Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 16:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Теоретический вопрос
В составах экологических преступлений предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:
а) причинение крупного ущерба;
б) массовая гибель животных;
в) совершение преступления в зоне экологического бедствия;
г) смерть человека;
д) совершение преступления на территории заповедники или заказника;
е) массовое заболевание людей;
ж) применение взрывчатых веществ при незаконной охоте;
з) повторность правонарушения в течение года.
Определите и обосновывайте соответствующие составы, указанные в главе 26 УК РФ.
Задача 1
Проектом Постановления Правительства Удмуртской Республики территория в границах населенных пунктов Камбарки и Кизнера предполагается объявить зоной экологического неблагополучия. Основанием для такого постановления служат наличие крупных хранилищ химического оружия, которое в процессе его уничтожения может отрицательно повлиять на окружающую среду, здоровье населения и материальные ценности.
Анализируйте правовой режим экологического неблагополучия (зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия) названных населенных пунктов?

Вложенные файлы: 1 файл

kr_ekologicheskoe_pravo.docx

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Вариант № 1

 

Теоретический вопрос

 

В составах экологических преступлений предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

а) причинение крупного ущерба;

б) массовая гибель животных;

в) совершение преступления в зоне экологического бедствия;

г) смерть человека;

д) совершение преступления на территории заповедники или заказника;

е) массовое заболевание людей;

ж) применение взрывчатых веществ при незаконной охоте;

з) повторность правонарушения в течение года.

Определите  и обосновывайте соответствующие составы, указанные в главе 26 УК РФ.

 

Понятия экологических преступлений в действующем Уголовном кодексе, как и в УК РСФСР 1960 г., не дается. Между тем формулирование его значимо для достижения многих важных целей.  Можно отметить, что в ст. 85 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» давалось определение экологических преступлений как «общественно опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека». Строго говоря, данное понятие не является уголовно-правовым, но оно достаточно четко определяет сущность экологических преступлений, показывает их общественную опасность. 
       Общее понятие экологического преступления есть не что иное, как его родовое понятие, включающее в себя ряд родовых признаков. В литературе встречаются определения данных посягательств в соответствии с общими признаками преступления, указанными в уголовном законе. Как правило, они связаны либо вытекают из определения объекта преступного воздействия и строятся по схеме: «преступлением в сфере охраны природы признается деяние, посягающее на такие-то отношения (следует их изложение)». Многие авторы считают, что этого достаточно.  Объектом экологических преступлений является сложный целевой комплекс фактических, общественных отношений, их правовые формы и материальные оболочки. Рациональное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использования им окружающей среды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных потребностей и гарантирует его безопасность. Непосредственными объектами являются конкретные общественные отношения по охране отдельных видов природных богатств, их рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности населения. Например, объектом незаконной охоты являются отношения по охране и рациональному использованию диких зверей, птиц и иных животных, а объектом загрязнения водоемов и воздуха - отношения по охране вод и атмосферы и обеспечению экологической безопасности населения.  Предметом же экологических преступлений в широком смысле слова выступает природная среда в целом, поскольку все ее составные части находятся между собой во взаимодействии и во взаимосвязи и составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. - биоценоз. Причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на состоянии других. В более узком смысле предметом конкретных преступлений являются природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, внутренние воды и воды открытого моря, животные, растительность. В отдельных случаях в качестве предмета преступного воздействия предусматриваются редкие и достопримечательные ресурсы живой и неживой природы: природные ландшафты, урочища, ущелья либо единичные объекты природы - скалы, деревья, водоемы и др. (ст. 248 УК РФ). Объективная сторона охватывает действия (бездействия), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологической безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, урегулированная правилами производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения экологически опасных веществ и отходов, обеспечивающая охрану объектов окружающей природной среды. Преступное посягательство зачастую сопряжено с причинением вреда и факультативным объектам, коими могут быть среда обитания и жизнеспособность животного мира, растительности, других экосистем, их экологическое равновесие, жизнь и здоровье человека. Объективная сторона составов преступления может выражаться в форме как действия, так и бездействия. В формальной части состава преступления, предусмотренного ч. 2 статьи, обязательным признаком объективной стороны (а так же квалифицирующим признаком) является место его совершения - зона экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Зона экологического бедствия - это официально объявленная государством часть территории, на которой в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (см. ст. 57 Закона об охране окружающей среды; Требования к материалам, представляемым на государственную экологическую экспертизу для отнесения отдельных участков территории Российской Федерации к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, утв. Приказом Минприроды России от 28.03.1996 N 113). Так же квалифицирующим признаком данного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 247 УК РФ является массовая гибель животных. Под массовой гибелью животных понимается уничтожение большого количества (стада, стаи, вида и т.п.) диких зверей, птиц, рыб, других водных животных, находящихся в состоянии естественной свободы. Особо квалифицирующим признаком данного деяния является последствия, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, ч. 3 ст. 247 УК РФ. Массовое заболевание людей - возникновение болезней, связанных с радиоактивным облучением большого числа людей, инфекционных эпидемий, иных вирусных заболеваний, охвативших определенную часть населенной территории государства. Смерть человека считается наступившей в момент необратимой гибели всех клеток его головного мозга. Часть 3 содержит в себе непосредственное указание на то, что отношение виновного к смерти человека либо массовому заболеванию людей должно характеризоваться только неосторожностью. 
Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, например в том случае, если виновное лицо сознательно нарушает правила производства, транспортировки, хранения, захоронения, использования или иного обращения экологически опасных веществ и отходов. Не исключается возможность совершения данного преступления с двумя формами вины (сложной виной) - если лицо умышленно нарушает правила транспортировки, хранения, утилизации экологически опасных веществ и (или) отходов (что образует преступление), но последствия (например, массовое заболевание людей) возникают вопреки его воле. Иными словами, виновный не предвидит наступления более значительного вреда или указанных в законе общественно опасных последствий (имея субъективную и объективную возможность их предвидения) либо самонадеянно, без достаточных к тому оснований рассчитывает, что они не наступят. В целом такое преступление считается совершенным умышленно (ст. 27). Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и наделенное дополнительным признаком - ответственностью за совершение операций с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и (или) отходами. Должностные лица, на которые возлагается служебная обязанность по контролю за деятельностью лиц, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ (отходов), устранившиеся от выполнения этой обязанности, в случае наступления последствий, указанных в ч. ч. 2, 3 ст. 247, должны нести УО по ст. 293. 
Статья 250 УК РФ предусматривает ответственность за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Основными объектами преступного посягательства являются экологическая безопасность общества, обеспечиваемая рациональным использованием и охраной водной среды от загрязнения, засорения, истощения, иной порчи. Помимо основного данное преступное деяние имеет факультативные объекты - экологическое равновесие и жизнеспособность животного или растительного мира, рыбных запасов, а также лесное или сельское хозяйство как природные блага и общественное достояние, здоровье человека. В особо квалифицированном составе преступления жизнь человека является дополнительным объектом посягательства. Основным предметом выступает вода: а) наземная (поверхностные водотоки и водохранилища на них, водоемы, ледники и снежники); б) подземные источники (водоносный горизонт, бассейн, месторождение или естественный выход подземных вод); в) питьевое водоснабжение в своем естественном виде (ст. ст. 1, 7 - 11, 13, 17 ВК). Дополнительные предметы - продукция лесного или сельского хозяйства, собственная биологическая структура иных объектов природной среды. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия, но в любом случае в результате поведения виновного лица должен возникнуть хотя бы один из фактов: а) загрязнение; б) засорение; в) истощение; г) иное изменение природных свойств поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является место совершения преступления, коим признается географическое расположение водных объектов - поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения. В части 2 статьи 250 УК РФ предусмотрена ответственность за квалифицирующие признаки данного деяния, такие как совершение деяния на территории заповедника, заказника, зоной экологического бедствия, зоной чрезвычайной экологической ситуации. Государственные природные заповедники - изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда, растений и животных. Государственными природными заказниками общереспубликанского (федерального) значения объявляются природные комплексы, предназначенные для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов (объектов) в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных ресурсов (объектов). Преступление будет оконченным (составом) в момент: а) причинения вреда здоровью человека или наступления массовой гибели животных (в материальной части), либо б) начала совершения действия по загрязнению водного объекта на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (в формальной части). Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При совершении преступного деяния с косвенным умыслом лицо осознает, что противоправно загрязняет водную среду, предвидит возможность наступления общественно опасных последствий, и хотя не желает наступления существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, причинения вреда здоровью человека, его смерти или массовой гибели животных, но сознательно допускает наступление хотя бы одного из перечисленных последствий либо относится к ним безразлично. Умышленное осуществление преступного деяния может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной), например, виновное лицо умышленно загрязняло водоем, в результате чего возник существенный вред, но смерть человека наступила вопреки воле этого лица, поскольку оно не предвидело, хотя должно было и могло предвидеть наступление именно этого последствия, либо предвидело наступление указанного последствия, но без достаточного к тому основания самонадеянно рассчитывало на его предотвращение.  Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, загрязняющее водный источник. В числе данных субъектов могут быть лица, ответственные за эксплуатацию очистных сооружений, соответствующие должностные лица, выполняющие обязанности, связанные с охраной окружающей среды в силу предписаний типовых инструкций, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях.  Статья 260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. Незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.  Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.  Предметом посягательства признается сыро растущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную порубку (повреждение) деревьев и кустарников в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия - незаконной порубке, повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников, лиан. Порубка - отделение сыро растущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, корчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная порубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах. Порубка считается незаконной в случаях, если осуществляется: а) без лесорубочного билета, ордера; б) по лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в) в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; г) в неустановленный (в документе) срок рубки; д) в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (в ред. от 24.09.2002) (СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; 2002. N 39. Ст. 3801); е) способом, не указанным в соответствующем документе; ж) на участках, не предназначенных для рубки; з) после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).  По законодательной конструкции состав преступления, предусмотренный ч. 1 статьи, является материальным. Преступление окончено (составом) в момент причинения незаконной порубкой или повреждением до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан) ущерба в значительном размере независимо от того, была ли срубленная древесина использована виновным или нет. Преступление, раскрываемое в ч. 2 статьи (квалифицирующие признаки), окончено (составом) при незаконной порубке (или повреждении до степени прекращения роста) деревьев (кустарников, лиан) в лесах всех групп или насаждений, не входящих в лесной фонд, осуществленной (или осуществленному) группой лиц либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно повлекшей (повлекшему) ущерб в крупном размере. В значительном размере признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам (см. Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 N 388 (СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236)), превышающий 10 тыс. руб. В крупном размере - 100 тыс. руб. В особо крупном размере - 250 тыс. руб. При определении размера ущерба следует исходить из стоимости, экологической ценности количества порубленного или поврежденного леса, размера вреда, нанесенного незаконной порубкой иному растительному и животному миру, а также из фактических затрат на компенсацию нанесенного ущерба. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При умышленной форме вины лицо осознает, что производит (отдает приказ для этого) незаконную порубку (повреждение) деревьев (кустарников, лиан), предвидит возможность или неизбежность наступления в результате этого ущерба природной среде в значительном (крупном или особо крупном) размере (в том числе уничтожая, повреждая особо охраняемые породы деревьев) и желает либо сознательно допускает наступление данного вреда (в некоторых случаях относится к его наступлению безразлично). Для лица, совершающего незаконную порубку (повреждение), группой лиц, организованной группой или с использованием своего служебного положения, такой элемент умысла, как предвидение ущерба в значительном, крупном или особо крупном размере, не обязателен. При неосторожной форме вины лицо предвидит незаконность порубки (повреждения) деревьев, кустарников или лиан, возможность наступления в результате материальных общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия. Неосторожное повреждение древесно-кустарниковой растительности можно наблюдать, например, при лесозаготовках - валке или вывозе леса. Психическое отношение виновного к незаконной порубке (повреждению) деревьев (кустарников, лиан) может характеризоваться двумя формами вины (сложной виной), например, когда виновное лицо заведомо незаконно производит лесорубочные действия, предвидит ущерб в значительном размере, но ущерб в крупном или особо крупном размере наступает вопреки его воле. Субъектом преступного посягательства считается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста, в том числе и должностное, по распоряжению, разрешению которого произведена незаконная порубка (повреждение) до степени прекращения роста деревьев (кустарников, лиан). Ненадлежащее исполнение должностными лицами служебных обязанностей по управлению лесным хозяйством, государственному контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов РФ, причинившее крупный ущерб (ущерб, сумма которого превышает 100 тыс. руб.), должно влечь УО в соответствии со ст. 293. Статья 258 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную охоту. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы. Охота имеет место и в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты (см. также п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в ред. от 03.05.1994) (СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 39; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 221)). Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии. Предметы незаконной охоты - дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения (за исключением безружейной охоты на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов) (см. п. п. 12 - 16, 30 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом должны наличествовать обстоятельства, указанные в ч. 1 статьи. Иначе деяния квалифицируются как административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП). Запрещенные способы охоты - гон животных по насту, глубокому снегу, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств, охота на водоплавающую дичь с катеров или моторных лодок с не выключенным мотором и т.д. Преступление окончено (составом) в момент совершения незаконной охоты: а) с использованием механических транспортных средств или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов, иных способов массового уничтожения птиц или зверей, а равно с использованием служебного положения; б) в отношении птиц или зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой. Формальный состав преступления имеет место в момент начала выслеживания, преследования, ловли зверей или птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, независимо от того, были ли фактически добыты эти животные (при наличии обстоятельств, перечисленных в п. п. "б" - "г" ч. 1). При отсутствии указанных обстоятельств возможно иное нарушение правил охоты - административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП), которое может перерасти в преступление с материальным составом - при причинении действиями виновного лица крупного ущерба животному миру. Именно поэтому конструкция составов преступления считается формально-материальной. Материальный состав преступления имеет место лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Крупный ущерб определяется на основании стоимости, экологической ценности, количества добытого, распространенности животных, их отнесения к специальным категориям (редким и исчезающим видам), значимости животных для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также размера вреда, в целом нанесенного животному миру. Например, таковым признается ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя, иных животных или птиц, занесенных в Красную книгу (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). 10.1. В общем смысле материальный ущерб исчисляется согласно специальным таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 (БНА. 1999. N 29), а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире). Квалификация общественно опасного деяния как преступления по п. "б" ч. 1 статьи осуществляется в том случае, если оно совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Взрывчатое вещество - химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла (см.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 218). Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба. При этом не имеет значения, был ли четко определен умысел виновного на причинение крупного ущерба или отношение виновного лица к нанесению предполагаемого вреда было безразлично. Мотив и цель на квалификацию общественно опасного деяния как преступления не влияют. Вместе с тем незаконная охота, как правило, совершается из корыстных побуждений. Субъектом незаконной охоты признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. Часть 1 ст.2.5 КоАП дает определение повторности административных правонарушений: «Повторностью совершения административных правонарушений признается совершение двух или более административных правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП». В ч.2 ст. 2.5 подчеркивается: «Совершение административного правонарушения не признается повторным, если за ранее совершенное административное правонарушение физическое лицо, его совершившее, или юридическое лицо были освобождены от административной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в связи с истечением срока, по окончании которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.» Следовательно, для наличия повторности требуется: • совершение двух и более административных правонарушений; • совершение правонарушений, предусмотренных одной и той же статьей Особенной части КоАП; • совершение всех правонарушений одним лицом; • отсутствие обстоятельств, препятствующих признанию повторности. Выделяют два вида такой повторности: тождественная и однородная. Тождественная повторность административных правонарушений – совершение одним лицом двух или более административных правонарушений в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение, если это повторное совершение правонарушения является квалифицирующим его признаком. Признаки тождественности: 1)правонарушение совершается повторно; 2)правонарушения являются тождественными; 3)повторное правонарушение совершается в течение года после наложения административного взыскания за такое же правонарушение; 4)повторность является квалифицирующим признаком правонарушения. Потребность в тождественной повторности обусловлена необходимостью повышения административной ответственности за повторное совершение правонарушения. Однородная повторность – совершение одним лицом двух и более административных правонарушений, предусмотренных одной статьей Особенной части закона, если не менее чем два из них совершены в течение одного года и ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности. Выделяют следующие виды однородной повторности: - совершение повторно того же административного правонарушения, что и первое; - совершение повторно в течение года того же административного правонарушения, что и первое после привлечения к административной ответственности за первое; -совершение административного правонарушения повторно, предусмотренного другой частью той же статьи. Можно выделить и третий вид повторности – простая повторность. Она предполагает совершение одним лицом повторного правонарушения, предусмотренного другой статьей или ее частью, в течение года после наложения административного взыскания за первое правонарушение.

 

Задача 1

Проектом Постановления Правительства Удмуртской Республики территория в границах населенных пунктов Камбарки и Кизнера предполагается объявить зоной экологического неблагополучия. Основанием для такого постановления служат наличие крупных хранилищ химического оружия, которое в процессе его уничтожения может отрицательно повлиять на окружающую среду, здоровье населения и материальные ценности.

Анализируйте правовой режим экологического неблагополучия (зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия) названных населенных пунктов?

Решение:

Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов загрязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологически благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и постоянным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого - повышенной заболеваемостью населения. В числе таких зон Закон об охране окружающей природной среды выделяет зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (ст. 58, 59) . Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются федеральными органами государственной власти по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды на основании государственной экологической экспертизы. В таких зонах должны прекращаться деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливаться работа предприятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. На территории зоны должны прекращаться деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на ней населения, запрещаться строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваться все виды природопользования, приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. В статье 57 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайной экологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. (О материалах, необходимых для представления на государственную экологическую экспертизу для отнесения определенной территории к зоне чрезвычайной экологической ситуации, см. приказ Минприроды РФ от 28 марта 1996 г. N 113). Выявление зон экологического бедствия и зон чрезвычайны экологических ситуаций на основании ниже приведенных критериев проводится с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованной программы неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории.

Согласно ст.58 и ст.59 «Закона об охране окружающей среды», оценка степени экологического неблагополучия территорий (акваторий) проводится по следующим признакам: Глубокие необратимые изменения должны рассматриваться за относительно короткий исторический срок - не менее продолжительности жизни одного поколения людей. Под существенным ухудшением здоровья населения понимается увеличение необратимых, несовместимых с жизнью нарушений здоровья, изменение структуры причин смерти (онкологические заболевания, врожденные пороки развития, гибель плода) и появление специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья (неспецифические заболевания, отклонения физического и нервно-психического развития, нарушение течения и исходов беременности и родов и т.п.), связанных с загрязнением окружающей среды, данные критерии применимы для признания территории зоной экологического бедствия.

Для признания территории зоной чрезвычайной экологический ситуации применимы следующие критерии:

-Устойчивые отрицательные  изменения;

-Угроза здоровья населению. Под угрозой здоровью населения  понимается увеличение частоты  обратимых нарушений здоровья (неспецифические  заболевания, отклонения в физическом  и нервно-психическом развитии, нарушения  или осложнения течения и исходов  беременности и родов и т.п.), связанных с загрязнением окружающей  среды;

-Устойчивые отрицательные  изменения состояния естественных  экосистем (уменьшение видового  разнообразия, исчезновение отдельных  видов растений и животных, нарушение  генофонда). Из сказанного следует, что Правительство Удмуртской  Республики не могло проектом  постановления придать территориям  границ населенных пунктов Камбарки  и Кизнера зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.

 

 

Задача 2

Правительство Удмуртской республики объявило своим Постановлением собственностью республики Ижевский пруд и гидротехнические сооружения, которые на нем расположены. Финансирование строительства, содержания, ремонта и функционирования пруда решено проводить за счет местного бюджета города Ижевска.

Министерство природных ресурсов РФ не согласилось с подобным решением и обратилось к Правительству Удмуртской Республики с просьбой об отмене данного Постановления. Это постановление было отменено.

Характеризуйте право собственности на водные объекты РФ, а также анализируйте основания отмены указанного постановления Правительства Удмуртской.

Ответы должны основываться на действующее водное законодательство.

Решение:

Согласно п. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ - федеральной собственности, за исключением случаев, когда водные объекты как пруд и обводненный карьер могут находиться и в иных формах собственности, т.к. на основании п. 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ - государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (ч.2 ст. 214 ГК РФ).

В соответствии с указанной статьей земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, являются:

• федеральной собственностью, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности;

• собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ;

• собственностью муниципальных районов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.

• собственностью поселений, городских округов, если указанные земельные участки не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц.

Таким образом, Ижевский пруд является федеральной собственностью, а значит, Правительство Удмуртской республики своим Постановлением не могло признать за Удмуртской республикой право собственности на Ижевский пруд.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"