Акселерация. Причины возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

По данным сравнительно-антропологических исследований ученых многих стран, в определенные исторические периоды развития общества подрастающее поколение отличается от предыдущего более высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. На ускоренное развитие людей по указанным параметрам ученые обратили внимание в конце XIX — начале XX столетия. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение).

Содержание

Введение
1. Акселерация
2. Сущность процесса акселерации
2.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах
2.2 Акселерация подростков
2.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
3. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации
4. Прогнозы развития акселерации и формирования человека в
будущем
5. Причины возникновения акселерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Акселерация.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра анатомии и физиологии

 

 

 

 

Реферат

 

Акселерация. Причины возникновения.

 

 

 

 

 

 

                                                           Выполнила:

                                                                     студентка 1 курса заочного отделения

                                                                     естественно-географического факультета

                                                                     направления  ГЭ (География-экономика)

                                                                     Юденкова Елена Вячеславовна

                                                           Руководитель:

                                                                     старший преподаватель кафедры

                                                                     анатомии и физиологии

                                                                     Артюхова Инна Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ - 2012

Содержание

 

Введение

2

  1. Акселерация

3

2. Сущность процесса акселерации

5

2.1 Понятие акселерации  и доказательство ее на определенных  фактах

5

2.2 Акселерация подростков

6

2.3 Последствия акселерации  в организме детей и подростков

7

3. Способы борьбы с  негативными последствиями акселерации

9

4. Прогнозы развития акселерации  и формирования человека в

             будущем

 

10

5. Причины возникновения  акселерации

11

    Заключение

14

    Список литературы

15

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По данным сравнительно-антропологических  исследований ученых многих стран, в  определенные исторические периоды  развития общества подрастающее поколение  отличается от предыдущего более  высоким уровнем соматического, физического, физиологического, нервно-психического развития. На ускоренное развитие людей  по указанным параметрам ученые обратили внимание в конце XIX — начале XX столетия. Это явление было названо акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Что порождает акселерацию? Многие ученые считают, что главной причиной акселерации являются социально-экономические условия развития общества. Ее порождает высокий уровень материального обеспечения людей. Об акселерации можно говорить только применительно к цивилизованным странам, отличающимся высоким уровнем экономического, общественного и духовного развития. [5]

Все чаще в последнее время  в транспорте или на улице можно  услышать восклицание: «Вот, акселератки  вымахали!». Произносится оно обычно людьми старшего возраста по отношению  к девочкам-подросткам и несет  часто несколько негативный оттенок. В их понимании, акселерация – это короткие юбки, каблуки, косметика, странные стрижки и «вызывающее поведение», провоцирующее высказывания: «А вот мы-то в их возрасте…». Что «в их возрасте» - выливается в пространную лекцию или умалчивается, да это и не важно, главное сводится к тому, что были совсем не такими, а тихими, скромными и послушными. Но при чем тут акселерация и столь ли повинна она в поведении, стиле одежды и других вещах, вызывающих столь резкое неприятие старшего поколения?

 

 

 

 

 

 

 

  1. Акселерация

 

В последние 150 лет учеными  было отмечено, что рост, вес и  некоторые другие показатели детей  и подростков обоего пола стали выше, чем у их родителей в том  же возрасте. Это явление было названо  акселерацией (от латинского слова acceleratio — ускорение). Термин предложен немецким врачом Koch в 1935 году. Оно наблюдается  во многих странах Европы, в том  числе и в России. Такое распространение  дало возможность ученым рассматривать  явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека. Во всем мире проблеме акселерации  посвящено множество работ, высказываются  гипотезы, публикуются разнообразные  научные труды. В нашей стране из ученых, уделивших много внимания проблеме акселерации, можно назвать, к примеру, Ю. Е. Вельтищева, Г. С. Грачеву. В числе признаков акселерации  называют и большие показатели роста  и веса новорожденных, и более  раннее прорезывание зубов у детей, и более высокий рост по сравнению  с предыдущим поколением. И многие другие факторы, никак не связанные  с вызывающим поведением.

В бытовом понимании под  акселерацией чаще всего подразумевают  более раннее половое созревание и комплекс социальных, психологических, педагогических и иных проблем, с  ним связанных.

Действительно, половое созревание девочек наступает сейчас значительно  раньше, в 10-11 лет, при чем за каждые 10 лет менструации у девочек  наступают раньше в среднем на 4-6 месяцев. [4]

И. М. Воронцов и А. В. Мазурин  кроме того утверждают, что акселерация  сопровождается ростом продолжительности  репродуктивного периода и жизни  в целом.

Учеными (в частности Ю. П. Лисицыным) было предложено несколько  теорий, объясняющих появление акселерации. Среди них: физико-химические (теории солнечной радиации, космической  радиации, волновая, магнитного поля, повышения  концентрации углекислого газа и  другие), и учитывающие факторы  и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций). Ни одна из теорий до сих пор не нашла ни полного подтверждения, ни абсолютного опровержения. Вероятно, здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.

При этом доказано, что на время наступления созревания не влияют расовые особенности, климат и географические особенности места  проживания, но способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические  условия в семье или питание. Кроме того, исследователи отмечают, что в городах возраст полового созревания в среднем меньше, чем  в сельской местности.

Б.Г. Ананьев указывал, что  часто становление психических  и физических свойств у детей  происходит неравномерно. Это так  называемая дисгармоническая акселерация, которая часто характерна для девочек: происходит не снижение возраста созревания, а ускорение его темпов. [4]

Приведем основные гипотезы для того, чтобы показать, как порою незначительные на первый взгляд изменения условий жизни и воспитания ребенка влияют на его развитие и становление. Е. Кох выдвинул так называемую гелиогенную теорию, согласно которой на раннее половое созревание благотворно влияет повышенная солнечная инсоляция, под влиянием которой организм ребенка якобы приобретает способность усиленно синтезировать ростостимулирующие витамины. [2]

Дети, утверждал Е. Кох, стали  легче одеваться, чаще бывать на солнце. И в какой-то мере это действительно  так! Но почему тогда это явление также широко распространено в северных районах, где инсоляция значительно менее выражена, как и в южных? Почему у сельских ребят, которые больше бывают на воздухе, феномен акселерации выражен менее заметно? Несостоятельной оказалась и теория Миллса, который связывал явление акселерации с изменением климата — некоторым общим похолоданием и понижением влажности. С повышением влажности и температуры воздуха, утверждал он, процесс ускоренного развития детей прекратился. Однако никаких признаков такого поворота в развитии современных детей до сих пор не наблюдается. Скорее, наоборот... Есть теории, связывающие акселерацию с улучшением материально-бытовых условий и питания детей в современных семьях. Главный упор при этом делается на возросшее потребление мяса, животных жиров, сахара и молочных продуктов.

Косвенно данную теорию подтверждает и то обстоятельство, что в нашей  стране широко заговорили об этом феномене только во второй половине 50-х гг., т.е. после суровых времен войны и  восстановления разрушенного народного  хозяйства. [3]

В первом томе Большой медицинской  энциклопедии, выпущенном в 1956 г., нет  еще ни одной строчки об этом феномене. Тогда как вскоре после этого  рассуждениями об акселерации буквально  переполнилась и медицинская, и  педагогическая, и психологическая, и даже юридическая литература.

 

 

2. Сущность процесса  акселерации

2.1 Понятие  акселерации и доказательство  ее на определенных фактах

 

Ростовая акселерация  характеризуется тем, что из года в год у подростка в значительно  убыстренном темпе повышается средний  вес, повышается рост, увеличиваются  размеры объема грудной клетки и  т.д. Акселерация, т.е. ускоренное развитие организма, - стала наиболее отличительной  чертой происходящих в организме  современного человека изменений. [6]

Эти процессы ускоренного  развития начинают проявляться еще  во время внутриутробного развития, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка  выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз. [3] «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.

Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний  вес новорожденного поднялся чуть менее  чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и  даже до 6 кг, когда ранее такой  вес имели дети, только к 6 мес. возраста.

Физическое развитие во все  периоды детства и отрочества в настоящее время и прошедшие  десятилетия резко отличается друг от друга. Сравнение описаний физического  развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг.

 

2.2 Акселерация  подростков

 

В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более  того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см –  у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр  черепа увеличился на 1,5 см.

Рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет  стал больше в среднем на 10 см.

В результате акселерации  средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно  возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает  подростка начала XX века почти на 2 года. [5]

Кроме физических в организме  подростков ускоряются и внутренние процессы. Окостенение хрящей кисти  и предплечья наступает раньше, чем  это было 17-20 лет назад. Можно приводить  и др. примеры.

Надо учитывать, что такой  быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для  жизни.

 

2.3 Последствия  акселерации в организме детей  и подростков

 

Дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в  недалеком прошлом. Акселерация  не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.

Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез.

Анатомно-физиологическая  переустановка организма создает  чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. [2]

Акселерация может быть гармоничной. Так называют те случаи, когда отмечается соответствие уровня развития не только психической и соматической сфер, но и отдельных психических функций. Но гармоничная акселерация встречается  исключительно редко. Чаще наряду с  ускорением психического и физического  развития отмечаются выраженные соматовегетативные дисфункции (в раннем возрасте) и  эндокринные нарушения (в более  старшем). В самой психической  сфере наблюдается дисгармония, проявляющаяся ускорением развития одних психических функций (например, речи) и незрелостью других (например, моторики и социальных навыков), а  иногда соматическая акселерация опережает  психическую. Во всех этих случаях имеется  в виду дисгармоничная акселерация. Типичным примером последней является сложная клиническая картина, отражающая сочетание признаков акселерации  и инфантилизма.

Меняется походка, голос, вся психология подростка. Так ранее  послушный, он становится резким, обижается  на замечания, становится более замкнутым.

Еще одно из последствий  акселерации – воздействие на кожу. В некоторых случаях требуется  даже профессиональная медицинская  помощь, а не только косметолог.

У подростков, ранее, чем  раньше повышается нервная возбудимость, немотивированная обидчивость, замкнутость, жестокость и т.д. Кроме этого  наблюдается переоценка своих возможностей, активное самоутверждение, критика  чужих недостатков, из-за отсутствия зрелости в социальном отношении. [5]

Информация о работе Акселерация. Причины возникновения