Понятие и сущность цены в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Цена, в условиях рыночной экономики - экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец может продать товар, а покупатель готов его купить.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги.
Цена (По Карлу Марксу) - это стоимость товара, выраженная в деньгах. Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование лекции.docx

— 51.77 Кб (Скачать файл)

Основные виды цен 
Виды цен. 1. В зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги. 2. Виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос. органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос. органами - утверждение гос. органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены. Мировые цены - цены мирового рынка Сопоставимые или неизменные цены - для определения индекса цен. Проектные, Цены сезонные - изменяются в определенные периоды года, типичны для сельхоз. продукции. Неизменные или сопоставимые цены - необходимы для расчетные цены. Биржевые, аукционные, комиссионные. Установление цен на продукты труда невозможно без использования денег в функции меры стоимости. Цена – денежное выражение стоимости товара. Виды цен: оптовые. розничные, закупочные, рассчетные, договорные. Розничные цены имеют верхнюю и нижнюю границы отклонения от стоимости. Нижняя граница – себестоимость + прибыль, верхняя граница – спрос (стимулирование производства или его ограничение, стимулирование или ограничение потребления, условия производства и потребления).

Особенности функционирования мирового рынка и факторы, определяющие уровень мировых цен 
Характерной чертой мировой торговли является наличие особой системы цен — мировых цен. В их основе лежат интернациональные издержки производства, которые тяготеют к среднемировым затратам основных факторов производства (капитала, труда, различных видов природных и материальных ресурсов) на создание данного вида товаров. Интернациональные издержки производства формулируются под преимущественным влиянием стран, являющихся главными поставщиками данных видов товаров на мировой рынок. Кроме того, значительное влияние на уровень мировых цен оказывает соотношение спроса и предложения на данный вид товара на мировом рынке. Для международной торговли характерна множественность цен, т. е. существование различных цен на один и тот же товар. Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров на многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.). Мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.

Оценка собственных  издержек предприятия (фирмы) в условиях конкуренции 
Издержки производства определяют минимальную цену товара. Поэтому на данном этапе фирма определяет постоянные, переменные, валовые издержки производства при различных объемах выпуска. Все фирмы стремятся установить такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала бы справедливую прибыль. Если спрос определяет максимальную цену, издержки производства — минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия решения об уровне цены. На этом «поле игры» изучают цену и качество фирм-конкурентов. Только изучив цены и качество аналогичных изделий конкурентов, фирма может более объективно определить положение своего товара по отношению к товарам фирм-конкурентов, на основе аналитического сравнения своего чужого то вара можно будет либо установить более высокую цену, чем у конкурентов, или, наоборот, более низкую, спрогнозировать ценовую реакцию или ответ конкурента на появление нового товара с соответствующей ценой.

Монопольная цена и условия ее формирования на рынке  чистой монополии 
Монополия- фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Совершенная конкуренция  и монополия - это противоположные  крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные  модели, которые не являются полностью  конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются  гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени  происходят многократные разделения или  слияния, что в конечном результате приводит к конкуренции сильных  соперников. А. Маршалл из-за нежелания  провести разграничение между совершенной  и менее совершенной конкуренцией практически задержал развитие и  теории конкуренции, и теории монополии. Однако расхождения между теорией  и реальностью были настолько  очевидными, что модель монополистической  конкуренции имела мгновенный успех  в 1930-х гг. и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической теории. В условиях монополистической  конкуренции фирмы обладают некоторым  контролем над ценой. В отличие  от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя  объем производимой продукции, может  повлиять на цену своего товара. Это  возможно, если конкурирующие фирмы  продают нестандартизированный товар. Возможности дифференциации товара по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и прочим характеристикам дают возможность каждому продавцу меру монопольной власти над ценой. Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, при которой многие продавцы конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход-выход.

 

Ценовая дискриминация  на рынке чистой монополии 
Совершенная ценовая дискриминация: Совершенная ценовая дискриминация, или дискриминация первой степени, имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товаpa устанавливается своя цена, равная цене ее спроса, и весь излишек покупателя изымается таким образом монополистом. В чистом виде совершенная ценовая дискриминация трудноосуществима. Приближение к ней возможно в условиях индивидуального производства, когда каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребителя, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками. Ценовая дискриминация второй степени: Поскольку осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко, чаще монополия продает по разным ценам не каждую единицу продукции, а определенные ее партии в соответствии с одной и той же кривой спроса. Таким образом осуществляется ценовая дискриминация второй степени. На практике она часто принимает форму разного рода скидок. Например, чем выше объем поставки, тем выше предоставляемая скидка цене, или сезонный билет на железной дороге относительно дешевле разовых билетов и т. п. Другими примерами может служить различная оплата на подписку специализированных журналов для индивидуальных подписчиков и для организаций или различные цены в музеи, кинотеатры для пенсионеров, студентов и других граждан. В целом выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии и приближается к тому же уровню, что и при совершенной конкуренции. Некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. В этом одна из причин того, что государство обычно поддерживает проведение такой политики и само проводит ее. Другая причина в том, что ценовая дискриминация уменьшает различия в реальных доходах потребителей. Однако нельзя считать, что ценовая дискриминация безусловно выгодна обществу; она может сопровождаться неэффективным межотраслевым распределением ресурсов. Дело в том, что увеличение производства за пределы, определяемые равенством МС = MR, означает, что теперь каждая дополнительная единица продукции производится с затратами, превышающими цену спроса на эту единицу, и поэтому есть смысл поискать другую сферу приложения дополнительных затрат.

Рентабельность  производства, учет нормы прибыли  в цене в условиях рыночной экономики 
Рента́бельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. Прибыль - это разница между выручкой от продажи продукции и затратами на издержки производства. Масса прибыли - разница между суммой продаж и совокупными издержками производства (это масса валовой прибыли). Если из нее вычесть арендную плату за землю или здание, процент за кредит, налоги, федеральные и местные бюджеты, благотворительные фонды, то останется чистая прибыль, она расходуется на накопление, экологию и прочие нужды. Норма прибыли рассчитывается, как отношение полученной прибыли. Р"=Р/C+V*100%

 

 

Факторы, учитываемые  при анализе соотношений цен  внутреннего рынка с ценами мирового рынка 
Ввиду множества факторов, влияющих на процессы ценообразования крупных компаний, их методы ценообразования и в целом ценовая политика не ограничивается применением одного из двух описанных выше методов. Полученные цены служат базой для дальнейшего маневрирования, при котором крупные компании стремятся учесть многообразные ценообразующие факторы, параллельно и активно воздействуя на рынок и приспосабливаясь к меняющимся рыночным условиям (причем соотношение этих двух элементов ценовой политики — активного и пассивного — непрерывно меняется в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры). Одна из форм подобного маневрирования — использование системы явных и тайных скидок (или приплат) к ним. 
Непосредственное влияние на мировую цену товара оказывают специфические ценообразуюшие факторы, такие как потребительские свойства, объем продаж, характер отношений контрагентов, условия оплаты товара и условия поставки — особенности франкирования цены, таможенные сборы и тарифы страхования. Большинство этих факторов воздействует на уровень и динамику рыночной цены через основные конституирующие факторы первого порядка — прямое или косвенное участие в формировании стоимостного базиса цены, соотношения спроса и предложения, ценовой политики монополий и государства, изменений в сфере денежного обращения. Каждый из этих факторов влияет на цену товара непосредственным образом. Более высокое качество товара подразумевает установление более высоких цен, независимо от того сопровождалось или нет дополнительными производственными затратами улучшение потребительских свойств. Объем поставок сказывается на уровне цены не только в силу «эффекта масштаба» и воздействия на предложение товара, но и в связи с обеспечением стабильного канала сбыта товара. Возможность массовых и регулярных поставок и устойчивые связи контрагентов способствуют не только экономии денежных средств на финансирование коммерческой деятельности, рекламу, но и предоставлению скидок с базисной цены — бонусных серийных, «за верность», «за постоянство». Благоприятные для покупателя условия платежа — доступная валюта расчета, мягкие валютные оговорки, продолжительность рассрочки платежа, инкассо-товарных документов — представляют форму скрытых скидок. Но они могут воспрепятствовать снижению или вызвать повышение контрактной цены, а неблагоприятные условия оплаты товара, равнозначные скрытым надбавкам к фактической цене, способны привести ее к снижению или помешать ее увеличению в процессе заключения контракта. Многообразие факторов порождает множество внешнеторговых цен, затрудняет выбор уровня мировой цены и требует эффективной работы в области конъюнктуры и расчета контрактных цен. Внешнеторговая цена, претендующая на роль мировой цены, должна удовлетворять любого участника международного товарооборота и представлять существенную долю мирового товарооборота. Фактором, определяющим мировую цену, является и ожесточенная конкуренция с наслоениями таможенного и налогового характера.

Понятие и содержание цен экспорта и импорта; таможенные пошлины и цены 
Классическим инструментом регулирования внешней торговли являются таможенные тарифы. Таможенный тариф — это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях — при экспорте из данной страны. Таможенная пошлина выполняет функцию налога, взимаемого при пересечении товаром таможенной границы, который повышает цену импортируемых (или экспортируемых) товаров и оказывает тем самым влияние на объем и структуру внешнеторгового оборота. Таможенные пошлины выполняют три основные функции: фискальную; протекционистскую (защитную); балансировочную. Таможенные пошлины классифицируются: По способу взимания: адвалорные; специфические; комбинированные. По объекту обложения: импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми страна ми мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции; экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен миро вого рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет; транзитные — пошлины которые накладываются на товары, перевози мые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны. По характеру: сезонные; антидемпинговые; компенсационные. По происхождению: автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны; конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или иного стороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ); преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран.

Постановка задач  ценообразования - основное положение  экономической политики предприятия 
Цена товара выполняет исключительно важную для предприятия функцию, которая состоит в получении (для фирмы) выручки от продажи товаров. Руководство фирмы рассматривает цену как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы, по этому к практике ценообразования относятся с чрезмерной осторожностью. Рассчитывая цену, фирма должна четко определить для себя, каких целей она хочет добиться с помощью устанавливаемой цены на товар. Чем четче сформулирована цель, тем более правильно будет установлена цена.

Информация о работе Понятие и сущность цены в условиях рыночной экономики