Система цен.Виды цен и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2013 в 15:33, реферат

Краткое описание

Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг.

Содержание

Введение
1.Система цен
2. Виды цен и их классификация
3. Функции цен
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 55.63 Кб (Скачать файл)

Автономная Негосударственная  Организация 

Высшего Профессионального  Образования 

 

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Экономический факультет 


                                                                  Реферат

 

По дисциплине __Ценообразование__

На  тему: Система цен.Виды цен и их классификация.

 

 

                                         Работу выполнил студент _339 б____ группы

  _______________________________________________________

(фамилия,  имя, отчество)

Работу проверил преподаватель

_____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

 

   Санкт-Петербур 

             2010

 

                                                                           План :

 

 

Введение

 1.Система цен

2. Виды цен и их классификация 

3. Функции цен

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Введение

       Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием цена понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и ряд других .Будучи широко употребительными в экономике любого типа цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

        Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми . В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор , инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования. В ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления , формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм. Если говорить о значении цены и ценообразования для предприятия то можно отметить следующее. Цена это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно- хозяйственной деятельности. Вместе с тем, переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений вызвали большие трудности у предприятий. Для них оказалось очень непростым делом приспособиться к новому рыночному механизму хозяйствования. И одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование после либерализации цен. В новых условиях возникла необходимость правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной для предприятия ценовой политики. Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов.

       Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночная цена не является независимой переменной, её значение зависит от многих факторов, в первую очередь, от уровня конкуренции на рынке и общего состояния экономики.

         Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        1.Система цен

      Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система, в свою очередь, состоит из отдельных систем цен, взаимозависимых и взаимодействующих.

В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип «сообщающихся  сосудов». Изменение цен в одном  из основных блоков данной системы  довольно быстро передается по цепочке  во все другие блоки. Так, изменение  цен на энергоносители находит быстрое  отражение в уровне цен всех остальных  блоков. Взаимосвязь и взаимозависимость  цен, входящих в единую систему, обусловлена  в основном двумя важными обстоятельствами:

     -все цены формируются на единой методологической основе – на законах стоимости, предложения и спроса;

     - все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Наиболее важными, основными  системами цен являются:

1.оптовые цены;

2.цены на строительную продукцию;

3.закупочные цены;

4.розничные цены;

5.тарифы транспорта и связи.

       Оптовые цены – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

 1.оптовые цены предприятия;

2. оптовые (отпускные) цены промышленности.

       Оптовые цены предприятия – цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям – другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением.

Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

     -сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;

     -прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв.м. жилой площади, 1 кв.м. полезной площади, 1 кв.м. малярных работ и др.);

     -цена грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

       Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческая и аукционная цены. Коммерческая цена – свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизованно.

При переходе к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при  их определении. При этом различаются:

     - свободные цены;

Это цены, свободно складывающиеся на рынке под влиянием конъюнктуры  независимо от какого-либо влияния  государственных органов.

      -регулируемые цены;

Складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают определенное воздействие государственных  органов, пользующихся методами либо прямого  ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо другим методом;

     - фиксируемые цены.

Прямо устанавливаются государством в лице органов власти и управления.

Возможно также выделить следующие системы цен.

Скользящая цена.

Эта цена устанавливается  почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения  и постепенно снижается по мере насыщения  рынка (особенно оптовая цена, а розничная  цена может быть относительно стабильной).

Долговременная цена.

Устанавливается на товары массового  спроса. Она не подвержена изменениям на протяжении длительного времени. Однако в зависимости от хозяйственной  конъюнктуры могут вноситься  изменения в изделия (уменьшаться  их размер, незначительно ухудшаться качество) при сохранении цены.

Гибкая цена – цена, которая  быстро реагирует на изменение соотношения  спроса и предложения на рынке.

Преимущественная цена.

Данный метод ценообразования  предусматривает определенное понижение  цен на товары предприятием (фирмой), которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70-80%) на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров.

Договорная цена.

По ним покупателям  предлагаются какие-либо скидки по сравнению  с обычной ценой. У покупателя создается иллюзия получения  значительной выгоды для себя в случае приобретения данного товара в большем  количестве, чем ему необходимо. На самом деле основную выгоду получает продавец, так как у него увеличивается  товарооборот и повышается прибыль.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Эти цены обладают специфическими чертами: они отражают растущие внешнеэкономические  связи с другими государствами.

Цены, используемые в учете  и статистике.

К ним относятся индексы  цен, текущие, средние цены, сопоставимые и неизменные цены. Эти виды цен  позволяют выявить и анализировать  тенденции в динамике, измерять динамику физических объемов производства и  реализации товаров и услуг, абстрагируясь  от изменений цен, осуществлять контроль и анализ выполнения стоимостных  показателей. Цены статистического  учета являются агрегированными, обобщенными.

Лимитные (предельно допустимые) цены устанавливаются на стадии проектирования новых изделий. Они являются исходной базой для определения в дальнейшем оптовых цен на эти изделия.

 

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

                                                             2. Виды цен

 В зависимости от признаков различают:

1. цены, действующие на  товарных рынках:

       а) цены  продукции - это цены, действующие  на рынке средств производства;

       б) цены  товаров - это цены, действующие  на рынке предметов потребления;

       в) тарифы - цены, действующие на рынке услуг;

       г) биржевые котировки - цены, действующие на товарной бирже.

2. цены, складывающиеся на  рынке капиталов:

        а)  процент - цена ссудного капитала;

        б)  курс ценных бумаг - цена фиктивного капитала.

3. цены, действующие на рынке труда:

        а) заработная плата - цена товара рабочая сила.

 

 По степени и способу регулирования цены разделяются на :

          - жесткофиксированные (назначаемые);

          - регулируемые;

          - договорные (контрактные);

          - свободные (рыночные).

 

      Жесткофиксированные , твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производитель, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованной экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственные. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или понижать их. Система государственного ценообразования широко использовалась в СССР.

      Регулируемые цены называется так потому, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Например, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства .

Информация о работе Система цен.Виды цен и их классификация