Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка

Краткое описание

Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз. право шпоры.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие хозяйственного права как отрасли  права и его отграничение  от смежных отраслей права.

ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

От АП предпринимательское право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деят-сть администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения существуют там, где есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностных лиц. Это характерная сфера общественных отношений административного права. В хоз-ных отношениях нет исполнительно-распорядительной дея-сти. Органы управления и отдельные должностные лица как субъекты права в хоз-ных отношениях не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени.

От ТП предпринимательское право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, а на хоз-ные отношения предприятий и их подразделений в целом как предпринимательских образований.

От ФП предпринимательское право отличается тем, что регулирование финансов, бюджета является предметом ФП. Регулирование же источников доходов предприятий и предпринимателей и их использования в воспроизводственном кругообороте составляет предмет предпринимательского права. Хоз-ная дея-сть невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами предпринимательского права. В части же образования гос-ных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляют предмет ФП.

В ЗП объектом правоотношений является земля, водные и иные природные ресурсы и связанные с ними отношения, Для хозяйственной деятельности земельные и иные природоресурсные отношения являются хотя и важными, но не главными, сопутствующими. Поэтому хозяйственно-правовым регулированием они не охватываются.

2. Предмет и методы хозяйственного права.

Предмет хозяйственного права - это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами хозяйственного права. Исходя из общего определения хозяйственного права можно определить предмет его регулирования, а именно:

1) предпринимательские отношения, т.е. отношения возникающие в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской деятельности);

2) некоммерческие отношения, тесно связанные с предпринимательскими и регулируемые хозяйственно-правовыми методами, т.е. в данном случае деятельность субъектов хозяйствования носит некоммерческий характер.;

3) отношения, возникающие вследствие реализации государством публичных интересов общества в целом.

Методы правового регулирования, применяемые в любой отрасли права - это набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами.

Методы правового регулирования хозяйственной деятельности - это системы способов и приемов регулирования отношений, возникающих в ходе осуществления хозяйственной деятельности.

Для регулирования хозяйственных правоотношений принято выделять следующие методы:

1) метод обязательных  предписаний;

2) метод автономных решений;

а) метод согласования (применительно к организации правовых связей между участниками воспроизводственных правоотношений);

б) метод разрешения (применительно к содержанию предпринимательско-правовых норм);

3) метод рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Хозяйственные правоотношения. Понятие и структура.

Хозяйственное правоотношение – это отношение, которое возникает на основании договора или норм законодательства между субъектами хозяйствования, между ними и органами государственного управления. Хозяйственное правоотношение предполагает установление взаимных прав и обязанностей между его участниками.

В структуре хозяйственного правоотношения выделяют следующие три элемента:

1. Объект хозяйственного  правоотношения – это то, на  что направлено правоотношение (воля  участников). Это хозяйственная деятельность, связанная с движением товара, работ, услуг, нематериальных благ.

2. Субъекты хозяйственного  правоотношения – это юридические  лица или индивидуальные предприниматели, участвующие в нем. В организационно-управленческом  правоотношении это, с одной стороны, субъект хозяйствования, с другой стороны, орган государственного управления

3. Содержание правоотношения  – это конкретные субъективные  права и юридические обязанности, которые возникают у его участников.

Правоотношения содержат взаимные права и обязанности.

Можно выделить следующие виды хозяйственных отношений:

 Вертикальные – отношения, складывающиеся между субъектами  предпринимательской деятельности  и государственными органами, которые  регулируют эту деятельность  различными способами и в различных  формах;

Горизонтальные – отношения, складывающиеся между равными субъектами хозяйственной деятельности в процессе ее осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Основные теории (школы) хозяйственного права.

Наука ХП в своем развитии прошла четыре этапа и была представлена несколькими школами. Первые школы возникли на базе двухсекторной теории, зародившейся в 20-х годах XX в. Данный период в сфере хозяйствования формировался под влиянием НЭПа. Народное хоз-во представлялось состоящим из 2 систем: гос-ный сектор и частный сектор. Вместе с этим предполагалось развитие соц-го правового регулирования социалистического сектора на базе ХП. В 30-е годы прошлого столетия возникает школа единого ХП. Ее основоположники считали необходимым специальное правовое регулирование для социалистических хозяйственных отношений, ставших к тому времени уже преобладающими в экономике страны. По их мнению, следовало создать единое ХП, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого ХП на 2 самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Ученые отстаивали необходимость особой отрасли права - ХП, считая его специфической формой политики пролетарского гос-ва в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В середине 1950-х годов возрождается хозяйственно-правовая мысль и получает развитие 3 школа ХП. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики. К этому времени сложился единый народнохозяйственный комплекс, требующий правового обеспечения. Регулирование имущ-ных отношений с участием граждан предлагалось осуществить посредством гражданского законодательства. В основу упорядочения всего хозяйственного законодательства предполагалось положить центральный системообразующий акт - Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и хорошо применяемым на практике. В результате в советской юридической науке появилось несколько концепций хозяйственного права.

Большое распространение получила концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права, регулирующей отношения по горизонтали и вертикали. Эта концепция разрабатывается учеными института государства и права во главе с академиком РАН, профессором В.В. Лаптевым.

5. Основные виды источников хозяйственного права.

Под источниками хозяйственного права понимаются акты законодательства, закрепляющие в письменной форме нормы этого права.

В РБ основными источниками хозяйственно-правового регулирования являются нормативные акты различной юридической силы, регулирующие хозяйственную и иную экономическую деятельность и составляющие систему хозяйственного законодательства.

К основным источникам хозяйственно-правового регулирования относится

-Конституция Республики Беларусь

-Гражданский кодекс Республики  Беларусь,

-Банковский кодекс Республики  Беларусь,

-Инвестиционный кодекс  Республики Беларусь 

- Международные договоры и обычаи, регламентирующие хозяйственные отношения

Обычные законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь также являются источниками хозяйственного права

Постановления Правительства Республики Беларусь являются источниками хозяйственного права в сфере государственного управления экономической деятельностью (поставка товара, строительный подряд, регулирование экспорта-импорта и т. д.).

К нормативным актам, регулирующим хозяйственную деятельность, также относятся постановления, приказы, инструкции министерств, государственных комитетов, ведомств, Национального банка Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Принципы хозяйственного права.

Принципы - это основополагающие начала предпринимательского права. В правовой литературе принято выделять следующие основные принципы:

1.Свободы предпринимательской деятельности - государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2.Принцип государственного  регулирования хозяйственных отношений - определяет возможность государства путем различных методов и способов регулировать сферу предпринимательства. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, политика ценообразования, используются целевых ассигнований, дотаций, субсидий.

3.Принцип конкуренции и защиты от монополизма - стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающие предприятия, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимые товары подлежат реорганизации или вообще ликвидации, как банкроты.

4.Принцип законности - хозяйственная деятельность должна осуществляться с соблюдением законодательства со стороны предпринимателей, в свою же очередь со стороны государства должна быть обеспечена законность издаваемых нормативных правовых актов, а также деятельности соответствующих государственных органов.

5.Принцип многообразия форм собственности - в государстве не могут устанавливаться привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Собственность как основа хозяйственной деятельности. Виды собственности в Республике Беларусь.

Право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества физически или юридически лицам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника.

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.. 
Право владения – это возможность осуществления фактического господства над вещью. Незаконное владение может быть добросовестным и недобросовестным. Добросовестным владельцем признается незаконный владелец, который не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Недобросовестный владелец – это тот, кто знал или должен был знать о незаконности своего владения.

Право пользования – это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы. Оно обеспечивает удовлетворение потребностей людей.

Право распоряжения – это возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи. Правомочия распоряжения принадлежат собственнику, субъекту права хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству, общественной пользе и безопасности, не наносящие вред окружающей среде, историко-культурным ценностям и не ущемляющие прав и законных интересов других лиц. Законодательство РБ предусматривает, что собственность может быть государственной и частной. Государственная собственность выступает в виде республиканской (собственность РБ) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц). Частная собственность представлена в виде собственности граждан и юридических лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"