Ценообразование в условиях формирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Вступление Российской Федерации в переходный период к рынку обусловило усиление значения цен и ценообразования в развитии экономики страны. Совершенно очевидно, что цены и ценообразование играют ключевую роль в рыночном механизме, однако ими необходимо умело управлять, не допуская стихийности процесса ценообразования и динамики цен.

Содержание

Введение

1. Цена как экономическая категория

1.1 Стоимостные основы цены и переход к рыночному образованию

1.2 Отличительные черты рыночного ценообразования от централизованного установления цен

1.3 Методологические вопросы ценообразования

2. Классификация цен и их система

2.1 Виды цен и их классификация. Состав и структура цен

2.2 Система цен и признаки, лежащие в её основе

3. Структура рынка и ценообразование

3.1 Особенности ценообразования на различных типах рынка

3.2 Рыночный механизм ценообразования

Заключение

Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Тема.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Органическим элементом  планового хозяйства является система  директивного назначения цен, которая  слабо учитывает экономические  интересы изготовителей продукции и ее потребителей. Для обеспечения экономического развития народного хозяйства необходимо отслеживать реальное удорожание и удешевление элементов производственных затрат и поддерживать соответствие между спросом и предложением товаров. Однако директивно назначаемые цены не могут служить для этих целей. 

Эффективность метода ценообразования прежде всего определяется тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики. Директивные цены почти не сигнализируют об изменении в спросе. Это обусловливает постоянный дефицит товаров и порождает диспропорции производства и потребления. 

Отсутствие рыночного  механизма ценообразования не предотвращает  инфляцию в плановой экономике. Присущая ей скрытая инфляция сопровождается нехваткой товаров и услуг. При  переходе скрытой инфляции в открытую происходит резкий рост цен. 

Таким образом, директивное  ценообразование вызывает в экономике  целый ряд дестабилизирующих  противоречий, приводящих к нарушению  пропорций воспроизводства, искажению  интересов производителей и потребителей продукции, отрыву экономики от конечного  потребителя. 

Система директивного ценообразования не может служить  инструментом согласования экономических  интересов и объективно является тормозом экономического развития. Это  обусловливает неизбежность перехода от системы директивных цен к  ценам, установление которых основано на взаимном соглашении потребителя  продукции с ее изготовителем. 

Цены, которые в  условиях рынка устанавливаются  по соглашению сторон, называются договорными (свободными) ценами. Идея договорного  рыночного ценообразования заключается  в том, чтобы нацелить предприятие-изготовителя на выпуск товаров, пользующихся спросом, что должно способствовать ликвидации дефицита. Гибкость и оперативность  в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика становится более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Свободные (договорные) цены, которые устанавливаются по соглашению товаропроизводителей и потребителей продукции, являются важнейшим элементом согласования экономических интересов в народном хозяйстве. 

Воздействие системы  свободного ценообразования на экономику  можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться и, как правило, нарушается. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию в динамике, рассмотрение рыночных цен как одного из составных элементов социально-экономической системы. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: свободные цены могут нормально действовать только в комплексе, в системе со всеми другими элементами, составляющими рыночную экономику. 

Следует сказать, что  свободные цены сами по себе еще  не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в  условиях разбалансированной экономики  приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны. 

Быстрый рост цен  в условиях ненасыщенного и в  значительной степени монополизированного  рынка товаров и услуг приводит к дезорганизации производства. При  этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия или  фирмы и нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей. 

В результате из-за того, что появляется легкая возможность  получить дополнительную прибыль, обусловленную  не ростом производства, а ростом цен, падают стимулы к увеличению выпуска  продукции в натуральном выражении. В условиях инфляции это провоцирует  дальнейший спад производства, препятствует выходу экономики из кризиса. 

Поэтому быстрое  и одновременное распространение  свободного ценообразования на основную массу продукции народного хозяйства  может привести и привело в  России к углублению экономического кризиса, выход из которого весьма проблематичен. Таким образом, одновременный переход  по всем товарам на свободное ценообразование  экономически и политически не оправдан из-за ближайших и отдаленных последствий  — следовало бы осуществлять постепенный  переход к свободным ценам  и контролировать их рост, проводя  активную антиинфляционную политику. 

Для того, чтобы процесс  перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. чтобы рост свободных  цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия: 

1) реальная хозяйственная  самостоятельность предприятий,  обладающих правом участвовать  в заключении договоров о ценах; 

2) отсутствие дефицита  товаров, переводимых на реализацию  по свободным ценам; 

3) отсутствие монополии  товаропроизводителей; 

4) структурная перестройка  экономики, прежде всего базовых  отраслей хозяйства, и конверсия  оборонного комплекса; 

5) обеспечение единого  экономического пространства в  рамках государства; 

6) юридически закрепленное  право на свободный выбор поставщиков  и потребителей. 

При отсутствии перечисленных  условий следует либо ограничить сферу действия свободных цен, либо, допуская их свободное движение, осуществлять государственное регулирование. Следовательно, в этих условиях представляется необходимым  организовать наблюдение и контроль за свободными ценами. По-видимому, это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Такой контроль осуществляется с целью добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, увеличить доходы за счет роста производства, а не цен. 

В условиях быстроменяющихся экономических условий, как это  имеет место в России, изучение рыночной конъюнктуры и разработку на этой основе стратегии и тактики  ценообразования на каждом этапе  развития экономики следует начинать с анализа общей экономической  ситуации в стране, т.е. с анализа  макроэкономических процессов. 

С переходом экономики  к свободному ценообразованию остроту  приобретает проблема приближения  цен к стоимости, учитывающей  объективные различия в региональных затратах и формирующийся на разных рынках спрос. В связи с этим глубокой теоретической разработки требует проблема территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам имеются объективные особенности формирования связей производителей и потребителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен через прямые и обратные связи воздействует на системы цен, действующие на других региональных рынках, в результате чего последовательно и постепенно формируется единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, включающий ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов, по всей видимости, будет довольно болезненным. 

Учитывая все возрастающее для нашей экономики значение развития мирохозяйственных связей, система внутренних цен должна все  больше отражать движение и тенденции  мировых цен. Это неотвратимо, если мы действительно хотим построить  рыночную экономику и максимально  реализовать преимущества от экономического сотрудничества с мировым сообществом. 

В условиях взаимной экономической зависимости стран  СНГ вопросы ценообразования  приобретают большую актуальность. Решаются они путем заключения странами СНГ межправительственных соглашений о принципах торгово-экономического сотрудничества, в которых содержатся определенные сторонами формулировки по ценам. Суть их состоит в том, что  расчеты за поставки продукции предприятия  стран Содружества в одних  случаях производят по договорным ценам, а в других случаях для отдельных, важнейших, взаимно согласованных  видов продукции применяются  мировые цены с перерасчетом в  рубли по согласованному курсу. 

В ряде соглашений, заключенных  Россией с государствами СНГ, предусмотрена также необходимость  проведения согласованной политики в области ценообразования. 

В первые годы развития Содружества ценовая практика межгосударственной торговли между странами СНГ во многом была невыгодна России, так как важнейшие ресурсы вывозились из нее по относительно низким, в сравнении с мировыми, ценам, а ввозилась продукция в основном по свободным ценам, уровень которых порой превышал мировой или был приближен к нему. 

Чтобы предупредить рост цен за счет необоснованного  включения затрат в себестоимость, следует использовать согласованные  принципы и методы калькулирования себестоимости продукции. Поэтому целесообразно предусмотреть в соглашениях обмен информацией о применяемых нормативных документах по ценообразованию, представляющих взаимный интерес, а также об уровне и динамике свободных цен на важнейшие виды продукции. 

Согласованная политика ценообразования государств Содружества  при товарообменных операциях должна найти отражение в межправительственных соглашениях, за выполнением которых  следует установить надлежащий контроль. К нарушителям цен следует  применять экономические санкции, установленные в законодательном  порядке, а при необходимости  — выносить эти вопросы на рассмотрение правительств. 

Следовательно, возникает  необходимость в проведении согласованной  ценовой политики при межгосударственных поставках в увязке с соглашениями о денежно-кредитных отношениях. 1.3 Методологические вопросы ценообразования

Методология ценообразования  есть совокупность общих правил, принципов  и методов разработки концепции  ценообразования, определения и  обоснования цен, формирования системы  цен, управления ценообразованием. 

Методология едина  для всех уровней установления цен, т.е. основные положения и правила  формирования цен не меняются в зависимости  от того, кто и на какой срок устанавливает  цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей  в экономике страны. 

Но нельзя ставить  знак равенства между методологией и методикой. Они существенно  отличаются друг от друга: на основе методологии  разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для  реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики — это  составные элементы методологии, которые  объединяют целый ряд методов  формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании  природно-географического фактора  и др. Существующие методики различаются  в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики являются первым важнейшим  элементом методологии. 

Вторым важным составным  элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования  могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих  методов (методик). 

Следовательно, принципы и методы тесно между собой  связаны и образуют методологию. 

При переходе к рынку  методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным  постепенное формирование по единым принципам и правилам системы  цен, адекватной рыночным отношениям. 

Что представляют собой  принципы ценообразования? 

Принципы ценообразования  — это постоянно действующие  основные положения, характерные для  всей системы цен и лежащие  в ее основе. 

Важнейшими принципами ценообразования являются: 

•  научность обоснования  цен; 

•  целевая направленность цен; 

•  непрерывность  процесса ценообразования; 

•  единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. 

Рассмотрим эти  принципы. 

Принцип научности  обоснования цен состоит в  необходимости познания и учета  в ценообразовании объективных  экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и  предложения. 

Научное обоснование  цен базируется на глубоком анализе  конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике  системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров  и др. 

Научность обоснования  цен во многом зависит от полноты  информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической. 

Принцип целевой  направленности цен состоит в  четком определении приоритетных экономических  и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения  или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной  продукции, повышения ее качества. С  этой целью у нас (и за рубежом, например, в США) на определенный период времени допускается установление цен на принципиально новые виды продукции, обеспечивающие максимальную (монопольную) прибыль. 

Информация о работе Ценообразование в условиях формирования рыночной экономики