Виды цен, их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:06, реферат

Краткое описание

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. По таким ценам осуществляется реализация продукции оптовые покупателям. Особенностью переходной экономики является увеличение числа юридических и физических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, доводящих товар до потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Система цен.docx

— 29.65 Кб (Скачать файл)

I Виды цен, их классификация

В зависимости от экономических  особенностей выпускаемой продукции, участников процесса производства и  обращения выделяют следующие виды цен:

  • Оптовые;
  • Биржевые;
  • Закупочные;
  • Цены на продукцию строительства;
  • Розничные.

Оптовыми называются цены, по которым продукция реализуется  крупными партиями. По таким ценам осуществляется реализация продукции оптовые покупателям. Особенностью переходной экономики является увеличение числа юридических и физических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, доводящих товар до потребителей.

В строительстве действующие  цены выступают в виде «сметной стоимости  строительно-монтажных работ и  готовых объектов» и «прейскурантных  и договорных цен на продукцию  строительства». Подобные цены используют для расчетов заказчиков с подрядными строительными организациями за выполненные работы, определения  объемов капитальных вложений и  других показателей, характеризующих  результаты деятельности. Термин «сметные цены» будет означать оптовые  цены, используемые в строительстве.

Розничным называются цены, по которым приобретаются товары в сфере розничной торговли. Розничные  цены устанавливаются на товары, поступающие  в личное потребление.

Ряд цен на товары и услуги фиксируется в документальной форме  в виде прейскурантов. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.

Государственный прейскурант  в рыночной экономике выполняет  информационную функцию, за исключением  цен на товары, которые регулируются государством.

В зависимости от порядка  установления цены делятся на регулируемые и свободные. Свободные цены устанавливаются  по согласию сторон на основе спроса и  предложения.

Регулирование цен осуществляется на основе экономических методов. Экономическое  регулирование цен подразумевает  использование финансовой, налоговой, таможенной и бюджетной политики.

Реформа ценообразования  в государствах с переходной экономикой начинается с либерализации цен. Число свободных цен резко  увеличивается. Предельные цены устанавливаются  на продукцию предприятий-монополистов. Уровень таких цен декларируется  и регистрируется в зависимости  от важности продукции в соответствующих  органах. Поэтому предельные цены еще  называют декларируемые.

В процессе проектирования новых видов изделий, услуг используются лимитные (предельно допустимые), проектные и ориентировочные цены.

В экономическом анализе, планировании и статистике наряду с  фактическими используются сопоставимые цены, средние цены, индексы цен.

Индекс цен- показатель динамики цен по сравниваемому кругу элементов (товаров и услуг) за определенный период.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) характеризует изменение  во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Этот индекс рассчитывается на основе динамики стоимости «корзины» потребительских  товаров и услуг. Он является основным показателем уровня инфляции.

В зависимости от территории действия выделяют цены единые по стране, региональные цены (поясные, зональные, местные).

Становление различий в ценах  на однотипные товары в разных странах  приводит к необходимости использования  мировых цен. Мировые цены представляют собой реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, или цены, признанные на определенный период субъектами, играющими ведущую  роль в международной торговле, или  среднее значение цен на аналогичные  товары, установленные в разных странах  и регионах.

Все перечисленные виды цен  образуют систему взаимосвязанных  элементов. В основе этой взаимосвязи  лежит принцип сообщающихся сосудов: движение цен в одной подсистеме вызывает автоматическое изменение  во всех других.

При рыночной экономике взаимосвязь  и взаимозависимость цен, образующих единую систему, обусловлены двумя обстоятельствами:

    • Формированием цен на единой методологической основе законов спроса, предложения и стоимости и др.
    • Взаимосвязью производства предприятий, отраслей, деятельность которых обуславливается ценами.

     Таким образом,  многообразие действующих в экономике  цен образует систему, на динамику  которой оказывают действие многие  рыночные факторы. Эта система  состоит из отдельных, взаимосвязанных  и взаимозависимых подсистем  цен.

 

II Уровень, структура и динамика цен

      Систему  цен характеризуют следующие  параметры:

  • Уровень;
  • Структура;
  • Динамика.

Уровень цен- это абсолютное количественное выражение цены в деньгах. Структура цен представляет собой определенные соотношения элементов цены в процентах или долях. Динамика цен- это изменение уровня цены во времени

Все действующие цены различаются  между собой по структуре элементов  и доле этих элементов в общей  величине цены. Простейшее механическое структурное деление цены- по входящим в состав готового изделия элементам. Так, цена автомобиля состоит из цен двигателя кузова, переднего и заднего мостов и т.д. При ценообразовании цена готового изделия не равняется сумме цен входящих в него составных частей. Это объясняется влиянием рыночных факторов (предложение и спрос не только готовые товары, но и на запасные части) и нерыночных (производственных, политических, экологических, социальных) факторов.

- В общем виде цена  товара состоит из трех составляющих;

- издержки (себестоимость)  производства и обращения;

- налоги, сборы, отчисления;

- прибыль.

Рынок определяет уровень  цены, а следовательно и размер прибыли и налогов. Основным по значимости элементов цены товара является его себестоимость. Себестоимость есть выражение в денежной форме затрат на производство и реализацию продукции.

В составе цены включаются налоги: социальные, на добавленную  стоимость, акциз, не имеющий значения как самостоятельный элемент  цены, налог на прибыль.

Социальные налоги- это отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования. Социальные налоги имеют целевое значение, поэтому их называют специальными налогами. По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются  на доходы и имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль, налог на доходы банков, земельный  налог и т.д.

К косвенным налогам относятся  налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в  тариф. Это НДС, акцизы, таможенные пошлины  и др.

Свободно-розничные цены формируются по схеме в зависимости  от конъюнктуры рынка, потребительских  свойств товара, места производства и реализации продукции, размера  косвенных налогов (или дотаций), допустимых оптовых и торговых надбавок.

 

III Факторы, определяющие уровень цен

Цены играют активную роль как микро-, так и макро- уровень экономики. На макро уровне цена формирует структуру экономики, способствует совершенствованию ее важнейших пропорций. На микро уровне цена регулирует хозяйственную деятельность предприятий.

В реальных условиях цены формируются  под воздействием двух групп факторов- внешних и внутренних (табл. 1)

  1. Факторы ценообразования

Внутренние

Внешние

Особые свойства товара

Способ производства

Ориентация на рыночные сегменты

Жизненный цикл товара

Организация сервиса

Авторитет фирмы

Реклама

Политическая ситуация

Обеспеченность основными  ресурсами

Рыночная среда

Участники каналов товародвижения

Государственное регулирование  цен

Совершенство налогового законодательства

Внешняя экономическая политика


 

Внешние факторы т.е. факторы макроэкономического уровня, не зависят от деятельности предприятия и учитывают изменения общеэкономических пропорций и условий в стране и за ее пределами. Политическая стабильность создает все условия работы на перспективу, не вызывая стремления к получению сиюминутного успеха, за счет взвинчивания цен. Отсутствие ресурсов приведет к зависимости от импорта сырья.

Важную роль в установлении цены играет каждый участник движения товара, они стремятся увеличить объем реализации и прибыли, установить больший контроль за ценами. Чтобы обеспечить взаимную выгоду участников, нужно учитывать четыре фактора:

- доли прибыли;

- ценовые гарантии;

- особые соглашения;

- воздействие повышения  цены.

Оптовой и розничной торговле требуется определенная доля прибыли, чтобы покрыть свои издержки, а  также получить разумный доход. В  некоторых случаях они стремятся  получить так называемые ценовые  гарантии, которые заключаются в  получении товаров по самым низким ценам. Часто производители предлагают особые соглашения, которые предусматривают  предоставление скидок на ограниченный срок и бесплатных образцов для стимулирования торговых предприятий. Сделки требуют, чтобы получаемая торговлей выгода передавалась и конечным потребителям для увеличения спроса.

Свобода предприятий в  установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой, но и государственным регулированием, которое определяется общим состоянием экономики. Как показывает мировой опыт, практически во всех странах правительства в той или иной степени вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая тем самым рыночное равновесие. Обычно государство устанавливает цены на товары, которые образуют каркас системы цен: соль, нефть, газ, электроэнергию, услуги городского транспорта, коммунальные услуги. Экономика чувствительна к колебаниям таких цен. Поэтому, фиксируя их на определенном уровне, государство оказывает влияние на всю систему цен. Установленные государством цены приводят к двум важным последствиям.

  1. Возникновению дефицита при росте спроса на товар;
  2. Возникновению ценовых диспропорций, вызванных практикой установления ценовых дотаций. Такие дотации необходимы, если оптовые цены на товары устанавливаются выше розничных.

Второй способ фиксации цен- это «замораживание» на определенное время рыночных цен. У государства появляется возможность зафиксировать цены монополиста на рынке. Для этого применяются следующие способы:

    1. Установление предельного уровня цен на отдельные товары;
    2. Регламентация основных параметров цены (величина прибыли, скидки, косвенные налоги и т.д.)
    3. Определение лимита разового повышения цен на конкретные товары.

При рыночных отношениях роль государства сводится только к установлению «правил игры». Для этого государство  проводит жизнь меры, которые ограждают  участников рынка от недобросовестной конкуренции:

    1. На горизонтальное фиксирование цен- запрет на соглашение двух или более конкурирующих субъектов о поддержании цен на определенном уровне;
    2. На вертикальное фиксирование цен- запрет для производителей навязывать свои цены поставщикам и торговле;
    3. На демпинг, представляющий собой продажу товаров ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.

Такие запреты существуют в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

К экономическому (косвенному) регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции  и другие факторы макроэкономического равновесия и, таким образов, влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по формированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования:

    • Принятие и совершенствование антимонопольного законодательства;
    • Стимулирование малого предпринимательства;
    • Обоснованную налоговую политику (правила амортизационных отчислений и налоговые льготы, практика дифференцированного налогообложения);
    • Разгосударствление и приватизацию;
    • Сокращение бюджетного дефицита;
    • Контроль и регулирование доходов населения и другие методы макроэкономической сбалансированности.

Таким образом, с помощью  разнообразного инструментария государство  вмешивается в хозяйственную  жизнь и соответственно в процессы ценообразование: подобное влияние  осуществляется через финансовую, бюджетную, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную политику.

Внутренние факторы, т.е. факторы микроэкономического регулирование, зависят от деятельности самого предприятия. Товар, характеризующийся особыми  свойствами, уникальными достоинствами и способами его обработки, будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень. Способ производства определяет серийность выпуска продукции (мелкосерийное, индивидуальное производство имеет себестоимость, массовое производство с низкими издержками имеет низкую цену). При частных и интенсивных технологических изменениях товар имеет высокую цену. Ориентация на сегменты рынка вызывает дифференциацию цен, приспособления их к разным категориям покупателей. Хорошо организованный сервис при продаже и послепродажное обслуживание, имидж фирмы на внутреннем и внешнем рынках, удачно о оригинально организованная реклама товара, его продвижение на рынке позволяют устанавливать более высокие цены.

Информация о работе Виды цен, их классификация