Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования — действовавшие и действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие правоотношения, связанные с деятельностью Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати.

Вложенные файлы: 1 файл

Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах.docx

— 70.75 Кб (Скачать файл)

Также в Республике Беларусь активно проводились работы по взаимодействию судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь. Так, постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 22 ноября 2006 г. № 73 "Об утверждении инструкции о порядке взаимодействия судебных исполнителей общих судов и службы судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь" определена цель взаимодействия судебных исполнителей общих судов и Службы — это защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам [11].

Так, судебные исполнители общих судов оказывали содействие судебным исполнителям хозяйственных судов:

1) в наложении ареста  и организации оценки имущества  должника, в том числе находящегося  у других лиц;

2) исполнении определения хозяйственного суда о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа;

3) изъятии имущества должника, в том числе находящегося у других лиц, с последующей передачей взыскателю (другим лицам);

4) аресте и изъятии наличных денежных средств должника, в том числе причитающихся ему от других лиц, с последующим зачислением на счет хозяйственного суда;

5) контроле за реализацией должником арестованного имущества, в случае если ему предоставлено такое право;

6) получении от сторон и иных лиц устной или письменной информации, в том числе в виде объяснений, если она необходима для осуществления исполнения [18].

Свои функции судебные исполнители общих судов передавать судебным исполнителям хозяйственных судов не были уполномочены, а реальное объединение исполнительных производств было возможно только в рамках одной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕФОРМА СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ 1 ЯНВАРЯ 2014 г.

 

С 1 января 2014 г. Началось объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции. Начало объединению было положено 29 ноября 2013 г. подписанием Президентом Республики Беларусь пакета законодательных актов:

- Декрет Президента Республики  Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О  совершенствовании судебной системы  Республики Беларусь» 

- Указ Президента Республики  Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529 «О  некоторых вопросах деятельности  судов Республики Беларусь» 

- Указ Президента Республики  Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530 «О  некоторых вопросах совершенствования  организации исполнения судебных  постановлений и иных исполнительных  документов» 

И если раньше существовало две системы судов – общие суды и хозяйственные суды. Компетенция между судами разделялась в соответствии с установленной подведомственностью. Система общих судов возглавлялась Верховным Судом Республики Беларусь (далее – ВС), система хозяйственных судов – Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь (далее – ВХС) .

То с 1 января 2014 г. существует единая система судов общей юрисдикции, которая объединяет  общие и хозяйственные суды, последние переименованы в экономические суды областей и г. Минска. ВХС присоединился к ВС. Вся система  судов общей юрисдикции возглавляется ВС. В состав ВС входит судебная коллегия по экономическим делам ВС .[23]

За экономическими судами сохранилась компетенция хозяйственных судов; компетенция разделяется в рамках судов общей юрисдикции согласно следующему принципу: споры между юридическими лицами и ИП, носящие хозяйственный (экономический) характер. [22]

Экономические суды при рассмотрении подсудных им споров продолжают руководствоваться Хозяйственным процессуальным законодательством, в том числе ХПК.

До унификация системы органов, осуществляющих принудительное исполнение судебных постановлений хозяйственных судов (до 1 января 2014 г.) было так, что

  • принудительное исполнение осуществлялось службой судебных исполнителей, функционирующих в составе соответствующего хозяйственного суда [22]
  • заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в соответствующий хозяйственный суд по месту нахождения должника;
  • действия (бездействие) судебного исполнителя обжаловались в суд, при котором состоит судебный исполнитель;
  • при принудительном исполнении исполнительного документа с должника взыскиваются (удерживаются) 5 % от суммы, взысканной в пользу взыскателя.

То с 1 января 2014 г.

  • создана единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений, в состав которой вошли исполнители общих и хозяйственных судов. [7] Возглавило всю систему органов принудительного исполнения Министерство юстиции Республики Беларусь. Исполнение осуществляется соответствующими управлениями принудительного исполнения главных управлений юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета [7]
  • исполнение постановлений экономических судов осуществляется по правилам, предусмотренным хозяйственным процессуальным законодательством (ХПК, Инструкцией по исполнительному производству и др.) [7]
  • обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в случаях, предусмотренных ХПК, осуществляется в вышестоящий орган принудительного исполнения (вышестоящему должностному лицу) – Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь, а в случае несогласия с его решением – в суд по месту исполнения исполнительного документа [8]
  • в соответствии с п. 11 Указа № 530 расширяются права судебных исполнителей. Например, исполнитель вправе обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.
  • устанавливается право судебного исполнителя объявлять розыск должника. В настоящее время согласно ст. 361 ХПК, полномочия по розыску должника принадлежат хозяйственному суду, который вправе вынести определение о розыске должника – индивидуального предпринимателя или гражданина через органы внутренних дел. Указом № 530 также устанавливается право судебного исполнителя использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов на должника.
  • детально регламентирован порядок доступа судебного исполнителя в помещения должника.
  • при принудительном совершении действий по имущественным взысканиям согласно постановлению судебного исполнителя с должника будет взыскиваться (удерживаться) 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества вместо установленных в настоящее время ст. 402 ХПК 5 %.
  • при принудительном совершении действий по требованиям, носящим неимущественный характер согласно постановлению судебного исполнителя взыскивается (удерживается) с должника – физического лица денежная сумма в размере 5 базовых величин (БВ) по каждому исполнительному документу, а с должника – юридического лица – в размере 10 БВ по каждому исполнительному документу.

Из принятого пакета актов, направленных на создание единой судебной системы, следует, что, по сути, ВХС вошел в состав ВС, а хозяйственные суды – переименованы в экономические суды с сохранением своих функций. Организационно экономические суды располагаются там же, где располагались хозяйственные суды; заявления (в т.ч. исковые) подаются в соответствии с ранее установленными правилами подсудности (общее правило – по месту нахождения ответчика [22], ст. 50–52 ХПК установлены исключения: подсудность по выбору истца, исключительная подсудность, договорная подсудность).

С 1 января 2014 г. следует обращать внимание на наименование суда (инстанции), в который подается процессуальный документ. Процессуальное же законодательство (в т.ч. и по делам об административных правонарушениях) продолжает действовать в неизменном виде.

Унифицирована также система судебного исполнения. В систему органов принудительного исполнения входят главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, возглавляющее систему органов принудительного исполнения; территориальные органы принудительного исполнения. Территориальными органами принудительного исполнения являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы принудительного исполнения управлений принудительного исполнения.

Таким образом, на сегодняшний день принятый пакет актов, направленный на объединение общих и хозяйственных судов, не несет глобальных изменений в части судопроизводства при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования.

  1.  АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

Системы органов принудительного исполнения разных государств носят национальный характер и складываются в каждой стране под влиянием различных факторов [14].

Рассмотрим государственную систему принудительного исполнения на примере таких стран как: Германия, Израиль, Россия, США, Финляндия, Швеция.

Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами. Как правило, функции по принудительному исполнению возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной власти, являясь должностными лицами судебной системы, либо исполнительной власти, как правило, при органах юстиции [14].

 

Германия

Органом, осуществляющим принудительное исполнение судебных решений на территории ФРГ, являются судебные исполнители. После подачи заявления в исполнительный орган, к компетенции которого принадлежит принудительное исполнение по конкретному судебному решению, рассматривается вопрос о возбуждении исполнительного производства. Условием его возбуждения является вступление судебного решения в законную силу [1]

В Германии судебный исполнитель назначается на должность председателем высшего регионального суда, прикомандировывается к окружному суду того округа, на территории которого он должен работать, поступая, таким образом, в подчинение руководителя данного окружного суда [15].

Израиль

С 1 января 2009 года институт судебных исполнителей перешел в непосредственное подчинение Министерства юстиции (до этого институт находился в ведении судебных органов).

В Израиле Министр юстиции имеет право с разрешения парламентской комиссии по юридическим вопросам создать бюро судебного исполнителя в каждом районе в количестве не менее одного бюро на каждый район. Назначение руководителя бюро судебного исполнителя осуществляется Министром юстиции с согласия Президента Верховного Суда из числа руководства мирового суда. Также Министр юстиции назначает руководителя Управления системы судебного исполнения, ответственного за действия бюро судебного исполнения и исполнения предписаний руководства системы судебного исполнения. Руководитель системы судебного исполнения имеет те же полномочия, что и руководитель бюро судебного исполнения [15].

Россия

В Российской Федерации функции по принудительному исполнению возложены на Федеральную службу судебных приставов (далее — ФССП). Контроль за деятельностью Службы осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации [15].

ФССП является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Основными задачами ФССП России являются:

  1. обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  1. организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

  1. исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов;

  1. управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России [2].

ФССП возглавляет директор — главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации. Структуру ФССП образуют: территориальные органы (управления, возглавляемые главными судебными приставами субъектов Российской Федерации), которые состоят из аппарата управления и структурных подразделений (районных, межрайонных и специализированных отделов, состоящих из судебных приставов и возглавляемые старшими судебными приставами) [15].

США

В США функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы-исполнители, а также частные юридические (коллекторские) агентства.

Маршалы являются должностными лицами федеральной системы юстиции, подчиняющиеся Генеральному прокурору США через Министерство юстиции США. Каждый из них назначается на 4 года Президентом и утверждается Сенатом и выполняет свои функции в пределах федерального судебного округа в США, таким образом, имеется 94 маршала США с подчиненными им аппаратами сотрудников общей численностью более 4000 человек (в обеспечении безопасности судов маршалам содействуют более 3 тысяч "контрактников" из охранных фирм).

Центральным аппаратом по отношению ко всем маршалам США выступает Маршальская служба (U.S. Marshals Service) в составе Министерства юстиции США. Руководство Маршальской службой США осуществляется директором, назначаемым на должность Президентом.

Маршалы США выполняют задачи, которые чрезвычайно важны для нормального и эффективного функционирования системы федеральной юстиции.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что государственные органы, ответственные за исполнение, используются там, где существует опасность возникновения физического конфликта или беспорядков [15].

В этой связи значительную часть работы по принудительному взысканию в Соединенных Штатах Частные выполняют коллекторские агентства, тем самым освобождая государственные органы для работы над более серьезными делами. Это позволяет государственным органам, отвечающим за исполнение судебных решений, отдавать предпочтение более трудным или потенциально спорным делам, где государственные органы наиболее необходимы и эффективны. Методы работы частных коллекторских агентств различаются в различных местах, как и уровень регулирования в штатах, где они работают. Кроме этого, многие частные взыскания долгов осуществляются агентами, которым кредитор продает судебное решение, и эта продажа была должным образом зарегистрирована в суде, в котором было принято это решение. В этой связи коллекторскому агенту передаются все права кредитора, и кредитор получает согласованный авансовый платеж от коллекторского агента. Такое соглашение также включает в себя использование коллекторскими агентами, при необходимости, ресурса государственных ведомств.

Информация о работе Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах