Теоретические основы финансовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:35, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике финансы занимают ведущее положение в экономических отношениях, так как они связаны с формированием и использованием денежных фондов государства и предназначены для выполнения им своих хозяйственных и управленческих функций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы финансовых ресурсов 6
1.1 Сущность и классификация финансовых ресурсов 6
1.2 Содержание финансовых ресурсов 10

2. Структура финансовых ресурсов государства 14
2.1 Состав финансовых ресурсов государства 14
2.2 Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов государства. 18

3. Проблемы и перспективы развития финансовых ресурсов
государства 24
3.1 Структура финансовой системы РФ 24
3.2 Проблема реализации финансовой политики в современных
условиях 30
3.3 Пути развития финансовой политики России 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
Список использованной литературы 48
Приложение № 1

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы государства (Автосохраненный).docx

— 232.74 Кб (Скачать файл)

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона (схема Государственных и местных финансов в финансовой системе РФ представлена в приложении №1).

При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов, возможно, привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

1. Величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

2. Величина собственного финансового капитала;

3 Степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят, в конечном счете, к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

 

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

 

         24 июля Президент России  Владимир Путин подписал Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2008 и плановый период 2009 и 2010 годов». Это первый в российской истории  трехлетний бюджет, который будет  лежать в основе финансовой  политики государства в предстоящие три года. 
Из данного закона следует, что в 2008 году доходы федерального бюджета запланированы на уровне 6,644 триллиона рублей (19,0% ВВП), расходы – 6,570  триллиона рублей (18,8% ВВП), профицит – 74,1 миллиарда рублей (0,2% ВВП). В 2009 году доходы и расходы будут одинаковыми – 8,089 триллиона рублей (18,1% ВВП), то есть, бюджет станет беспрофицитным. 
Темпы роста ВВП прогнозируются в утвержденном бюджете на 2008 - 2010 годы на уровне 6,0 – 6,2%  в год. Объем ВВП составит в 2008 году 35 триллионов рублей, в 2009 году – 39,7 триллиона рублей, в 2010 году – 44,8 триллиона рублей.

 
Уровень инфляции, по плану, будет снижаться, составив в 2008 году 6,0 – 7,0%, в 2009 году – 5,5 – 6,5%, в 2010 году – 5,0 – 6,0%. 
 
Среднегодовой курс рубля к доллару планируется на уровне 25,9 рубля за один доллар (2008 год), 26,2 рубля (2009 год), 26,8 рубля (2010 год). 
Величина резервного фонда составит 3,5 триллиона рублей (2008 год), 3,97 триллиона рублей (2009 год), 4,48 триллиона рублей (2010 год).[8] 

Рассмотрим в таблице 1 «Распределение ассигнований на 2007, 2008, 2009 и 2010 года из федерального бюджета по разделам ». 
В таблице 2 рассмотрим «Динамику распределения бюджетных ассигнований на 2007, 2008, 2009 и 2010 года из федерального бюджета по разделам». 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 
Распределение бюджетных ассигнований на 2007, 2008, 2009 и 2010 года из  
 
федерального бюджета по разделам. 
 
Сумма (тыс. рублей)

 
Наименование

 
 
 
2007 год

 
Плановый период

 
2008 год

 
2009 год

 
2010 год

 
ВСЕГО

 
4 794 455 214,5

 
5 781 044 997,2

 
6 549 282 349,0

 
7 068 971 190,0

 
Общегосударственные 
вопросы

 
746 156 709,6

 
828 777 051,9

 
899 842 525,0

 
963 098 127,6

 
Национальная оборона

 
446 742 552,7

 
509 102 209,2

 
566 741 279,9

 
596 187 549,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 
453 732 710,6

 
521 841 926,2

 
642 614 074,4

 
693 509 456,8

Национальная экономика

 
494 042 059,4

 
702 319 648,2

 
789 623 149,8

 
528 553 104,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

 
50 528 328,1

 
54 559 185,7

 
56 292 047,1

 
51 855 061,2

Охрана окружающей среды

 
8 096 534,3

 
9 329 630,9

 
10 208 395,8

 
10 963 086,3

Образование

 
270 926 326,4

 
307 193 978,2

 
313 636 827,1

 
339 854 471,8

Культура, кинематография  и средства       массовой информации

 
67 683 753,7

 
83 813 337,7

 
78 008 093,2

 
67 578 994,9

Здравоохранение и спорт

 
199 654 028,1

 
211 686 276,6

 
245 224 768,9

 
295 356 389,0

Социальная политика

 
215 565 757,4

 
270 863 655,9

 
342 671 565,2

 
396 542 231,0

Межбюджетные трансферты

 
1 841 326 454,2

 
2 281 558 096,7

 
2 423 119 622,6

 
2 720 972 717,1


 

 

 

Таблица 2

 
 
Динамика распределения бюджетных ассигнований на 2007, 2008, 2009 и 2010 года из  
 
федерального бюджета по разделам. 

 
 
 
Наименование

 
2008 год

 
2009 год

 
2010 год

 
Результат, 
 
тыс. руб.

 
Процент

 
Результат, 
 
тыс. руб.

 
Процент

 
Результат, 
 
 тыс. руб.

 
Процент

 
ВСЕГО

 
986 589 782,7

 
120,5

 
1 754 827 134,5

 
136,6

 
2 274 515 975,5

 
147,4

 
Общегосударственные 
 
вопросы

 
82 620 342,3

 
110,9

 
153 685 815,4

 
120,5

 
216 941 418

 
129,0

 
Национальная оборона

 
62 359 656,5

 
113,9

 
119 998 727,2

 
126,8

 
149 440 996,7

 
133,4

 
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

 
68 109 215,6

 
115,0

 
188 881 363,8

 
141,6

 
239 776 746,2

 
152,8

 
Национальная экономика

 
208 277 588,8

 
142,1

 
295 581 090,4

 
159,8

 
34 511 045,5

 
106,9

 
Жилищно-коммунальное хозяйство

 
4 030 857,6

 
107,9

 
5 763 719

 
111,4

 
1 326 733,1

 
102,6

 
Охрана окружающей среды

 
1 233 096,6

 
115,2

 
2 111 861,5

 
126,0

 
2 866 552

 
135,4

 
Образование

 
36 267 651,8

 
113,3

 
42 710 500,7

 
115,7

 
68 928 145,4

 
125,4

 
Культура, кинематография и СМИ

 
16 129 584

 
123,8

 
10 324 339,5

 
115,2

 
-104 758,8

 
99,8

 
Здравоохранение и спорт

 
12 032 248,5

 
106,0

 
4 550 740,8

 
122,8

 
95 702 360,9

 
147,9

 
Социальная политика

 
55 297 898,5

 
125,6

 
127 105 807,8

 
158,9

 
180 976 473,6

 
183,9

 
Межбюджетные трансферты

 
440 231 642,5

 
123,9

 
581 793 168,4

 
131,6

 
879 646 262,9

 
147,7

Информация о работе Теоретические основы финансовых ресурсов