Понятие и сущность цены в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Цена, в условиях рыночной экономики - экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец может продать товар, а покупатель готов его купить.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги.
Цена (По Карлу Марксу) - это стоимость товара, выраженная в деньгах. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование лекции.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Определение окончательной  цены на продукцию предприятия (фирмы) и правил ее будущих изменений 
Определение цены должно основываться, в первую очередь, на факторах, относящихся к спросу, т.е. на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. При принятии решения об окончательном уровне цены необходимо учитывать возможную реакцию потребителя на нее. Все методы ценообразования могут быть объединены в три большие группы: затратные, рыночные и эконометрические. Все эти методы, как правило, являются коммерческой тайной и в печати публикуются лишь в общих чертах. При определении цены необходимо учитывать различные методологические подходы, и прежде всего в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя. Одни методы (прежде всего затратные) учитывают интересы производителя, который стремится возместить свои затраты и получить гарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна той пользе, которую дает эта продукция потребителю. При подходе к цене с позиций полезности (то есть с позиций покупателя) в тени остается вопрос, в какой мере такая цена выгодна конкретному производителю. Только в условиях конкуренции формируется уровень цен, выгодный и той и другой стороне. Такие компромиссные цены, во-первых, учитывают интересы двух сторон; во-вторых, конъюнктуру рынка.

 

Инфляция - содержание понятия 
Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, ведет к перераспределению национального дохода и национального богатства в пользу имущих классов. Инфляция – переполнение каналов денежного обращения не обеспеченное денежной массой. Процесс, происходимый в экономике, при котором происходит переполнение в сфере обращения бумажных денег, вследствие чрезмерного выпуска их. Попытка преодолеть его - достичь равновесия между товаром и деньгами, спросом и предложением. Инфляция (соврем. трактовка) – многофакторный процесс, в числе важнейших факторов: 1.Нарушение пропорций в структуре экономики; 2. дополнительная эммисия; 3. нарушение в практике кредитования, т.е. автоматизм кредитования, предоставление ссуд на покрытие прорывов недостатка финансово-хозяйственной деятельности предприятия; 4. пролонгация ссуд; 5. увеличение суммы (в т.ч. безвозвратных) ссуд; 6. снижение качества портфеля банка; 7. диспропорции ценообразования; 8. структурная перестройка экономики; 9. социальные факторы (расслоение общества, увеличение диференциации доходов, психологические, связанные с инфляционными ожиданиями). Виды инфляции: 1. Скрытая – предполагает ухудшение качества продукции, услуг, но цена остается на прежнем уровне. 2. Открытая – резкий рост цен. 3. Ползучая – постепенное обесценение ден. знаков. 4. Галлопирующая – резкое, быстрое, скачкообразный рост цен и обесценение ден. знаков.

Формирование  цен внутреннего рынка на импортную  продукцию с учетом конъюнктуры 
Импортер рассчитывает цену сделки на основании конкурентных материалов в следующей последовательности, обусловленной требованиями экономической целесообразности. 
1.Поступившие от различных фирм-производителей коммерческие предложения анализируются на предмет их приемлемости для импортера с точки зрения коммерческих условий совершения сделки. Таким образом, импортером выбирается цена предложения, наиболее полно удовлетворяющая его требованиям в отношении коммерческих условий поставки импортируемого товара. Полученная на 1-м этапе расчетов цена анализируется с точки зрения соответствия ее величины качественным характеристикам предлагаемых к импорту товаров путем проведения технико-экономического сопоставления цен и параметров данной продукции. Проведение технико-экономических сопоставлений является наиболее трудоемким этапом в процессе расчета цены на импортируемую продукцию.3. Выбранный в качестве предмета импортной сделки товар должен быть оценен с точки зрения экономической эффективности его использования. Подобный расчет дает дополнительную возможность импортеру предусмотреть все последствия (как положительные, так и отрицательные) будущей импортной операции. Поправки к цене предложения импортируемой продукции бывают двух видов: коммерческие и технико-экономические. Внесение коммерческих поправок является первым этапом в работе над рассматриваемыми конкурентами ценами импортной сделки. Оно сводится к приведению всех привлекаемых к расчету цены конкретных материалов к единым коммерческим условиям приобретения товара, причем один из имеющихся конкурентных материалов принимается за эталон, а остальные приводятся к сопоставимому уровню.

Учет мер государственного регулирования цен в ценовой  политике предприятия (фирмы) 
Ценовая политика на макро уровне осущ. гос-вом. Гос. регулирование цен направлено на установление в об-ве относительной стабилизации цен. Методы гос-ва: 1. Прямые методы воздействия на цену: а) гос-во регулирует цены на товары естественных монополий - это отрасли пр-ва, при которых не выгодна конкуренция и чем больше объем, тем меньше затраты (транспорт, связь, электроэнергетика); б) гос-во устанавливает цены таким образом, чтобы они являлись средними между ценой самого предприятия и оптимальной ценой; в) установление фиксированных цен на отдельные виды товаров; г) установление порога цен; д) инфляция (ограничение роста цен в зависимости от роста инфляции); 2. косвенные воздействия на цены: а) через политику ускоренной амортизации; б) установление дотации на реализацию отдельных товаров; в) стимуляция реализации товара путем снижения (увеличения) налогов.

Необходимость государственного регулирования цен в РФ 
В некоторых случаях государство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, как правило это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться.Государство может ставить две цели: 1. Обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара. В этом случае устанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это называется потолком цены. Выше этой цены производители не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечит доступ большинства потребителей к потреблению этого товара будет не достигнуто из-за дефицита. Главный критерий вмешательства государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за это вмешательство не должна превышать тот результат, который будет получен. 2. Обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки. В этом случае устанавливается минимальная цена законодательно. Она, как правило, превышает цену равновесия. В результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются. Для поставщиков ресурсов означает, что ресурсы все равно не продается, следовательно не обеспечивается желаемый уровень дохода, т.е. первоначально поставленная цель может быть не достигнута. Зачем нужно такое вмешательство? Можно избежать излишков, если дополнить эту меру некоторыми другими. Критерий вмешательства можно определить по тому достигнута ли первоначально поставленная цель и не превышают ли затраты по вмешательству в ценовой механизм ту пользу, которую мы получаем в результате.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь терминов по ценообразованию

Акцизы - вид косвенных налогов на товары, преимущественно массового спроса и услуги частных предприятий. Величина акциза включается в цену товаров или тариф предоставляемых услуг.

Амортизационные отчисления (амортизация) - процесс постепенного переноса стоимости средств производства (машин, оборудования, строений и т.п.) по мере износа на производимый с их участием продукт и включается в стоимость и цену произведенной продукции.

Амортизационный срок - время полного погашения стоимости средств производства за счет амортизационных отчислений. Время полного износа стоимости средств производства длительного функционирования служит для расчета нормы амортизации. Амортизационный срок регулируется государством.

Амортизационный фонд - денежные средства, соответствующие величине стоимости амортизационных отчислений после реализации товаров и поступают на специальный счет, предназначаются для простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Эти денежные средства одновременно обслуживают процесс возмещения износа основных фондов и процесс их расширенного воспроизводства.

Бюджет - баланс денежных доходов и расходов субъектов хозяйственной деятельности - государства, республик, областей, предприятий, учреждений и т.п. на определенный период времени; утверждается в законодательном порядке.

Бюджетная дотация - денежные средства передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты в случаях превышения их расходов над доходами, что предусматривается соответствующими статьями утвержденного бюджета.

Бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Валовая продукция - экономический показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в той или иной отрасли материального производства, в стоимостном (денежном) выражении. Рассчитывается в сопоставимых и текущих ценах. Данный показатель включает все элементы стоимости товарной продукции, а так же продукции, не являющейся товаром (незавершенное производство).

Валовой доход - вновь созданная стоимость, которая включает заработную плату и чистый доход. Определяется как разница между выручкой и материальными затратами реализованной продукции.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель статистики, выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных внутри страны в рыночных ценах.

Валовый национальный продукт - обобщающий экономический показатель статистики, определяет совокупную стоимость конечных товаров и услуг созданных как внутри страны, так и за ее пределами, и рассчитывается как валовый внутренний продукт.

Временные оптовые  цены - оптовые цены, действие которых ограничено определенным сроком, устанавливается на продукцию впервые осваиваемую на соответствующем производстве.

Временные розничные  цены - розничные цены, действие которых ограничено как правило до 6 месяцев. Данные цены устанавливаются на отдельные виды товаров впервые поступающие в розничную торговлю.

Единые оптовые  цены - оптовые цены, устанавливаемые на одинаковые виды промышленной продукции - средства производства и предметы потребления. Цены, которые регулируются правительством, министерствами.

Издержки обращения - затраты живого и овеществленного труда в денежной форме, которые включаются в розничные цены. Издержки обращения делятся на чистые и дополнительные, и связаны с реализацией товаров.

Издержки производства - совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство продукции (товара). Издержки производства рассматриваются чаще всего как себестоимость, включающей в себя текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ и услуг).

Лизинг - долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. Лизинговая компания покупает оборудование и предоставляет его в аренду обычно на 5-8 лет фирме - арендатору. Фирма или отдельное фермерское хозяйство постепенно погашает задолженность по мере использования имущества. По окончанию срока лизингового контракта возможны несколько вариантов: покупка арендатором по остаточной стоимости (в данном случае право собственности переходит к новому владельцу - арендатору); пролонгация срока - заключение нового договора; возврат материальных средств, взятых в аренду, лизинговой компании. Для приобретения машин и оборудования лизинговые компании используют собственные и заемные средства. Государство чаще всего создает льготные условия для лизинговых компаний.

Монопольная цена - разновидность рыночной цены товаров в условиях развитого капитализма. Монопольная цена включает в себя, как правило издержки производства и сверхприбыль.

Налог на добавленную  стоимость - косвенный налог на товары и услуги. Налог на добавленную стоимость (НДС) является формой изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. Предшественником налога на добавленную стоимость в экономике России был налог с оборота, который теоретически рассматривается как одна из форм чистого дохода.

Нормативная чистая продукция - одна из стоимостных показателей объема произведенной продукции, характеризующих вклад данного предприятия в производстве вновь созданной стоимости. Элементами нормативной чистой продукции является нормативная зарплата и нормативная прибыль произведенных товаров и услуг.

Поясные цены - цены дифференцированные по пространственному признаку, по зонам, в которые включаются определенные территории (области, края, республики).

Расчетная прибыль - показатель, используемый в системе экономического стимулирования и для определения взаимоотношения субъектов хозяйственной деятельности (предприятия, фирма и т.п.) с бюджетом и вышестоящей организацией. Расчетная прибыль исчисляется путем вычитания из полученной прибыли от реализации продукции, работ и услуг, платы за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, проценты за краткосрочные кредиты.

Расчетная рентабельность - один из показателей эффективности работы предприятия, объединения, применяемых при планировании, оценке выполнения планируемых заданий этих предприятий. Определяется этот показатель отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Исчисляется в процентах.

Информация о работе Понятие и сущность цены в условиях рыночной экономики