Шпаргалка по "Хозяйственному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:18, шпаргалка

Краткое описание

Понятие хозяйственного права как отрасли права и его отграничение от смежных отраслей права.
ХП как отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения и тесно связанные с ними иные отношения, отношения по государственному регулированию хозяйствования.

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз. право шпоры.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

В гражданском праве существует понятие безотзывность оферты, сущность сводится к тому, что оферент не имеет права заключить договор с другим лицом, пока не получит ответ на оферту. Консенсуальный договор считается заключенным с момента получения оферентом акцепта. Если договор реальный – необходимо совершить действия по передаче имущества, которое является предметом договора. Прекращение договора – акт, направленный на досрочное прекращение действий договора. По общему правилу, договор изменяется и расторгается только по соглашению сторон. Договор расторгается в судебном порядке в следующих случаях: 1)существенное нарушение условий договора одной из сторон, т.е. другая сторона теряет в значительной степени то, на что рассчитывала при заключении договора; 2) в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При расторжении договора в судебном порядке в случае существенного изменения обстоятельств необходимо наличие следующих условий: 1)при заключении договора стороны не могли предположить, что такие изменения могут наступить;

2)стороны не могут устранить или преодолеть возникшие обстоятельства; 3)при исполнении договора при данных обстоятельствах существенно измениться имущественное положение сторон; 4)из содержания договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

До обращения в суд с иском стороны должны пройти процедуру досудебного урегулирования спора. Досудебное урегулирование осуществляется путем предъявления претензии. В претензии указываются:

1)стороны спора; 2)сумма претензии; 3)название претензии; 4)в тексте указывается пункт договора, который нарушила другая сторона;5)осуществляется расчет суммы претензии. В случае не прохождения досудебного урегулирования спора, исковое заявление остается без движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47.  Финансирование хозяйственной деятельности. Виды финансирования.

Финансирование — это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств хозяйствующим субъектам в различных формах для осуществления ими хозяйственной деятельности. Принципами безвозмездности и безвозвратности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление денежных средств на условиях возвратности и платности (возмездности). 
Виды финансирования: внутреннее и внешнее. Внутренние финансовые ресурсы образуются в процессе хозяйственной деятельности предприятий. В составе внутренних источников основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая распределяется решением руководящих органов на цели накопления или потребления. Прибыль, направляемая на накопление, далее используется на развитие производства. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач. Важную роль в составе внутренних источников играют амортизационные отчисления, которые представляют собой денежное выражение стоимости износа основных средств предприятия (средств производства), а также нематериальных активов (лицензии, товарные знаки, программное обеспечение и т.д.). Источником внутреннего финансирования являются доходы, получаемые от внереализационных операций (не основной деятельности предприятия) за вычетом расходов на их осуществление. Другим источником внутреннего финансирования являются налоговые льготы, которые предприятия могут получать в соответствии с действующим законодательством. Внутреннее финансирование (самофинансирование) осуществляется путем включения затрат в себестоимость выпускаемой продукции либо за счет прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. На себестоимость предприятие может отнести произведенные им расходы по строго установленным нормам и правилам.  
Внешнее финансирование означает, что денежные средства предоставляются предприятию из внешних источников. Основными формами внешнего финансирования являются: 
? эмиссия ценных бумаг; ?привлечение банковских кредитов; 
?использование коммерческого кредита; ? продажа паев банкам или другим предприятиям;? получение безвозмездной финансовой помощи и др. Хотя в рыночных условиях основным принципом финансирования хозяйственной деятельности является самообеспечение хозяйствующими субъектами своих потребностей, государство все же берет на себя обязанность финансировать приоритетные направления развития промышленности, сельского хозяйства, связи, транспорта и т.д. Государственное финансирование осуществляется путем предоставления бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РБ; бюджетных ассигнований казенным предприятиям в случае недостаточности у них собственных средств для выполнения плана; предоставления бюджетных кредитов предприятиям, в том числе инвестиционных налоговых кредитов. 
Дотации — денежные средства, выделяемые из гос. и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. 
Субсидии — это  средств в денежной или натуральной форме, выделенных из местных бюджетов или из специальных фондов конкретному объекту хозяйствования для организации или поддержания какой-либо деятельности, доходы от которой временно не покрывают нормативную величину расходов.расходов. 
Субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.  Контроль за хозяйственной деятельностью. Цель и формы, методы контроля.

Государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения ИП, коммерческими и некоммерческими организациями требований НПА в процессе осуществления указанной деятельности.

Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Его цель – предупредить незаконные действия должностных лиц, неправильное хранение и нецелесообразное расходование денежных средств и материальных ценностей, предотвратить нарушение законов. Предварительный контроль производится в процессе рассмотрения и утверждения планов, проектов смет и бюджетов, нормативов, утверждения штатных расписаний и т.д. Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Эта форма контроля является неотъемлемым элементом оперативного управления хозяйственно-финансовой деятельностью. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственно-финансовых операций. Производится он путем исследования данных учета, отчетности, плановой, нормативной и технологической документации, а также изучения первичных документов, фактического наличия материальных ценностей и денежных средств за определенный период. Последующий контроль позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. 
Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль проводятся различными методами. Основным методом предварительного и текущего контроля является визуальная проверка, направленная на немедленное пресечение незаконной операции или злоупотребления – до или во время их совершения. Как правило, такие проверки актами, справками не оформляются.  Последующий контроль проводится несколькими методами. К ним относятся: проверка, экономический анализ, ревизия. Материалы последующего контроля в обязательном порядке оформляются актом, справкой, докладной запиской или другим документом.  
Проверка является основным методом последующего контроля. Она применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. 
Экономический анализ является важным методом последующего контроля. Основная цель экономического анализа – оценка на основе учетных и отчетных данных, материалов тематических проверок хозяйственной деятельности и финансового положения подконтрольных объектов и, исходя из полученных результатов, выявление отстающих участков работы, причин такого положения, определение и обоснование путей улучшения их деятельности.  
Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа), так и внешними органами контроля – финансовыми, банковскими органами, вышестоящими ведомственными органами – министерствами, управлениями, объединениями.  
Основным, комплексным методом последующего контроля является ревизия. Она представляет собой детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей деятельности подконтрольного объекта и отдельных звеньев с целью установления эффективности, целесообразности и законности уже совершенных хозяйственных операций, проверки сохранности денежных средств и материальных ценностей, правильности и достоверности учета и отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49.  Понятие холдинга. Порядок создания и деятельности холдинга.

Холдингом является объединение коммерческих организаций, в котором одна из коммерческих организаций или физическое лицо оказывают влияние на решения, принимаемые участниками холдинга на основании владения 25% и более простых акций (долей в уставном фонде) либо обладания статусом собственника имущества унитарного предприятия.

Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника, считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации Министерством экономики в Государственном реестре холдингов. До подачи документов для регистрации холдинга управляющей компании холдинга необходимо получить согласие антимонопольного органа на его создание. Антимонопольный орган дает согласие на создание холдинга, если это не приведет к возникновению или усилению его доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции.

Процедура согласования осуществляется в течение 1 месяца с момента обращения, без взимания платы.

В случае, если создание холдинга может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и/или ограничению конкуренции, а также если при рассмотрении представленных документов будет установлено, что содержащаяся в них информация является недостоверной и/или неполной, антимонопольный орган отказывает в согласии, о чем выносит мотивированное решение.

Для регистрации холдинга управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) представляет в Министерство экономики:

заявление о регистрации холдинга, по форме, установленной Министерством экономики;

решение о создании холдинга, принятое управляющей компанией холдинга (собственником);

копии документов, подтверждающих государственную регистрацию юридических лиц - участников холдинга, заверенные их руководителями.

Регистрация холдинга осуществляется Министерством экономики в день подачи документов путём проставления штампа на заявлении о регистрации холдинга и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.

Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем регистрации холдинга, Министерство экономики выдает свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга по форме, установленной данным Министерством.

Свидетельство о регистрации холдинга с перечнем участников холдинга выдается на неопределенный срок, если в заявлении о регистрации холдинга не будет указан иной срок, предусмотренный решением о его создании.

Холдинг считается зарегистрированным со дня проставления штампа на заявлении о его регистрации и внесения сведений о холдинге в Государственный реестр холдингов.

За регистрацию холдинга государственная пошлина не взимается.

Управляющая компания холдинга:

выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга;

разрабатывает стратегии и (или) планы перспективного развития холдинга.

осуществляет иные полномочия, определенные законодательством, уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами.

 Управляющая компания холдинга вправе сформировать централизованный фонд за счет отчислений от прибыли участников холдинга, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные целевые бюджетные фонды и внебюджетные фонды.

Участники холдинга вправе по согласованию с управляющей компанией холдинга (собственником) осуществлять безвозмездную передачу денежных средств, товаров (имущества), имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, работ, услуг (далее - имущество) иным участникам холдинга - резидентам Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50.  Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности и его структура.

 Правовой режим – совокупность требований, которые предъявляются к имуществу в процессе его приобретения и использования в хозяйственной деятельности.

Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности -  оно представляет собой право владения, пользования и распоряжения. Правовой режим этого имущества целиком зависит от того, на каком основании это имущество ему принадлежит, а также от его целевого назначения. В состав имущества принадлежащего субъекту хозяйствования, на основе которого он осуществляет свою предпринимательскую деятельность, могут входить: здания, сооружения, оборудование, машины, земельные участки, иные вещи, используемые в производственном процессе и в предпринимательской деятельности, а также деньги, ценные бумаги, различные имущественные права, в том числе нематериальные объекты (промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Все это имущество в зависимости от его состава и назначения подразделяется на: движимое и недвижимое. К недвижимому имущество относится то имущество, которое прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К движимому имуществу относится все остальное имущество, перемещение которого возможно, без ущерба для него.

Право частной собственности реализуется обычно самим собственником или группой собственников.

Право хозяйственного ведения представляет собой производное от права собственности вещное право, состоящее в возможности владения, пользования и распоряжения имуществом, совершении в отношении него любых действий, не противоречащих закону. Право оперативного управления представляет собой производное от права собственности вещное право, закрепленное за государственным или иным учреждением, финансируемым за счет средств собственника, в соответствии с законом, целями деятельности и заданием собственника.

 

 

 

 

 

 

 

51.  Порядок расчетов между субъектами хозяйственной деятельности. Формы и принципы расчетов.

Расчетные правоотношения - это отношения, которые складываются по поводу уплаты одной стороной другой за поставленные товары, выполненную работу или оказанные услуги.

Расчеты между сторонами могут производиться как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке. Как правило, все денежные операции производятся в безналичном порядке. Расчеты путем наличных денег производятся в виде исключения.

Расчеты, не связанные с предпринимательской деятельностью граждан, разрешаются как наличными деньгами, так и в безналичном порядке. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, как правило, должны производиться в безналичном порядке, равно как и расчеты между юридическими лицами.

Расчеты между хозяйствующими субъектами и гражданами, а также гражданами между собой должны производиться в национальной валюте. Осуществление расчетов по различному роду обязательств в иностранной валюте допускается в случаях, установленных законодательством.

Безналичные расчеты, как правило, производятся через банки, в которых юридические и физические лица имеют счета. Для этого расчетно-кредитные учреждения открывают хозяйствующим субъектам расчетный, текущий и другие счета.

Платежи на территории Республики Беларусь осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме бумажных денег (банкнот).

При безналичных расчетах право на денежную сумму передается путем оформления бухгалтерских записей по счетам либо в иной форме, не требующей физической передачи денег.

Для расчетов граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, ГК устанавливает принцип полной свободы выбора порядка расчетов - наличными или в безналичном порядке. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, но общему правилу должны осуществляться в безналичном порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Хозяйственному праву"