами»);Н.С. Хрущев на XX съезде КПСС осудил две категории людей, ведущих паразитический образ жизни:- работающих для вида, но живущие на нетрудовые доходы;- не принимающих участия в общественно-полезной работе на благо общества или семьи, а занимаются бродяжничеством, попрошайничеством и совершением преступлений.общественное порицание* и ссылка (от 2 до 5 лет) с отработкой «антиобщественных, паразитических» элементов общества, не занятых общественно полезным трудом более 3-х месяцев («Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими паразитический образ жизни», закон 1961 г.): зарабатывающие в теневой экономике, неработающая молодежь и пр. – спекулянты, торговцы на черном рынке, тунеядцы, а также лица, владеющие дачами, личными автомобилями, использующие эти средства для извлечения личной выгоды;меры по устранению причин и условий, способствующих паразитическим элементам обогащаться за счет чужого труда. В этом случае появились указы, ограничивающие право на частное владение земельными участками («О нормах приусадебных участков»), запрещение частного владения рабочим скотом, а также регулирование вопросов использования леса, строительных материалов, ведения торговли;привлечение внимания к «золотой молодежи» - неработающим детям из привилегированных семей и их склонность к западному образу жизни

 

 

 

 

 

 
курсовая работа Особенности советской системы социального обеспечения

 

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

   
   
 

 
Автономная некоммерческая организация 
«Поволжский экономико-юридический  колледж» 
  
  
  
  
  
  
  
КУРСОВАЯ  РАБОТА 
  
«Особенности советской системы  социального  
(тема курсовой работы) 
обеспечения» 
  
  
  
  
  
Курсовая работа 
Студента (ки) _1__ группы 4 курса 
Специальность ………. 
Право и организация социального  обеспечения 
Ф.И.О: 
Репина О.П. 
Научный руководитель: 
Башева А.Г. 
  
Работа защищена 
«___» _____________ 2012г. 
Оценка: ________________ 
Подпись руководителя:_______________ 
  
Шигоны 2012 
Содержание 
  
Введение………………………………………………………………………….….3 
Глава 1. Понятие и сущность социального обеспечения………….………...…....4 
          1.1 Понятие и сущность социальной сферы……..………...……….…..…...4 
          1.2 Понятие и сущность социального обеспечения……  ……………...…..9 
Глава 2. Особенности советского социального обеспечения……………...........12 
          2.1 Ранние формы социального обеспечения в  
          дореволюционной России..............................................................................12 
          2.2 Особенности социального обеспечения в советский период……..….18 
Заключение..............................................................................................................24 
Библиография…………………………………………..………………...……....26 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Введение 
  
     Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Международное сообщество исходит из того, что признание государством, обществом присущего всем членам человеческой семьи и достоинства, и равных, неотъемлемых прав является основой свободы и справедливости и всеобщего мира. При этом права человека должны охраняться властью закона.  
Одним из основных прав каждого  человека как члена общества признается право на социальное обеспечение. Оно  включает в себя право на обеспечение  на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или  иного случая утраты средств к  существованию по независящим от человека обстоятельствам.  
     Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь со стороны общества.  
     Таким образом, забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого человека, потерявшего источник средств к существованию по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе, в том числе и в нашей стране. Еще Президиумом Верховного Совета СССР в 1973 году был ратифицирован международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Кроме того, в СССР, особенно в 50-е-80-е годы XX века были заложены основы современных пенсионной системы, системы дополнительных денежных выплат гражданам (пособий, компенсаций) и системы социальных услуг (социального обслуживания), а также медицинской помощи и лечения. Данная система явилась фундаментом для комплекса общественных отношений в сфере социального обеспечения, действующего сейчас в России. Поэтому, исходя из вышеизложенного, рассматриваемая в рамках настоящей работы тема: «Система социального обеспечения в СССР во второй половине 50-х-80-х годов XX века», является актуальной. 

Глава 1. Понятие и сущность социального обеспечения. 
  
1.1 Понятие и сущность социальной сферы. 
  
     Социальную сферу представляют как «пространство воспроизводства реальной повседневной жизни, развития и самоосуществления общественных субъектов». Социальная сфера — одна из основных сфер общества (наряду с экономической, политической, духовной)[1].  
     Социальная сфера характеризуется определенной самостоятельностью, целостностью, наличием собственных внутренних законов развития — таких, как законы социального сравнения, социальных перемещений, динамики социальной активности, развития социальной структуры и др. В процессе повседневной жизни, реализации внутренних законов сферы, удовлетворения потребностей люди вступают в определенные отношения (социальные отношения), создают необходимые институты (социальную инфраструктуру). Все это и составляет социальную сферу. 
     В социальной сфере (как и в других сферах жизни человека) производятся соответствующие социальные ценности, главным источником которых выступает труд. К социальным ценностям следует отнести прежде всего жизнь человека как таковую, физическое и психическое здоровье, интеллектуальную и нравственную культуру, социально-политическую ответственность, гражданственность, патриотизм и т.д. 
     Говоря о самостоятельности, целостности социальной сферы, не следует представлять ее как нечто обособленное. Точно так же, как, скажем, экономика «проникает» во все другие сферы общества, так же и социальное, как продукт социальной сферы (или относящееся к социальной сфере), присутствует во всех сферах человеческой деятельности.  
_________________________________________________________ 
[1] Бритиков А.Г. Социальная работа, - СПб.:Питер, 2007..с.31 

     Главное отличие социального — человекозащитное, гуманистическое содержание, его присутствие воспроизводстве и изменении социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, в формировании и удовлетворении их жизненных потребностей. Социальный менеджмент (как и социальная политика преследует цель всестороннего утверждения социальны ценностей, обеспечения полноправной жизни личности социуме, тем самым обогащая, совершенствуя всю социальную сферу и социальную среду[2]. 
     Если попытаться структурировать социальную сферу, то в качестве ее компонентов можно выделить, прежде всего, людей (социальную структуру общества) с их потребностями, социальными ценностями и качествами; во-вторых, социальные системы (соответствующие территориальные образования, организации, коллективы и т.д.), с помощью которых (или внутри которых) реализуются социальные потребности; в-третьих, взаимодействия, отношения людей (классов, групп), в которые они вступают в процессе удовлетворения своих потребностей; в-четвертых, принципы, условия, законы внутреннего развития социальной сферы и ее составляющих, правила разрешения проблем, возникающих в социальных отношениях. 
     Анализ состояния социальной сферы можно осуществить по следующим направлениям:

комплекс условий труда, быта и досуга; 
степень доступности культурных благ и услуг (образование, информация, литература, искусство и т.д.); 
гарантии жизнеобеспечения и безопасности людей, включая охрану здоровья, социальную защиту, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности и др.;

возможности (открытость путей) социальных перемещений и жизненного 
  
__________________________________________________________ 
[2] Бритиков А.Г. Социальная работа, - СПб.:Питер, 2007. с.34 
 6

самоопределения — от выбора профессии и места жительства до повышения квалификации, профессионального продвижения, открытия собственного дела, занятия тех или иных рабочих мест и должностей в соответствии со способностями, уровнем подготовленности и отношением к делу; 
реальное участие в управлении, социальном контроле, обсуждении и принятии решений и т.д.

Итак, реальной формой отношений в социальной сфере выступает удовлетворение человеческих потребностей. Однако вопрос в том, каким способом каждый из субъектов удовлетворяет эти потребности, не наносит ли ущерба другим людям, удовлетворяя свои, может быть, и не всегда разумные потребности? Не рождает ли это социальных конфликтов, не увеличивает ли количество тех, кто станет нуждаться в социальной защите? 
     Иными словами — знание состояния социальных отношений дает ключ к дифференциации технологий организации — социальной защиты, поиску наиболее эффективных форм и методов удовлетворения потребностей социальных групп и личностей[3]. 
     И здесь в систему факторов эффективного социального влияния вплетается такое понятие (и явление), как социальная среда, и необходимость учитывать особенности ее составляющих. 
     Социальная среда — это окружающий человека социальный мир, который включает в себя общественные (материальные и духовные) условия, общественные отношения, а также группы людей, среди которых человек живет. В реальной жизни человек не только зависит от социальной среды, но и своими активными действиями может видоизменять эту среду, а вместе с ней развивать и самого себя, свою сущность. 
  
________________________________________________________ 
[3] Сушко И.Н. Социальное обеспечение, - М.: Новое время, 2004.с.22 

     Социальная среда имеет структуру: можно выделить следующие структурные компоненты социальной среды:

общественные условия жизни людей;  
социальные действия людей;  
их отношения в процессе совместной деятельности и общения; 
социальные общности, в которые люди объединяются.

Социальная среда — явление сложное, многоуровневое, многоаспектное. Можно говорить о макросреде и микросреде. Макросреда — экономическая, социальная, политическая и духовная система отношений. Микросреда —  
непосредственное социальное окружение человека — семья, неформальная группа, трудовой, учебный коллектив. 
     Для успешной организационно-управленческой деятельности в системе социальной защиты важно иметь конкретное представление о видах социальной среды, которые выделяются по разным основаниям. В социологической литературе в качестве оснований и видов социальной среды рассматриваются следующие:

по степени общности - человечество в целом как планетарная общность; общественно-экономическая формация; государство; класс; нация; общественная организация; самодеятельное объединение граждан; трудовой коллектив; 
по целям и способам действия — производственно-трудовая, учебно-воспитательная, общественно-политическая, культурно-росветительная, спортивная, военная, религиозная, семейно-бытовая и т.д.; 
по территориальному признаку - макросреда общества, крупного региона, микросреда города, района, села и т.п.; 
по национально-этническому признаку — нация, народность, землячество, национальное объединение;

по демографическим характеристикам  — мужская, женская, юношеская, детская, смешанная (люди разных полов и поколений);  
8

по способам воздействия на личность — экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная; 
по социальному вектору гуманного/антигуманного воздействия на личность — обучающая, воспитывающая, манипулирующая, конформирующая, разлагающая, перевоспитывающая, упражняющая; 
по социальной направленности формирующего влияния — социальная, антисоциальная, девиантная; 
по отношению к прогрессу общества и развитию индивида, социальной группы — позитивная, нейтральная, негативная.

Как видим, оснований может быть достаточно много и видов социальной среды — также. Но первичное влияние на судьбы людей оказывает, естественно, семья. И это важно для распознания социальных проблем того или другого индивида, группы, для результативности социального менеджмента в системе социальной защиты. 
     В практической деятельности это означает, что: 
     Во-первых, менеджер социальной сферы, социальный работник обязан учитывать наличие сложившихся социальных отношений между людьми до кризиса, во время кризиса и отношений, сложившихся после преодоления кризиса. 
     Во-вторых, видеть и учитывать роль социальных институтов (позитивную и негативную), создавших определенные «правила игры», закрепивших определенные механизмы социальных отношений. 
     В-третьих, учитывать последствия современного развития общества, явления массовой урбанизации, миграционных процессов, а также явления экологического порядка и др. 
  
  
  
  

1.2 Понятие и  сущность социального обеспечения 
  
     Социальное обеспечение – это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. В России система социального обеспечения включает: пенсии; пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.), многодетным и одиноким матерям и малообеспеченным семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, для детей-инвалидов и т. д.); протезирование; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; льготы инвалидам и многодетным матерям.  
     Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством. Это понятие связывается с утверждением всеобщего блага (как  
идеала), принципов социальной справедливости, социальной защищенности, достойных условий существования. Это означает, что при любых  системных и структурных преобразованиях  экономики страны приоритетной целью  ее политики является обеспечение высоких  жизненных стандартов для большинства  граждан. Социальное государство стремится  сгладить социальное неравенство, помочь слабым и обездоленным (путем перераспределения  социального дохода в пользу менее  обеспеченных слоев), обеспечить занятость  и права работника, развивать  систему социального страхования, обеспечить доступность для всех образования, здравоохранения, культуры.  
     Ведущим направлением деятельности социального государства становится разработка и реализация социальной политики, способствующей созданию равных стартовых возможностей для реализации жизненных планов, развития личности и проявления особой заботы о молодежи, безработных, малоимущих. Иными словами, в условиях становления и функционирования социального государства резко возрастает объем его социальных забот. Социальное  
  
10 
государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 
     Создание благоприятной для развития общества и человека социальной среды — это одно из условий эффективной социального обеспечения. Социальное обеспечение как особая форма деятельности, объявленная в качестве приоритетной также в сфере образования и науки, предполагает проведение согласованной государственной политики в области оплаты труда и доходов населения, занятости, развития отраслей социальной сферы, в адресной социальной защите наиболее уязвимых слоев населения. 
     Реформы, осуществляемые в области оплаты труда, при всей сложности их реализации в современных социально-экономических условиях, в России ориентированы на восстановление роли трудовых доходов, оплаты труда в качестве одной из важнейших ценностей российского общества. Смысл такой деятельности заключается в том, чтобы вернуть утраченное в некоторой степени понимание значимости самообеспечения, самозарабатывания средств,  
необходимых для достойного уровня жизни. Роль государства сводится к созданию правовых и экономических  условий для раскрытия творческого  потенциала трудоспособного населения, в создании одинаковых стартовых  возможностей для всех граждан российского государства. 
     Решение проблем в области оплаты труда и доходов населения напрямую связаны с реализацией эффективной социальной политики в области занятости.  
     Проблемы в области занятости, касающиеся молодежи, воспроизводятся (с некоторой спецификой) и в другой, не менее социально уязвимой, — в группе женщин. На рынке труда женщины так же, как и молодежь, оказываются достаточно часто в числе незанятых. Эта проблема также требует особого осмысления, в том числе и переосмысления тендерных аспектов образования в нашем обществе. Еще совсем недавно на тендерную проблему вообще не обращали внимания, считая, что конституционное равенство уже по определению ставит всех граждан в одинаковые условия. Система воспитания и  
11 
образования обходила «острые  углы» существующего в обществе тендерного неравенства. Именно специалисты  в области социологии и социальной работы подняли тендерную проблему до уровня ее общественного осознания. 
     Среди незанятого населения в российском обществе, для которого характерно старение населения (как и для всех европейских стран), постоянно увеличивается число нетрудоспособных лиц как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Для этой категории лиц Конституция РФ закрепила право на социальную защиту, включающее право на пенсионное обеспечение. В настоящее время оно охватывает более четверти всего населения. И в этом тоже есть проблема, так как для нашей страны характерен опережающий рост размеров пенсионного фонда по отношению к фонду заработной платы в связи с общим старением населения. 
     В связи с этим в нашей стране была разработана система реформирования пенсионной системы, которая находится сейчас в стадии реализации. Новая модель пенсионной системы стала многоуровневой, включив несколько составляющих — общую социальную, трудовую и добровольную пенсии. Величина будущей пенсии ставится в этой модели в зависимость от продолжительности и величины уплаченных страховых и накопительных пенсионных взносов.  
     Осуществляя реформу пенсионной системы с расчетом на трудоспособное население, государство не оставляет вне поля зрения тех, кто требует особого внимания сейчас — это ветераны войны и труда, к которым в нашей стране особое отношение. Россия полностью выполняет Соглашение государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и ветеранов войны, семей погибших военнослужащих. 
     В число социальных приоритетов государственной политики российское государство относит программы и мероприятия по их реализации в области социальной защиты семьи, охране материнства и детства. 
  
12 
Глава 2. Особенности советского социального обеспечения. 
  
2.1 Ранние формы  социального обеспечения в дореволюционной  России. 
  
     Различные формы защиты населения как социальное явление берут свое начало в далеких исторических временах, в благотворительности, существовавшей в той или иной мере на всех этапах развития общества. Восточнославянские племена в своих обычаях сострадательно относились к ближнему, в чем-либо нуждавшемуся.  
     Историк СМ. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также к пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали странников, отличались редким на то время гостеприимством[4]. 
     Благотворительная деятельность в ранний период рассматривалась как религиозный долг человека, велась в основном священнослужителями. Первым документальным свидетельством государственной заботы о людях, нуждавшихся в помощи, считают договор 911 года князя Олега с греками, в котором содержались моменты, относящиеся (по сегодняшним меркам) к социальной защите. Как и в других странах, в России на протяжении веков благотворительную работу вели церкви и монастыри. Под их влиянием люди учились на практике исполнять заповедь о любви к ближнему, понимавшейся, прежде всего, как обязанность накормить голодного, напоить жаждущего, оказать ему милосердие, призреть, отнестись с участием[5]. 
________________________________________________________ 
[4] Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1. История России с древнейших времен, - М.:Голос, 1988. с.91-97 
[5] Козловская Т.И. Социальная работа, - М.:Олма-пресс, 2004.с.87 
13 
     После крещения Руси активизируются многие направления помощи нуждающимся, в том числе и личная благотворительность русских князей; издаются указы, согласно которым общественное призрение поручается попечению и надзору духовенства в лице патриарха подчиненных ему церковных структур, основным источником финансирования самих церквей, монастырей и других организуемых при них благотворительных учреждений определена «десятина», т.е. десятая часть поступлений от хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.»[6]. 
     При князе Владимире развернулось строительство церквей, школ, училищ. А сын Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде сиротское училище, в котором содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей, и составил первый письменный русский свод законов «Русская Правда», содержащий статьи социальной направленности. Это было новым явлением для молодых государств Европы. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах, время правления которого пришлось на начало XII века, создал первое нравственное поучение, обращенное к младшему поколению и наполненное христианскими идеями. Он призывал своих сыновей заботиться о бедных, вдовах и сиротах. 
     Традиция «личной» благотворительности русских князей за счет казны долго существовала в России, постепенно приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий. Однако по мере усложнения социальных проблем в общественном сознании все настойчивее пробивается идея о необходимости поиска новых подходов к вопросам бедственного положения многих людей, понимание того, что частной благотворительностью и сложившимися формами церковного и монастырского призрения эту проблему не решить. 
     Впервые публично эта идея прозвучала в обращении Ивана Грозного к  
___________________________________________________________ 
[6] Антология социальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, - М.: Сварогъ с.5 
14 
Стоглавому Собору — собранию высшего духовенства Русской  Православной церкви, состоявшемуся  в Москве в 1551 году. Собор констатирует страшное развитие нищенства и при  этом указывает на отсутствие надлежащих мер призрения. Постановление, принятое Стоглавым Собором, затрагивающее  многие стороны данной проблемы, является значительным шагом вперед в систематизации работы по социальной защите населения. Хотя по-прежнему попечение о бедных признается делом общества, однако Собор признает  
необходимым регулировать его  мерами государственными, путем царского повершил или, иначе говоря, законом. Для большинства нуж-дающихся он рекомендует закрытое призрение  в богадельнях: впервые для этого  различает разнообразные категории  нищенствующих и для каждой из них устанавливает особые меры. Прокаженные  и престарелые должны получать кров, пищу и одежду; «здравые» должны питаться по дворам[7]. 
     Практическая реализация идеи развертывания государственной системы общественного призрения получила развитие в царствование Федора Алексеевича, последнего из династии Рюриковичей, и в последующие годы. Значительное расширение частной и государственной благотворительности привело к появлению социального противоречия между «профессиональным» нищенством и необходимостью зарабатывать на жизнь честным трудом. Общество начинает понимать, что система облагодетельствования с двух сторон — государства и общества — не приносит реальной пользы ни государству, ни населению. 
     На авансцену выдвигается идея необходимости борьбы с профессиональным нищенством, получившая практическое воплощение в петровское время, которое можно охарактеризовать как новую ступень в становлении многостороннего подхода к решению проблем социальной защиты населения. Наряду с насильственным искоренением нищенства и его негативных  
___________________________________________________________ 
[7] Антология социальной работы: В 5 т/Сост М.В. Фирсов, - М.: Сварогъ с.15 
15 
последствий (указы 1712, 1718, 1721, 1722, 1734 годов; ряд практических распоряжений) делается попытка привести развитие общественного призрения в определенную систему: обосновывается необходимость  различать нуждающихся по причинам их нужды, и в соответствии с этим определять помощь; активно разворачивается  строительство и государственное  содержание больниц, богаделен, сиротских  домов, домов для призрения незаконнорожденных младенцев, смирительных и прядильных домов для людей «праздношатающихся и им подобных» и т.д. Призрение  становится частью государственной  внутренней политики,государство не только предоставляет помощь, но и  осуществляет мероприятия по ликвидации профессионального нищенства как явления социальной патологии[8]. 
     Создание централизованной системы оказания помощи нуждающимся оставалось заботой и последующих правителей России. Так, при Екатерине II в губерниях для заведования и распоряжения делами призрения были учреждены под председательством губернаторов Приказы общественного призрения, на которые возлагались разнообразные и важные функции: заведование школами, учреждение больниц, сиротских домов, богаделен, особых приютов для неизлечимых больных, домов для умалишенных и др. [9].  
     Однако по мере того, как обнаруживалась недостаточность борьбы с бедностью и разными формами нужды при посредстве одних казенных учреждений, в обществе и правительстве зрела мысль о необходимости большего участия в делах общественного попечения о бедных со стороны общества. Постепенно попечение становилось делом не только государственным, но и общественным, фактически превратившись для общественности в добровольно-принудительное попечение под присмотром государственных органов. 
____________________________________________________________ 
[8] Бушуев И.А. Социальное обеспечение в России, - М.: Высшая школа, 1990.с.93 
[9] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридического общества при Императорском СПб университете, - СПб, 1985. кн.6 с.95 
16 
     Процесс дальнейшей передачи проблем защиты населения на низовые уровни продолжался и в период царствования Александра I: призрение было включено в сферу общественного самоуправления, а за правительством осталась функция общего руководства этим процессом. Был также принят закон, по которому призрение передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Новым для формировавшейся системы общественного призрения стало создание обществ, основанных на началах взаимного «вспоможения» или самопомощи. Члены обществ составляли «капитал» для вспомоществования за счет ежегодных взносов в кассу. Однако эти процессы не получили широкого распространения. 
     Дальнейшие организационные преобразования в области социальной защиты были связаны с земской (1864 г.) и городской (1880 г.) реформами. Основная тяжесть социальной помощи легла на городское и земское (сельское) общественное самоуправление. Согласно Положению о губерниях и уездных  
земских учреждениях от 1 января 1864 года, в ведение органов  земского самоуправления перешли дела приказов общественного призрения. Земства взяли под свою опеку  строительство новых благотворительных  заведений, призрение и воспитание детей, устройство временных помещений для переселенцев и т.д. 
     В общих чертах такая система социальной защиты сохранялась до конца XIX — начала XX веков и представляла собой разветвленное образование, подразделявшееся на общественное, общественно-государственное и частное. 
     Благотворительную деятельность активно вели так называемые «медовые братства», которые в начале XX века действовали при большинстве православных церквей. Ими открываются потребительские лавки, в которых бедным людям товары продавались по сниженной цене; бесплатно раздаются иконки, Евангелия, учреждаются кассы для выдачи нуждающимся беспроцентных ссуд на приобретение одежды, обуви, орудий труда, а также по  
  
17 
случаю смерти, болезни, родах. При церквах и монастырях, находившихся под их опекой, учреждаются богадельни, госпитали, школы для бедных и т.д. 
     В целом частная благотворительность развивались по самым разнообразным направлениям и в различных формах. Частные благотворители финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж нуждающихся, участвовали в строительстве и содержании больниц, колоний для ослабленных детских приютов, приютов попечительства о бедных, богоделен для пожилых женщин, открывали начальные и средние общеобразовательные и специальные учебные заведения частные школы (например, рисования), организовывали вы ставки, музеи и другие учреждения культуры. 
     Таким образом, традиции, родившиеся в ранний историческии период, закрепились прочно и сохранялись до конца XVIII в. Более того, они обогащались новым практическим опытом, теоретическими выводами. Важно заметить, что к этому времени в обществе наметился поворот к более широкому пониманию всех проблем социального призрения: ставился вопрос и о развитии профилактической компоненты в системе общественного призрения, о предупреждении негативных явлений в обществе, предполагалось, что профилактическая работа выступала бы «важной функцией общественного и государственного управления, направленной к смягчению многих зол действительности, к облегчению значительных страданий и к спасению целого ряда человеческих жизней»[10]. 
     Вместе с тем создаваемая система страдала рядом существенных недостатков, нерешенных проблем. Тормозом в развитии общественного призрения являлось и несовершенное законодательство. В конце XIX века для изучения и внесения предложений по совершенствованию социальной защиты  
  
____________________________________________________________ 
[10] Максимов Е. Земская деятельность в области общественного призрения//Журнал юридического общества при Императорском СПб университете, - СПб, 1985. кн.6 с.94 
18 
населения была создана специальная  комиссия, но первая мировая война  помешала реализации этих планов. Решать проблемы обездоленных людей в России пришлось другому правительству, пришедшему к власти после Октябрьской революции 1917 года. 
  
2.2 Особенности  социального обеспечения в советский  период 
социальная защита советское пособие 
  
     Становление социального обеспечения как вида профессиональной деятельности в советское время с организационно-управленческой и содержательной точек зрения коренным образом отличалось от дореволюционных подходов: заботу о защите различных категорий населения государство полностью взяло на себя. Постепенно складывалась разветвленная система социального обеспечения, имеющая соответствующие органы на разных уровнях; проблемы социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения постоянно были в поле зрения правительства и разрешались с пользой для нуждающихся.  
     Вопросы социальной защиты и благосостояния народа, его здоровья, разумного образа жизни решались в тесной связи с развитием народного хозяйства, социально-экономическими достижениями. Уже в декабре 1917 года ВЦИК и СНК утверждают Положение о страховании на случай безработицы, действие которого «распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: в государственных, частных, общественных учреждениях или у частных лиц». В Положении дается определение понятия «безработные», определяются финансовые источники, размеры пособий, функции органов, которым  
  
19 
вменяется в обязанность  решение вопросов безработицы[11]. 
     Полторы недели спустя (4 января 1918 г.) принимается Декрет о страховании на случай болезни (действие этого документа также распространяется на всю территорию страны, на все категории населения). Учреждаются больничные кассы — общегородские для крупных городов и окружные для местных округов, определяется их статус, структура, виды помощи (денежные пособия, врачебная помощь и др.), система управления делами кассы. Заметим, управление организуется на демократических началах:  
и т.д.................


 

 

 

Глава 2. Основные принципы и источники права социального обеспечения

 

2.1 Понятие и классификация принципов  права социального обеспечения

 

Показателем самостоятельности той или иной отрасли права является наличие не только отдельного предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов правового регулирования.

В теории права под правовыми принципами (принципами права) понимаются исходные нормативно-руководящие начала (положения), которые выражают главное в сущности права, на базе которого оно возникает, развивается и функционирует.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали меняться. Споры обычно сводятся к тому, являются ли принципы права только «руководящими идеями» или они должны быть закреплены в нормах. Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права - это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать в нашей стране данную задачу весьма сложно, хотя существуют отдельные положительные примеры. Так, в ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

До настоящего времени кодифицированного нормативного акта (основ законодательства или кодекса), где были бы зафиксированы принципы социального обеспечения, не существует. Они содержатся в различных федеральных законах, других нормативным актах, которые составляют содержание отдельных институтов права социального обеспечения. Данные принципы, например, отражены в постановлении Правительства РФ от 07.08.1995 № 790, одобрившем Программу пенсионной реформы в Российской Федерации, Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и ряде других.

Информация о работе Особенности советской системы социального обеспечения