Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

В работе рассмотрены основы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

Вложенные файлы: 1 файл

ekologicheskoe_pravo.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Основные понятия

В переводе с греческого термин «Экология» означает учение о  местообитании, доме (oikos – местообитание, дом и logos – учение). Впервые термин «экология» ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в работе «Естественная история происхождения» для обозначения учения о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой. На современном этапе экология как наука трансформируется в область знаний о природных и природно-антропогенных системах, содержащих живые компоненты, о принципах управления такими системами в процессе природопользования, оздоровления среды обитания человека. Экологическое право – это комплексная отрасль права, и в основе выделения ее в самостоятельную отрасль лежит объект правового регулирования, коим в самом общем виде является природа.

В широком смысле под  природой понимается вся окружающая нас материя. Законодатель же определяет природу (природную среду) как совокупность компонентов природной среды, природных  и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Природ-я среда (природа)= компоненты природн среды + природн  объекты + природно-антропогенные объекты.


 

 


 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Термин «природа» в современном экологическом законодательстве используется редко, он вытеснен  понятием – «окружающая среда». Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.


 

 


 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

Система законодательства

 Основы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования заложены в Конституции РФ. Ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением.

В системе экологического законодательства можно выделить 2 группы законов: природоохраннительные и природоресурсные.

Природоохранительные: ФЗ «Об охране окружающей среды», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Об охране озера Байкал», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «Об использовании атомной энергии», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Природоресурсные: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ «О животном мире», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и др.

Также в систему экологического законодательства входят подзаконные  нормативные правовые акты:

- указы Президента  РФ. Например, от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ». Также Указами Президента РФ были утверждены Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития1 и Концепция перехода РФ к устойчивому развитию2.

- постановления и распоряжения Правительства РФ.

- Наиболее многочисленная группа это ведомственные нормативные правовые акты.

 

Право собственности

В частной собственности в настоящее время могут находиться далеко не все природные ресурсы:

- земля;

- пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности

- лесные участки, находящиеся  в составе иных, кроме лесного  фонда, категорий земель.

Право государственной и муниципальной  собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы делится на собственность федеральную и собственность субъектов РФ.

Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

- водные объекты, т.е. все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту РФ, муниципальному образованию или частному лицу. Но при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии. Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах федеральных земель, а также расположенные на территории двух субъектов РФ также являются федеральной собственностью.

- недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ.

- лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Использование этих участков допускается на титулах права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками. К данным отношениям применяются нормы гражданского и земельного законодательства, если иное не установлено лесным. Таким образом, на сегодняшний день допускается сдавать арендованные лесные участки в субаренду, предоставлять в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и иным образом распоряжаться ими, но только с согласия собственника.

- животный мир в пределах территории РФ относится к государственной собственности. Это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются как специальным экологическим, так и гражданским законодательством. Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством РФ.

К собственности РФ отнесены:

    • земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;
    • земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
    • иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Право собственности  на земельные участки у субъектов  РФ и муниципальных образований  возникает по тем же основаниям с учетом поправок на региональное или местное значение земель и объектов, на них находящихся.

В зависимости от цели использования земельный фонд делится  на 7 категорий: сельхоз. назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта и т. п.; земли особо охраняемых территорий; лесной фонд; водный фонд; земли запаса.

 

Государственные кадастры

Государственными кадастрами природных ресурсов называются свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, определяется его цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.

В РФ кадастры ведутся  по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям.

Центральное место в данной системе занимает государственный земельный кадастр. С 1 марта 2008 года преобразованный в Государственный кадастр недвижимости3. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законодательством сведений. Данный документ является федеральным государственным информационным ресурсом.

Помимо государственного кадастра недвижимости в РФ ведутся:

    • государственный лесной реестр
    • государственный водный реестр
    • государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых
    • государственный кадастр объектов животного мира

государственный кадастр особо охраняемых природных территорий и др.

 

Платность природопользования

Одним из основных принципов природопользования и  охраны окружающей среды является платность  природопользования (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»).

Из анализа законодательства можно выделить два вида платы:

  1. За использование природных ресурсов (регулируется природоресурсным законодательством);
  2. За негативное воздействие на окружающую среду (регулируется ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Первая группу платежей составляют такие вида платы, как земельный налог, водный налог, лесные подати, платежи за пользование объектами животного мира и др.

Вторая группа платежей включает в  себя плату за негативное воздействие  на окружающую среду. При этом закон не называет каких-либо видов платежей, он перечисляет лишь виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

 

Виды  юридической ответственности (знать виды отвественности и несколько примеров)

В Уголовном кодексе РФ предусматриваются следующие экологические преступления:

нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249), загрязнение вод (ст. 250), загрязнение атмосферы (ст. 251), загрязнение морской среды (ст. 252), нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253), порча земли (ст. 254), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257), незаконная охота (ст. 258), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

В КоАП предусмотрены следующие экологические правонарушения:

в области охраны собственности  – самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных  знаков (ст. 7.2), пользование недрами  без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.3), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10) и др.;

в области охраны окружающей среды – несоблюдение экологических  требований при планировании, технико-экономическом  обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1), нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4), сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5), невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41) и др.

в области использования  отдельных природных ресурсов:

земель (ст.ст. 8.6-8.8);

недр (ст.ст. 8.9-8.11);

водных объектов (ст.ст. 8.13-8.15);

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Экологическое право"