Теоретические основы финансовой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:13, реферат

Краткое описание

Финансовые службы предприятий, их роль, задача. Функции и задачи финансовой службы. Процесс финансового менеджмента.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсач.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

1. Теоритические  основы финансовой службы

 

1.1 Финансовые  службы предприятий, их роль, задача

 

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции  в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

Характер хозяйственной деятельности и объем производства определяют величину денежного оборота, количество платежных документов, связанных с расчетами с другими предприятиями — поставщиками и покупателями (заказчиками), с коммерческими банками, другими кредиторами, бюджетом. Количество работающих влияет на объем кассовых операций и расчетов с рабочими и служащими.

Основные направления  финансовой работы на предприятии —  финансовое планирование, оперативная  и контрольно-аналитическая работа.

В области планирования финансовая служба выполняет следующие задачи:

• разработку проектов финансовых и кредитных планов со всеми необходимыми расчетами;

• определение  потребности в собственном оборотном  капитале;

• выявление  источников финансирования хозяйственной  деятельности;

• разработку плана капитальных вложений с необходимыми расчетами;

• участие в  разработке бизнес-плана;

• составление  кассовых планов;

• участие в  составлении планов реализации продукции  и определение плановой суммы  балансовой прибыли и расчет показателей  рентабельности.

Оперативная работа финансовой службы решает многочисленные задачи, основными из которых являются следующие:

• обеспечение  в установленные сроки платежей в бюджет, выплат процентов по краткосрочным  и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу;

• обеспечение  финансирования затрат плана;

• оформление кредитов в соответствии с договорами;

• ведение ежедневного  оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;

• составление  сведений о поступлении средств  и справок о ходе выполнения показателей  финансового плана и финансового  состояния.

Контрольно-аналитическая  работа. Финансовые службы осуществляют постоянный контроль над выполнением показателей финансового, кассового и кредитного планов, планов по прибыли и рентабельности, следят за использованием по назначению собственного и заемного капитала, за целевым использованием банковского кредита. [1]

На многих предприятиях, входивших в состав крупных объединений, вообще не существовало финансовых служб, а оформлением расчетных и  платежных документов занимались один-два человека из числа работников бухгалтерии.

В современных  условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое  содержание, что объективно связано  с изменением отношений собственности  и становлением предприятий различных  организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизацией государственных и муниципальных предприятий, самостоятельностью предприятий как хозяйствующих субъектов, в том числе и в области внешнеэкономической деятельности.

На МП (индивидуальных частных или товариществах с  ограниченной ответственностью) с небольшими оборотами и незначительной численностью работающих функции финансиста могут  быть объединены с функциями бухгалтера, но на более крупных предприятиях, особенно в форме акционерных обществ открытого или закрытого типа, наличие финансовой службы в системе управления предприятием необходимо.

В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками поставщиками, работниками предприятия, всех остальных финансовых обязательств, организация расчетов, контроль за использованием собственных и заемных средств, но и организация финансового менеджмента, который включает все перечисленные задачи и содержит качественно новые.

Кратко финансовый менеджмент можно определить как организацию  управления финансовыми потоками в  целях наиболее эффективного использования  собственного и привлеченного капитала и получения максимальной прибыли. Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности с помощью системы показателей и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия. Совершено очевидно, что меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предприятием.

Аппарат управления финансами становится важнейшей  частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия[2].

Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера  хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

Деятельность финансовой службы подчинена главной цели — обеспечению финансовой стабильности предприятия, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли. Основное содержание финансовой работы заключается в:

• обеспечении  финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности;

• организации  взаимоотношений с финансово-кредитной  системой и другими хозяйствующими субъектами;

• сохранении и  рациональном использовании основного  и оборотного капитала;

• обеспечении  своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работникам. Иными словами, сущность финансовой работы состоит в обеспечении кругооборота основного и оборотного капитала и поддержании финансовых отношений, сопутствующих коммерческой деятельности.[3]

1.2 Функции и задачи финн службы

Рассмотрим  задачи, которые придется решать финансовому  директору. Именно из этого следует  исходить, определяя функции финансовой службы компании и включая в состав ФЭС то или иное подразделение.

Финансовый  контроллинг.

Контроллинг можно  охарактеризовать как систему определения  целей, прогнозирования и планирования, установления механизмов и инструментов достижения поставленных задач, а также проверки того, насколько успешно они выполнены3. Эту работу, как правило, выполняет отдел финансового контроллинга, или планово-экономический отдел. При определении функций сотрудников этого подразделения следует помнить, что система контроллинга держится на «четырех китах»: учете, анализе, планировании и организации бизнес-процессов, относящихся к компетенции финансового директора.

Казначейская  функция.

К компетенции  казначейства компании обычно относится  текущее управление денежными потоками, определение очередности платежей, порядка взаиморасчетов, валютообменные операции, а также контроль платежей и остатков на счетах компаний внутри периметра группы, если речь идет о холдинге. Чаще всего казначейство выделяется в отдельное подразделение в крупных и средних компаниях, в небольших фирмах соответствующие функции выполняют один или несколько сотрудников (например, менеджер по работе с банками).

Привлечение финансирования.

Для привлечения  финансирования и выбора наиболее выгодного  способа размещения временно свободных средств в рамках ФЭС может создаваться отдел финансирования (кредитный отдел). Однако во многих компаниях функция привлечения и размещения денежных средств нередко также находится в сфере ответственности казначейства. При этом деятельность данных подразделений не ограничивается только лишь выбором надежного банка и получением кредитов на приемлемых для компании условиях. Они нередко проводят работу по амещению кредитных линий на банковские гарантии с отсрочкой платежа, выпуску ценных бумаг (векселей и облигационных займов), внедрению факторинга, а также подготовительные работы по выводу компаний на IPO.

Нормирование.

Нормирование, так или иначе, затрагивает различные  сферы деятельности компании. Это  может быть нормирование затрат, показателей, характеризующих состояние оборотных активов, и пр. И если руководитель компании играет роль некоего ускорителя бизнеса, то финансовый директор – владелец процесса «нормирование» – выступает как ограничитель, поскольку его задача – не позволить компании шагнуть за пределы своих возможностей. В процессе нормирования функции подразделений ФЭС могут быть распределены по-разному. Например, за нормирование затрат может отвечать как бухгалтерия, так и отдел управленческого учета (нередко совместно с производственными подразделениями); за нормирование оборотных активов – тот же отдел контроллинга.

Экспертиза  инвестиционных проектов.

Хотелось бы подчеркнуть, что разработкой инвестиционного  проекта должен заниматься исключительно  менеджер проекта, инвестиционный блок (например, отдел капитального строительства) или блок развития компании, а в компетенции финансового директора находится оценка того, насколько проект рискованный и какую прибыль он может принести компании в ближайшем или отдаленном будущем. В этом случае в лице финансового директора генеральный получает консультанта и одновременно контролера инвестиционной политики компании.

В процессе согласования и утверждения регламентов для  ФЭС снимаются многие вопросы, связанные  с численностью сотрудников, требованиями к их квалификации, фондом оплаты труда

Организация и ведение бухгалтерского и налогового учета.

Данная функция не требует  особых пояснений. Отметим только, что  ответственность за представление  налоговой, финансовой и статистической отчетности в контролирующие органы лежит на главном бухгалтере. Его действия сосредоточены на том, как правильно рассчитать налоги в рамках действующей системы налогового учета. Финансовый директор отвечает за формирование учетной и налоговой политики, которые тесно связаны с налоговым планированием. При этом работа финансового директора сравнима по сложности с работой сапера на минном поле. Если он привел свое предприятие к успеху и не «взорвался», значит, учел все юридические и финансовые тонкости при формировании финансово-правовой схемы деятельности компании (см. ниже).

Один из вопросов, который нельзя считать однозначно решенным, – определение уровня подчиненности главного бухгалтера. Главный бухгалтер, следуя закону о  бухгалтерском учете, должен подчиняться  генеральному директору. Если же исходить из логики управления, то его непосредственным руководителем является финансовый директор. Еще более усложняется ситуация, когда бизнес-структура состоит из нескольких юридических лиц, поскольку это подразумевает наличие нескольких главных бухгалтеров.

Могу предложить достаточно простое решение. Ничто не помешает вам поставить во главе отдела бухгалтерского учета и отчетности не главного бухгалтера, а руководителя отдела бухгалтерского учета и отчетности. И тогда вопроса о том, кто кому подчиняется, просто не возникнет.

Следует ли помимо отдела бухгалтерского учета и отчетности создавать специальный отдел налогового планирования или же соответствующие функции будут выполняться сотрудниками бухгалтерии, – не так принципиально. Все зависит от того, насколько велика сама компания, суммы налоговых платежей, каков объем договорной работы.

Разработка  и внедрение финансово-правовой схемы деятельности компании.

За реализацию этой функции отвечает как финансовый блок компании, так и юридический. Иногда компании формируют договорно-коммерческий отдел, но так или иначе финансовая служба принимает активное участие в договорной работе.

«Смежные» функции.

Имеются еще  две спорные функции, за ведение  которых может отвечать финансовый директор, – внедрение информационных технологий и внутренний контроль (аудит).

Многие компании включают в состав финансового блока службу информационных технологий. Это вызвано тем, что финансовый директор нередко является основным инициатором автоматизации бухгалтерского, налогового, финансового и управленческого учета. На мой взгляд, информационные технологии играют настолько важную роль в формировании бизнес-процессов компании, причем не только финансовых, что более эффективно выделить IT-подразделение в отдельный блок, подчиненный непосредственно генеральному директору. Что касается внутреннего контроля, то во многих компаниях соответствующая служба отвечает за анализ предпринимательских рисков и контролирует процедуры управления по всем аспектам деятельности компании. Поэтому, для того чтобы оставаться беспристрастным, это подразделение должно подчиняться непосредственно генеральному директору. Однако в компаниях, где кредит доверия финансовому директору высок, функция внутреннего контроля делегируется ФЭС. Таким образом, отдел внутреннего контроля (или контрольно-ревизионное управление) становится составной частью ФЭС.

Несколько иначе  обстоят дела с внутренним аудитом. Тенденция такова, что внутренний аудит затрагивает в том числе  и деятельность любого топ-менеджера  компании, и ни финансовый директор, ни генеральный не являются здесь исключением. Поэтому соответствующее подразделение обычно напрямую подчиняется совету директоров или собственнику компании.

Структура ФЭС, разработанная с учетом всего  вышесказанного, представлена на рис. 1.

Информация о работе Теоретические основы финансовой службы