Хозяйственные споры: причины возникновения и их регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 11:30, реферат

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – рассмотреть сущность хозяйственных споров и рассмотреть органы, рассматривающие хозяйственные споры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Сущность хозяйственных споров в условиях рынка……………………... 4
2. Рассмотрение споров арбитражным судом………………………………… 6
3. Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже…….. 13
Заключение………………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.20 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………… 3

  1. Сущность хозяйственных споров в условиях рынка……………………... 4

2. Рассмотрение споров арбитражным судом………………………………… 6                                                                                   

3. Рассмотрение споров в международном коммерческом арбитраже…….. 13

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы…………………………………………..16                                             

 

Введение

 

Хозяйственные споры - разногласия, возникающие между участниками хозяйственных отношений.

Основные правовые акты, регулирующие хозяйственные правоотношения – акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерства финансов РФ, налоговой службы, Центрального банка Российской Федерации и др.)

Несмотря на то, что значительную долю обращений к юридической помощи независимых юристов составляет досудебное урегулирование хозяйственных споров, судебные разбирательства между хозяйствующими объектами, чаще всего это - предприятие, фирма, предприниматель, далеко не редкость.

Нормальное развитие хозяйственных отношений предполагает, что права их участников реализуются, а обязанности исполняются надлежащим образом, добровольно и сознательно в соответствии с действующим законодательством и заключенными договорами без вмешательства юрисдикционных органов.

Однако практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании большого количества хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении.

Цель данной контрольной работы – рассмотреть сущность хозяйственных споров и рассмотреть органы, рассматривающие хозяйственные споры.

 

 

1. Сущность хозяйственных споров в условиях рынка

 

Защита прав и законных интересов  предпринимателей является одной из важнейших функций права. Так, например, к числу основных начал гражданского законодательства относится:

  • необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;
  • обеспечение восстановления нарушенных прав;
  • судебная защита нарушенного права.

Нормальное развитие хозяйственных  отношений предполагает, что права  их участников реализуются, а обязанности  исполняются надлежащим образом, добровольно  и сознательно в соответствии с действующим законодательством  и заключенными договорами без вмешательства  юрисдикционных органов.

Однако  практика предпринимательской деятельности свидетельствует о существовании  большого количества хозяйственных  споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным  спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении. По данным министерства экономики, в России не выполняется 40 процентов контрактов.

Причин невыполнения взятых на себя обязательств сторонами достаточно много. Анализ практики взаимоотношений предпринимателей позволяет выделить причины конфликтов между ними:

1) Стремление  каждой предпринимательской структуры  добиться наибольшей выгоды для  себя в рамках действующих  законов и на основе заключенных  договоров, предусматривающих твердые  гарантии исполнения договорных  обязательств другой стороной по договору.

2) Стремление  руководителей и других работников  предприятий, связанных с заключением  и исполнением договоров, обеспечить  свои интересы путем обхода  законов, неправильного их толкования, создания наиболее выгодных для  себя условий, ограничения собственной  ответственности. Особенно это ярко проявляется в условиях отсутствия конкурентной среды.

3) Нередко  споры возникают по причине  незнания закона, которым следует  руководствоваться. Некоторые руководители  пренебрегают советами специалистов юристов.

На практике возникают споры в сфере управления. Причиной возникновения данной категории  споров зачастую служат неправомерные  действия органов власти и управления, нарушающие права и законные интересы предпринимателей.

Действующее законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться в суд (арбитражный  суд, третейский суд) для их защиты. Гражданский кодекс допускает установление в законе способа защиты прав предпринимателей в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Но если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд. Однако необходимо иметь в виду, что защите подвергаются только права, осуществляемые надлежащим образом, не вступающие в противоречие с интересами общества, всего гражданского оборота и его отдельных участников. Действия предпринимателей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а также злоупотребление правом в иных формах не допускаются (ст. 10 ГК). В этом случае суд не только откажет лицу в защите принадлежащего ему права, но и может применить к нему соответствующие санкции — возмещение причиненного вреда, санкции, установленные антимонопольным законодательством.

 

 

  1. Рассмотрение споров арбитражным судом

 

Переход к рыночной экономике предопределил  принципиально новые формы разрешения споров, возникающих при осуществлении  предпринимательской деятельности. К настоящему времени в нашей  стране упразднено государственное арбитражирование хозяйственных споров и создан специальный орган правосудия — Арбитражный суд. Любой из арбитражных судов Российской Федерации функционирует в качестве составной части единой системы. Это означает, что все арбитражных суды Российской Федерации являются федеральными судами, применяют единое материальное и процессуальное законодательство, обеспечивая равную для всех возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Система арбитражных судов РФ установлена Федеральным конституционным законом «О 406 арбитражных судах в Российской Федерации» от 5 апреля 1995 г. Создана трехзвенная система, состоящая из: Высшего Арбитражного суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов субъектов РФ.

По новому законодательству Высший Арбитражный  Суд РФ освобождается от рассмотрения множества дел как суд первой инстанции. В этом качестве он будет  рассматривать лишь две группы дел:

1) дела  о признании недействительными  актов Президента РФ, Совета Федерации  и Государственной думы РФ, Правительства  РФ, не носящих нормативного характера,  в случае их несоответствия  закону я нарушения прав и  законных интересов организаций  и граждан;

2) экономические  споры между Российской Федерацией  и субъектами Российской Федерации,  а также споры, возникающие  между самими субъектами Российской  Федерации.

Все остальные  дела по первой инстанции будут рассматриваться  арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Дела  в порядке надзора по протестам  на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов будет  рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Главной задачей Пленума Высшего арбитражного Суда РФ становится изучение и обобщение  судебно-арбитражной практики и  дача разъяснений арбитражным судам  применению законодательства.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных  судов субъектов РФ, принятых ими  в первой и апелляционной инстанциях. Всего в Российской Федерации  действуют десять федеральных арбитражных  судов округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают  в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, а также рассматривают в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в том суде в первой инстанции.

Деятельность  арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов  законности, независимости судей, равенства  организаций и граждан перед  законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности  разбирательства дел (ст. 6 Федерального конституционного закона РФ «Об арбитражных  судах в Российской Федерации»).

При осуществлении  правосудия судьи арбитражного суда независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 6 АПК). Какое бы то ни было постороннее  воздействие на судей, вмешательство  в их деятельность любых государственных  органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных  лиц или граждан недопустимы  и влекут за собой установленную  законом ответственность.

Важное  значение для реализации вступивших в законную силу решений и других актов арбитражного суда имеет их обязательность. Неисполнение судебных актов рассматривается как неуважение к суду и влечет ответственность, установленную законом (ст. 13 АПК).

Арбитражный суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает необходимые условия  для всестороннего и полного  исследования обстоятельства дела, предоставляя сторонам равные права в собирании необходимых доказательств. Если сторона имела возможность представить решающее доказательство, но не представила его, она вряд ли получит удовлетворение своих требований.

Оперативности разрешения споров способствует установленный  законодателем достаточно короткий срок рассмотрения дела в арбитражном  суде. Дело должно быть рассмотрено  и решение принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд (ст. 114 АПК).

Новый Арбитражный процессуальный кодекс существенно расширяет единоличное  рассмотрение споров судом первой инстанции. По сравнению с коллегиальным такой порядок рассмотрения споров более экономичен и позволяет оперативнее разрешать дела. Коллегиальное рассмотрение споров в суде первой инстанции применяется лишь при рассмотрении дел о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и дел о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, по решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально. С учетом того, что все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по-прежнему будут рассматриваться коллегиально, это не приведет к снижению гарантий защиты прав сторон и качества разрешения споров.

Новый АПК  несколько изменил порядок обжалования  решений арбитражного суда. Как и  прежде, различают обжалование решений, не вступивших в законную силу, и  решений, вступивших в законную силу. Первые пересматриваются по жалобам  участвующих в деле лиц в апелляционной  инстанции того же суда, который  принял решение в первой инстанции.

В связи  с введением апелляционной и  кассационной инстанций производство в порядке надзора рассматривается  как исключительная стадия арбитражного процесса. Поэтому надзорное производство может быть возбуждено только по протестам  узкого круга должностных лиц, перечисленных  в АПК. Широкими полномочиями наделен  Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при пересмотре дел в порядке  надзора. Он может отменить решение  полностью или в части и  направить дело на новое рассмотрение; изменить или отменить решение и  принять новое решение; отменить решение полностью или частично и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения; оставить в силе одно из ранее принятых решений.

Основанием  к изменению или отмене решения  может служить незаконность или  необоснованность судебного акта, однако не допускается отмена правильного  по существу решения по одним лишь формальным основаниям.

Для правильного  решения вопроса куда обращаться с иском следует знать подведомственность дел арбитражным судам — крут вопросов, подлежащих рассмотрению в арбитражном суде, и подсудность дел — к компетенции какого конкретно арбитражного суда отнесено рассмотрение тех или иных дел.

К подведомственности арбитражного суда относятся дела по экономическим спорам, возникающим  из гражданских, административных и  иных правоотношений (ст. 22 АПК). Иначе  говоря, понятием экономического спора  охватываются все споры, подведомственные арбитражному суду, включая как споры, возникающие из гражданских правоотношений, которые традиционно именовались  имущественными, так и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений.

Юридические лица и граждане-предприниматели  — это основная категория участников споров, подведомственных арбитражному суду. Кроме того, в случаях, установленных законом, арбитражному суду подведомственны споры с участием организаций, которые юридическими лицами не являются — споры РФ с субъектами РФ, а также между самими субъектами РФ. Среди участников правоотношений, споры между которыми подведомственны арбитражному суду, называются и иностранные лица. Эта новая категория дел. Прежде такие споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции.

Информация о работе Хозяйственные споры: причины возникновения и их регулирование