Формирование корпоративных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

Важнейшим итогом экономических преобразований в России явилось появление большого отряда хозяйственных субъектов, получивших статус акционерных обществ, сформировавших, таким образом, корпоративный сектор экономики.
Корпорации, особенно крупные, имеют несомненные преимущества перед отдельными предприятиями, в частности:
 за счет эффекта масштаба производства имеют более низкие затраты на единицу продукции или услуг;
 обладают большими возможностями диверсификации своей деятельности, что уменьшает риск потерь, связанных с колебаниями рыночной конъюнктуры;

Содержание

Содержание:
Введение…………………………………………………………....2
1.Определение корпорации……………………………………….3
2.Виды корпораций, их характеристика……………………….10
3.Типы отношений в корпорации……………………………...14
4.Модели корпоративного управления………………………...18
5.Развитие корпоративного сектора в России…………………..21
6.Критерии эффективности корпоративной структуры……….24
Заключение……………………………………………………....29
Список использованных источников……………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование корпоративных структур.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Следующий  принцип – ориентация  на  изучение  частных  аспектов  эффективности  каждой  из  корпоративных  программ (принцип  «программности»). Общий  экономический  эффект  деятельности  корпорации  складывается  из  совокупности  частных  эффектов  по  планам  инноваций  (НИОКР), инвестиций, производства и  реализации  продукции, работ  и  услуг. Синергетический  эффект  от  реализации  корпоративных  планов  может  достигаться  по  направлениям, которые  и  должны  выявляться  в  результате  анализа.

Не  менее  важным  принципом  оценки  эффективности  корпоративной  структуры  является  принцип  использования  корпоративных  информационных  систем (КИС), которые  обладают  мощнейшим  потенциалом  повышения конкурентоспособности  объединения.

Внедрение  корпоративных  информационных  систем  направлено  в  первую  очередь  на  поддержку  принятия  управленческих  решений  менеджерами  высшего  звена  корпорации. Каждый  проект  в  области  корпоративной  информации  должен  рассматриваться  корпорацией  как  стратегические  инвестиции  средств, которые  должны  окупиться  за  счет  улучшения  управленческих  процессов, повышения  эффективности  производства, сокращения  затрат.

Создание  единого  информационного  пространства  призвано  обеспечить  доступ  к  общей  информации  без  ограничения  географического  места  и  времени. Реализация  этого  принципа  предусматривает  автоматизацию  рабочих  мест, связанных  с  выполнением  текущих  производственных  функций  и  оперативным  управлением  производственными  процессами  на  уровне  нижнего  и  среднего  звена  менеджеров  с  наделением  их  соответствующими  программами  и  системными  ресурсами.

В  проектах  создания  корпоративных  структур  синергетическая  составляющая  становиться  оценкой  эффективности  экономической  интеграции. Применение  тех  или  иных  принципов  оценки  эффективности  управления  корпоративной  структурой  зависит  от  принимаемого  подхода.

Опираясь  на  мировой  опыт  корпоративного  хозяйствования, исследованный  во  многих  зарубежных  и  ряде  новейших  отечественных  научных  работ, можно  выделить  следующие  подходы  к  оценке  эффективности  корпоративной  интеграции.

Подход, связанный  с  теорией  финансового  менеджмента.

Данный  подход  предполагает  следующие  основные  мотивы  объединения  в  корпоративную  структуру:

      синергетический  эффект  (при  синергетическом  слиянии  стоимость  укрупненной  организации  превосходит  сумму  стоимостей  сливающихся  организаций);

      операционная  экономия  на  основе  устранения  дублирования  управленческих  функций, их  централизации  и  сокращения  затрат  на  сбыт  продукции;

      экономия  в  связи  с  ростом  масштабов  производства: его  концентрация  приводит  к  снижению  затрат, более  эффективному  использованию  ресурсов;

      экономия  на  налоговых  платежах, связанная  с  интеграцией  с  организацией, имеющей  налоговые  льготы, приобретением  убыточной  организации  для  «снижения»  своих  высоких  доходов;

      покупка  активов  по  рыночной  цене, значительно  меньшей, чем  их  восстановительная  стоимость.

Подход, связанный  с  обеспечением  конкурентных  преимуществ.

Согласно  этому  подходу  интеграционные  решения  органов  управления  корпораций  должны  быть  императивно  нацелены  на  достижение  долгосрочных  конкурентных  преимуществ. При  этом  потенциал  конкурентоспособности  не  отождествляется  с  показателями  текущей  прибыли, а  рассматривается  как  комплекс  факторов  упреждающего  характера, гарантирующих  долгосрочные  преимущества  корпорации  на  рынках.

Анализируя  эффективность  управления  корпоративной  структурой, основываясь  на  рассмотренном  подходе, необходимо:

      в  каждом  случае  выявлять  создание,  каких  конкретно  конкурентных  преимуществ  выступает  в  качестве  целевых  задач  формирования  интегрированной  структуры;

      сопоставлять  характеристики  изучаемой  функционирующей  корпорации  и  других  организаций, присутствующих  на  родственных  рынках, в  таких  аспектах, как  качество  и  цены  товаров, работ  и  услуг, производимых  структурами; инновационный  потенциал; технологический  уровень  производства; качество  менеджмента;

      полное  исследование  взаимодействующих  технологических  цепочек (в  связи  с  наличием  в  корпоративной  практике  взаимодействия  по  поставкам, производству, сбыту);

      основные  принципы  и  правила  делового  поведения  формулировать  в  нормативных  кодексах. Для  российских  корпораций  можно  выделить  три  ключевые  темы – отношения  с  партнером, отношения  с  клиентами, преданность  корпоративному  союзу.

Подход, направленный  на  формирование  взаимовыгодных  долгосрочных  деловых  отношений.

В  последние  годы  в  экономике  страны  наблюдается  отход  от  традиционной  практики  постоянной  смены  поставщиков (в  погоне  за  минимальной  ценой). Создаются  устойчивые  кооперационные  связи  с  поставщиками  и  потребителями  как  долговременными  партнерами.

Впервые  принципы  эффективности  интеграции  были  сформулированы  в  Японии («кэйрецу»): развитие  поставок  внутри  группы, основанной  на  доверительных  принципах  и  обеспечивающей  экономию  трансакционных  издержек; налаживание  общей  сбытовой  сети  на  основе вертикальных  связей  «производитель – дистрибьютор», нередко обеспечивающей  основную  часть  объемов  продаж  группы.

Анализируя  опыт  японских   корпораций, можно  выделить  эффектообразующие  факторы, которые  применимы  к  российским  корпорациям:

      развитие  реальных  внутрифирменных  связей, включая  обмен  ресурсами;

      наличие  общей  системы  внутрикорпоративного  планирования  и  количественно  определенных  целевых  задач  для  участников  корпорации;

      развитие  системы  перекрестного  владения  акциями  внутри  группы;

      упор  не  на  уровень  и  динамику  текущей  прибыли  участников  группы, а  на  наращивание  инвестиционного  потенциала  и  поддержание  в  конкурентоспособном  состоянии  производственного  аппарата;

      оптимизация  роли  банка  в  группе (она  должна  быть  в  целом  подчиненной  по  отношению  к  основным  товаропроизводителям; доля  же  долгосрочных  промышленных  инвестиций  в  кредитном  портфеле  банка  должна  иметь  тенденцию  к  росту).

На  основе  анализа  подходов  и  принципов  оценки  эффективности  управления  корпоративными  структурами  можно  сформулировать  основные  критерии  эффективности  корпораций:

1.      При  операционных  слияниях  основой  для  определения  эффективности  является  учет  комплекса  слагаемых  будущей  синергии  с  использованием  логики: «производственно-хозяйственные  составляющие  синергии – финансовый  результат  интеграции»;

2.      Обобщающим  критерием  эффективности  признается  «ожидаемый  чистый  выигрыш», равный  разности  между  дисконтированной  стоимостью  будущих  доходов  и  ценой, уплачиваемой  за  приобретаемую  организацию. В  соответствии  с  данным  подходом  организация-инициатор  должна  определить  свободные  потоки  денежных  средств  после  слияния. Наибольшую  сложность  представляет  собой  оценка  будущих  потоков  денежных  средств  присоединяемой  организации. Считается, что  использование  данного  критерия  предпочтительно  для  оценок  долговременных  эффектов  слияния;

3.      Критерием  эффективности  считается  рост  прибыли  в  расчете  на  одну  акцию  для  акционеров  обеих  интегрируемых  организаций. Причем  результаты  эмпирических  исследований  применения  вышеуказанного  критерия  далеко  не  однозначны. Как  правило, поглощающая  организация  многократно  превосходит  по  размеру  приобретаемую, при  этом  уплачивает  премиальную  надбавку  за  акции  последней; рыночная  стоимость  акций  покупаемой  организации  возрастает  и  в  связи  с  объявлением  о  потенциальном  слиянии;

4.      При  оценке  эффективности  интеграции  тщательному  учету  подлежат  издержки, которые  несет  поглощающая  организация. Выплаты  акционерам  поглощаемой  организации  могут  осуществлять  в  виде  обыкновенных  или  привилегированных  акций, зачета  долговых  обязательств, денежных  средств  или  комбинаций  этих  форм. Если  при  осуществлении  сделки  в  качестве  средства  платежа  используются  ценные  бумаги, то  при  расчетах  они  конвертируются  в  денежный  эквивалент  по  рыночной  стоимости. Аналогичный  прием  применяется, если  поглощающая  организация  принимает  на  себя  обязательства  покупаемой  организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

 

Слово  «корпорация»  в  словарях  определяется  как  объединение, общество, союз. В  словаре  С.И. Ожегова  понятие  «корпорация»  толкуется  как  «одна  из  форм  монополистических  объединений». Действительно, корпорации, как  правило, объединяют  основных  производителей  однотипной  продукции, что  может  приводить  к  монополизации  производства.

В  США  понятие  «акционерное  общество»  отождествляется  с  понятием  «предпринимательская  корпорация» - предприятие, преследующее  цель  получения  прибыли. Следовательно, «корпорацию»  необходимо  отграничить  от  государственного  сектора  и  общественных (некоммерческих)  организаций. А  поскольку  любое  предпринимательство  связано  с  удовлетворением  спроса  на  рынке, то  можно  зафиксировать  две  главные  цели, присущие  любой  корпорации: извлечение  прибыли  и  удовлетворение  спроса.

Как  и  в  акционерном  обществе, в  корпорации  акционер  несет  ограниченную  ответственность  по  обязательствам  и  долгам  компании. Капитал  корпорации  делится  на  акции  и  паи. Будучи  владельцем  собственности  корпорации, акционеры  имеют  право  на  долю  доходов, которые  выплачиваются  пропорционально  величине, приходящейся  на  одну  акцию. Однако  корпорация  не  обязана  ежегодно  выплачивать  дивиденды,  и  может  использовать  эту  прибыль  как  источник  финансирования  инвестиций. Мера  ответственности  индивидуальных  акционеров ограничена  объемом  их  вклада  в  корпорацию, и  возможные  потери  не  могут  превышать  объема  их  вклада.

Каждый, кто  работает  на  корпорацию, является  наемным  работником. Принцип  полного  объединения  в  одном  лице  собственника  и  менеджера неприемлем  для  корпорации в  странах  аутсайдерского  типа, таких  как  США, Великобритания и  др. В  этих  странах  «владение»  и  «управление»  отделены  друг  от  друга. Однако  этот  принцип  нарушается  в  странах  инсайдерского  типа (Германия, Япония), где  собственники  действуют  и  как  менеджеры, получая  за  это  заработную  плату.

Несмотря  на  нарушение  принципа  разделенной  ответственности, специалисты  в  области  менеджмента  подчеркивают  эту  особенность  корпорации  как  одну  их  существенных. Так, например И. Ансофф  определяет  корпорации, как  форму  организации  предпринимательской  деятельности, предусматривающую  долевую  собственность, юридический  статус  и  сосредоточение  функций  управления  в  руках  верхнего  эшелона  профессиональных  управляющих, работающих  по  найму.

Разделение  функций  собственности  и  контроля  не  вызывает  существенных  негативных  последствий, если  интересы  группы  управления  согласуются  с  пожеланиями  группы  владельцев  корпорации. Но  эти  интересы  не  всегда  совпадают. Корпорации  присуще  двойное  налогообложение: налог  на  прибыль, выплачиваемый  корпорацией, и  налог  с  дивидендов, которые  выплачивают  акционеры.

Юридические  особенности  корпорации  делают  ее  привлекательной  для  инвесторов  по  четырем  аспектам  корпоративной  формы  бизнеса:

      самостоятельность  корпорации  как  юридического  лица;

      ограниченная  ответственность  индивидуальных  инвесторов;

      возможность  передачи  другим  лицам  акций, принадлежащих  индивидуальным  инвесторам;

      централизованное  управление.

Можно  выделить  и  другие  отличительные  особенности  корпорации. К  таковым  относят  крупные  размеры  компании. Однако  характеристика  «крупные  размеры»  носит  количественный, а   не  качественный  характер, в  силу  чего  такая  характеристика  сохраняет  неопределенность.

В  настоящее  время  корпорация  связывается  не  только  с  объединенностью  нескольких  «одиночных»  бизнесов, но  и  с  объединением, интеграцией  двух  и  более  акционерных  обществ  и  других  форм  предпринимательства  в  различных  сферах  деятельности. Здесь  проявляется  качественная  специфика  корпорации. Ведь  в  горизонтальных  и  вертикальных  интеграциях  заложен  огромный  потенциал  развития  бизнеса. При  интеграции появляется  возможность  вести  разработки  согласованной  политики  в  области  специализации  и  интеграции  производства  однотипной  продукции, раздела  рынков  сбыта, распределения  капитальных  вложений, кооперирования  в  области НИОКР, освоения  производства  новой  продукции  и  т.п.

Информация о работе Формирование корпоративных структур