Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка

Краткое описание

Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз. право шпоры.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

35.  Акционерные общества закрытого типа. Порядок создания, правовое положение участников общества.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции только с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается ЗАО. Такое АО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционерами ЗАО могут быть физ. и (или) юр. лица. Количество акционеров ЗАО должно быть не менее 2 и не более 50. В ЗАО выход акционера невозможен. Акционер может продать либо иным образом произвести отчуждение принадлежащих ему акций. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. В этом случае акции приобретаются по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций соответствующих категории и типа, принадлежащему каждому из акционеров. Если по итогам осуществления акционерами ЗАО своего преимущественного права приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, такие акции не были приобретены в предложенном количестве, само общество вправе приобрести оставшиеся акции на условиях их продажи акционерам ЗАО. Если в течение 5 дней со дня возникновения у ЗАО права приобретения предложенных акций либо в иной срок, установленный его уставом, общество не воспользовалось правом приобретения таких акций или не достигнуто соглашение об их цене, эти акции могут быть проданы любому третьему лицу. При отказе третьих лиц от приобретения акций само общество обязано приобрести оставшиеся акции на условиях их продажи акционерам ЗАО. Вкладом в уставный фонд ЗАО могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку. Уставный фонд ЗАО не может быть сформирован полностью за счет не денежного вклада в виде имущественных прав. До гос. регистрации ЗАО уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме. Учредительным документом ЗАО является устав, утверждаемый акционерами ЗАО. Акционеры не отвечают по обязательствам ЗАО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Высший орган управления - общее собрание акционеров ЗАО (в него входят все акционеры ЗАО, которыми избирается председатель общего собрания акционеров).

Исполнительный орган - коллегиальный исполнительный орган (Правление или Дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор).

 

36.  Ответственность субъектов хозяйственной деятельности.

Законодательством Республики Беларусь установлены следующие виды ответственности    субъектов хозяйственной деятельности:

Гражданско-правовая ответственность - заключается в ответственности субъекта хозяйствования перед контрагентом по договору за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих договорных обязательств. Привлечение к гражданско-правовой ответственности всегда зависит от воли стороны по договору, «пострадавшей» от недобросовестного поведения другой стороны. Административно-правовая ответственность - наступающая в результате нарушения правил взаимоотношений между субъектом хозяйствования и уполномоченными государственными органами в случаях, когда соблюдение указанных правил связано с проведением хозяйственных операций и сопряженных с ними действий. Уголовно-правовая ответственность - предусматривается за совершение действий, характеризующихся особой общественной опасностью, и вследствие этого относимых законодательством к категории преступлений. Субъектом уголовно-правовой ответственности всегда является физическое лицо. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) ответственностью являются применения к правонарушителю установленных законом или договором санкций, вследствие чего он несет имущественные потери;                 2) условиями хозяйственно-правовой ответственности являются: факт хозяйственного нарушения, противоправность поведения хозяйственного нарушителя, причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненными пострадавшему убытками; 3) функции ответственности: превентивная (предупредительная), пресекательная, штрафная, компенсационная; 5) принципы ответственности в хозяйственных правоотношениях: принцип законности, принцип неотвратимости ответственности, принцип полного возмещения вреда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.  Государственное регулирование хозяйственной деятельности. Виды государственного воздействия на хозяйственную деятельность.

Гос. регулирование хоз. деятельности - целенаправленная дея-сть соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач. Задачи гос. регулирования экономической деятельности состоят в обеспечении устойчивого и динамичного развития экономики, удовлетворении государственных нужд в товарах, работах и услугах, обеспечении занятости населения, безопасности и обороноспособности страны, свободы предпринимательства, в защите прав потребителей и т. д. Цель: повышение эффективности рыночной экономики гос-ва в целом; возможность законного регулирования самих условий производственно-хозяйственной деятельности. Виды гос. воздействия на хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:  По способам воздействия различают прямое и косвенное регулирование. Прямое регулирование характеризуется применением директивных методов воздействия и может рассматриваться по следующим направлениям: установление требований к хоз. дея-ти; установление запретов; применение гос-вом санкций и мер ответственности; создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования; заключение договоров для обеспечения гос. нужд. Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.). По стадиям осуществления выделяют гос.регулирование: при планировании хоз. дея-ти (планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектов хозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности, при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.

По своему проявлению гос. регулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (гос. органы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (гос-во в лице своих органов выступает в качестве собственника имущества). По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам хоз.деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).

 

38.  Хозяйственные товарищества. Порядок создания, ответственность товарищества.

ХТ - это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) их учредителей (участников) уставным фондом (капиталом). Имущество ХТ или ХО, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное ХТ или ХО в процессе их деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Учредители (участники) ХТ и обществ утрачивают право собственности на имущество, переданное ХТ или ХО в качестве своего вклада, взамен приобретая обязательственно-правовые требования к этим юр. лицам, в частности, на часть дохода (дивиденд), часть имущества, оставшуюся после ликвидации данного ХТ или ХО (ликвидационная квота), и на участие в управлении делами общества, соотносимое с размером его доли. Учредительными  документами  является учредительный договор, который подписывается всеми его участниками. Минимальный уставный фонд – участники самостоятельно определяют размер уставного фонда.  Порядок формирования уставного фонда - на момент осуществления гос.регистрации уставный фонд должен быть сформирован в размере не ниже минимального размера предусмотренного их учредительными документами. Участники полных товариществ и полные товарищи в коммандитных товариществах - индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Вкладчиками в коммандитных товариществах могут быть граждане и (или) юр. лица. ХТ бывают: полные товарищества;

коммандитные товарищества. Полное товарищество - это коммерческая организация, участники которой в соответствии с заключенным между ними договором, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать имена (наименования) всех его участников, а также слова "полное товарищество" либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и "полное товарищество". Участники полного товарищества солидарно между собой несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитное товарищество - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Фирменное наименование коммандитного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и "коммандитное товарищество".

39.  Экономическая несостоятельность (банкротство). Понятие, общая характеристика и стадии производства о признании субъекта хозяйствования экономически несостоятельным (банкротом).

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная и подтвержденная хозяйственным судом с применением в отношении должника санации. Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная и подтвержденная хозяйственным судом с применением в отношении должника ликвидации. Неплатежеспособность – неспособность должника удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам, обязательствам, вытекающим из трудовых правоотношений и уплате обязательных платежей. Неплатежеспособность является критерием экономической несостоятельности (банкротства). Процедуры экономической несостоятельности (банкротства): 1)защитный период; 2)конкурсное производство (санация и ликвидация); 3)мировое соглашение. Защитный период – процедура банкротства, которая назначается хозяйственным судом на срок, предусмотренный законодательством в целях анализа финансового состояния организации и защиты прав и законных интересов должника и кредиторов. Срок защитного периода – 3 месяца. Защитный период не применяется в отношении и.п., банков, страховых организаций, отсутствующего или ликвидируемого должника. Конкурсное производство – процедура банкротства, которая назначается хозяйственным судом для максимального удовлетворения требований кредиторов в процессе санации, а при невозможности ее проведения в процессе ликвидации. Виды конкурсного производства: 1)санации; 2)ликвидации. Санация – форма конкурсного производства, направленное на финансовое оздоровление предприятия. К мерам по санации относят: 1)взыскание дебиторской задолженности; 2)реорганизация предприятия; 3)продажа части имущества; 4)получение помощи из бюджета. Ликвидация – полное прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей к правопреемнику. Мировое соглашение – соглашение (договор), который заключается между должником и кредиторами и определяет порядок погашения долгов. Мировое соглашение выступает в 3 значениях: 1)процедура банкротства; 2)основание для прекращения производства по делу; 3)договор

Мировое соглашение заключается по поводу: 1)рассрочки долга; 2)отсрочки долга; 3)перевода долга; 4)освобождения от части долга и другие. Мировое соглашение заключается в письменной форме, решение о его заключении принимается на собрании кредиторов.

 

40.  Ценные бумаги, виды и порядок регистрации.

Ценные бумаги (акции, облигации) – документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту. Согласно законодательству к ценным бумагам относятся: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Настоящие правила регулируют порядок регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг, к которым в соответствии с Законом РБ "О ценных бумагах и фондовых биржах" от 12 марта 1992 года относятся акции и облигации. К выпуску и обращению на территории РБ допускаются акции и облигации, прошедшие регистрацию в Госинспекции РБ по ценным бумагам. Все необходимые документы для регистрации ценных бумаг представляются в Государственную инспекцию РБ по ценным бумагам вновь созданным открытым акционерным обществом в месячный, закрытым - в трехмесячный срок после их государственной регистрации как юр. лиц в соответствующих органах: при изменении уставного фонда акционерного общества - в месячный срок после внесенных изменений в учредительные документы. Учет выпущенных ценных бумаг ведется в Государственном реестре раздельно по видам ценных бумаг по установленной форме. В подтверждение акта государственной регистрации ценных бумаг эмитенту выдается свидетельство о регистрации. Наряду с указанным свидетельством, эмитент получает второй экземпляр всех представленных для регистрации документов. При этом на пронумерованном и скрепленном печатью Госинспекцией Республики Беларусь по ценным бумагам экземпляре проспекта эмиссии проставляется штамп "Зарегистрировано".

В случае регистрации ценных бумаг закрытого акционерного общества штамп "Зарегистрировано" ставится на экземпляре Устава общества.

После регистрации ценных бумаг эмитент должен издать проспект эмиссии в виде отдельной брошюры в количестве, достаточном для ознакомлении всех потенциальных покупателей ценных бумаг и иметь в наличии в местах продажи ценных бумаг.

 

 

41.  Правовые средства антимонопольного регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"