Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 13:26, контрольная работа

Краткое описание

Современное состояние экологической сферы России может быть охарактеризовано как критическое. В этих условиях обеспечение и стабилизация экологически безопасного развития России в системе внутренних и внешних координат становится первоочередной задачей государства. С этих позиций целесообразно обратиться к общесистемным понятиям в области экологической безопасности. Одним из важнейших компонентов национальной безопасности и наиболее актуальным на сегодняшний день, выступает именно экологическая безопасность.

Содержание

1. Основные направления в области обеспечения экологической безопасности ………………………………………………………………………. 3
2. Конституционное значение обеспечения экологической безопасности. 13
а) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
б) механизм разграничений полномочий РФ и ее субъектов по обеспечению экологической безопасности;
в) ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения
экологической безопасности.
3. Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности………………………………………………………………………. 13

Задача………………………………………………………………………… 22

Список использованной литературы…………………………………….. 24

Вложенные файлы: 1 файл

экологичкское право.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

- обеспечения  экологического суверенитета государств  над своими природными ресурсами.

Конференция по охране природы и развитию в Рио-де-Жанейро (3- 14 июня 1992 г.) приняла программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития, а также рекомендации о переходе к устойчивому развитию.

Задача обеспечения экологической безопасности на современном этапе приобрела трансконтинентальный уровень решения, что, естественно, предполагает не только расширение международного сотрудничества в области, например, создания технологических процессов, образцов новой техники и материалов, обеспечивающих надлежащие требования по экологической чистоте, но и разработку признаваемых международным сообществом правовых механизмов национальной политики в области защиты природы, общества и человека от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.

И если признать, что проблема обеспечения экологической безопасности сегодня в мире признана глобальной, то потребность в организации международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности переоценить трудно.

В первую очередь международно-правовое сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности касается приграничных государств, к которым относятся, как известно, страны - государства СНГ, между которыми в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 325 подписан и вступил в силу Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств.

Примечательно, что активность международно-правового регулирования проблем обеспечения экологической безопасности объясняется тем, что именно в данной сфере государственного управления длительное время складывались научные, технические корпорационные связи, которые оказались более устойчивыми, нежели политические, военные, экономические и т.п.

Следовательно, международное экологическое сотрудничество помимо свойственных ему функций выполняет и внешнеполитические, способствуя не только повышению международного авторитета России, ее движению в международное сообщество, но и каждого государства по пути всеобщего социального прогресса, взаимопонимания и мира.

Согласно ст. 79 Конституции Российской Федерации, Россия может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данные положения имеют универсальное значение и распространяются применительно к сфере обеспечения экологической безопасности.

Следует подчеркнуть, если ранее под международной безопасностью традиционно понималось состояние международных отношений, при котором их субъектам (народам, государствам) не угрожает опасность войны либо другое посягательство извне на суверенное существование и независимое развитие, то в современных условиях действия техногенных факторов глобального характера на природу, общество и человека содержание этого понятия в данном аспекте рассмотрения значительно расширено.

В странах ЕС, например, создан открытый для всех членов банк данных о выбросах и загрязнениях, и согласно принятой Европейским сообществом директивы государства - члены ЕС должны обязать всех предпринимателей представлять в любое время компетентным национальным органам по их требованию доказательства, что они выявили все экологические опасности и приняли всесторонние меры по их предотвращению.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется тенденцией к интеграции международно-правовых отношений, складывающихся в сфере обеспечения экологической безопасности.

Международно-правовое направление государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности ориентировано на установление и развитие различных видов и форм сотрудничества с зарубежными странами, значительная часть которых обусловлена необходимостью выполнения Россией обязательств, вытекающих из международных соглашений, договоров, документов и резолюций конференций по окружающей среде и природопользованию, совместных работ по международным научно-экологическим программам, связанным с разработкой проблем охраны и защиты окружающей среды, организации рационального природопользования, выявления потенциальных источников минерального сырья, биологической продукции, и т.д.

Особую форму международно-правового сотрудничества составляет организация мероприятий федеральными органами государственной власти по выполнению экологических требований и норм, вытекающих из международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией.

К их числу, в частности, относятся: Федеральные законы от 4 ноября 1994 г. № 34-ФЗ «О ратификации рамочной Конвенции ООН об изменении климата»; от 8 июля 1999 г. № 153-ФЗ «О ратификации Дополнительного протокола к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Протокола об ослепляющем лазерном оружии (Протокола IV)».

Решаемые в каждом регионе Российской Федерации социально-экономические задачи должны соответствовать международно-правовым и национальным задачам федерального уровня. Вместе с тем, региональный аспект рассматриваемой проблемы, предполагает учет местных особенностей обеспечения экологической безопасности. В частности:

- формирование  регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое  развитие, в том числе природопользование  и антропогенное воздействие  на окружающую среду;

- выполнение  природоохранительных мероприятий  в населенных пунктах и пригородных  зонах, включая санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение  и благоустройство;

- осуществление  мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического  благополучия.

Приведенные выше факторы, обеспечивающие совершенствование правового обеспечения экологической безопасности должны учитываться в обязательном порядке. Вместе с тем, следует помнить, что правоприменение это всегда творческая деятельность и вопрос о реализации соответствующих мер должен решаться в каждом конкретном случае, в связи с определенной ситуацией, местом и временем. Важно суметь определить ту необходимую и допустимую грань, переступив которую, мы начинаем движение к дефектности.

Опыт обеспечения экологической безопасности предостерегает против нежелательных крайностей, то есть речь должна идти о правоприменительном оптимуме и здесь следует отказаться от шаблонов и стереотипов, учитывая не только текущие, но и перспективные цели.

В этой связи разработка теоретико-методологической и организационно-правовой основы концепции экологической безопасности Российской Федерации предполагает соблюдение следующих требований:

- концепция  экологической безопасности Российской  Федерации должна иметь внутреннюю  логику построения, не содержать  противоречивых положений и представлять  собой целостное единство;

- организационная  структура концепции экологической  безопасности Российской Федерации  должна представлять собой организационное  множество взаимосвязанных и  выполняющих определенные функции  элементов;

- правовой  статус субъектов, реализующих мероприятия  концепции экологической безопасности, должен определяться соответствующими  нормативными правовыми (законодательными) актами и различаться по территориальным  масштабам, направлениям, видам и  объему деятельности, характеру  компетенции и другим признакам;

- содержательная  часть концепции экологической  безопасности должна отражать  международный, зарубежный и отечественный  опыт обеспечения экологической, общественной и национальной  безопасности;

- субъекты  реализации концепции экологической  безопасности Российской Федерации  должны осуществлять юрисдикционные  полномочия, как правило, в рамках  отношений «власть - подчинение», при  которых административно-правовое  регулирование является доминирующим  в системе мер социального  и государственно-правового обеспечения  экологической безопасности.

В итоге разработка и реализация концепции экологической безопасности Российской Федерации представляет особое направление государственной политики, объединяющее научно-практическую деятельность органов законодательной, исполнительной, судебной власти и соответствующих социально-правовых институтов и механизмов их взаимодействия в целях обеспечения экологической безопасности Российской Федерации:

- проведение  единой экологической политики  в сфере охраны и защиты  жизни и здоровья людей, окружающей  природной среды от воздействия  факторов, дестабилизирующих состояние  экологической безопасности;

- формирование  системы социально-экономических  и в основном правовых мер  по обеспечению экологической  безопасности;

- осуществление  государственных целевых программ, направленных на охрану и защиту  человека и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования  объектов социально-экономической  инфраструктуры общества и государства;

- организация  подготовки населения к действиям в условиях ЧС природно-техногенного характера; подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов;

- создание  и использование целевых резервных  фондов продовольственных, медицинских  и материально-технических ресурсов  в рамках финансово-экономического  обеспечения реализации концепции  экологической безопасности федеральные  и региональные экологические  фонды необходимы для совершенствования  механизма государственного регулирования  природопользования и оздоровления  окружающей природной среды, а  придание им соответствующего  административно-правового статуса  позволяет устанавливать порядок их экономических и правовых отношений с юридическими лицами, имеющими полномочия на владение и распоряжение их средствами, юридическими и физическими лицами);

- организация  международно-правового сотрудничества  в сфере обеспечения экологической  безопасности, мероприятий по предупреждению  и ликвидации последствий природно-техногенных  аварий и катастроф, включая оказание  соответствующей помощи зарубежным  странам, и т.п.

 

Задача

 Решением Администрации Хабаровского края Сикачи – Алянские на скальные рисунки времен неолита объявлены памятником природы. Здесь бывал известный исследователь Окладников. Памятник находится на территории села Сикачи - Алян в запущенном состоянии. Приезжие туристы пытаются отколоть рисунки на память. В большую воду на реке Амур большинство рисунков оказываются затопленными.

Какие организационно - правовые последствия влечет за собой решение об объявлении Сикачи - Алянских наскальных рисунков памятником природы? На какую организацию возлагаются обязанности по охране этого памятника природы и в чем состоят данные обязанности?

 

Основной закон, регулирующий вопросы в отношении природных памятников сегодня - это Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 февраля 1995 года. В соответствии с данным законом, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии со ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно этому ст. 27 этого Закона, с объявлением природных комплексов и объектов памятниками природы, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В Приказе Минприроды РФ от 25 января 1993 г. № 15 «Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации» сказано, что режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

Информация о работе Международное сотрудничество в целях обеспечения экологической безопасности