Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 05:05, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования — действовавшие и действующие нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие правоотношения, связанные с деятельностью Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати.

Вложенные файлы: 1 файл

Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах.docx

— 70.75 Кб (Скачать файл)

В соответствии с пунктом 15 Положения судебный исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов был обязан:

  1. использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов физических лиц и субъектов хозяйствования;
  2. своевременно, полно и правильно исполнять исполнительные документы;
  3. производить денежные операции, связанные с исполнением исполнительных документов, в строгом соответствии с законодательством;
  4. о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно информировать правоохранительные и контрольные органы, представив имеющиеся документы [1].

Задачей Службы являлась защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по хозяйственным(экономическим) спорам.

Служба в соответствии с возложенной на нее задачей:

1) исполняла судебные  и иные акты по хозяйственным(экономическим) спорам;

2) осуществляла организационно-методическое  руководство деятельностью судебных  исполнителей;

3) обеспечивала планирование  работы судебных исполнителей  и контроль за своевременным  и полным исполнением судебных  и иных актов;

4)анализировала практику  исполнения судебных и иных  актов, разрабатывала и вносила  предложения по совершенствованию  своей деятельности;

5) принимала меры к  подбору кадров и повышению  их квалификации.[4]

Необходимо отметить, что деятельность Службы активно вела внедрение новых механизмов исполнения с использованием информационных технологий. Так проходила работа по развитию электронных площадок для проведения электронных торгов, использовались возможности Интернета и мобильной связи для работы с должниками и др. [20].

Таким образом, при осуществлении деятельности судебные исполнители в хозяйственных судах обладали широким объемом прав и обязанностей, предусмотренных ХПК, а также Положением "О службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь". А за нарушение законности, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители несли дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫБЫ СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ ДО 01.01.2014

 Общее руководство Службой судебных исполнителей осуществлял Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей хозяйственных судов возлагалась на председателя и судей соответствующих хозяйственных судов.

Служба состояла из:

1) управления контроля  за исполнением судебных постановлений  Высшего Хозяйственного Суда  Республики Беларусь, возглавляемого  начальником управления контроля– главным судебным исполнителем хозяйственных судов Республики Беларусь;

2) отделов исполнения  постановлений хозяйственных судов

областей и г. Минска, возглавляемых старшими судебными исполнителями.

Управление контроля Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь состояло из:

1) отдела организации  и контроля;

2) отдела исполнения постановлений  хозяйственных судов Республики  Беларусь, возглавляемых старшими  судебными исполнителями.

Штатная численность работников Службы устанавливалась Президентом Республики Беларусь.

Службу возглавлял  начальник управления контроля– главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь. [4]

За время существования Служба доказала свою эффективность. Об этом свидетельствуют с каждым годом улучшавшиеся показатели деятельности Службы, ее повышавшийся авторитет, что подтверждалось постоянным ростом числа обращений субъектов хозяйствования в Службу судебных исполнителей хозяйственных судов.

Тенденция к росту обращений в хозяйственные суды и соответственно предъявляемых к принудительному исполнению в Службу исполнительных документов сохранялась на протяжении многих лет. Так, в период с 1999 по 2009 годы общее количество исполнительных производств увеличилось в 16 раз (с 4 122 до 66 454 производств). Соответственно нагрузка на одного судебного исполнителя выросла с 69 до 992 производств в год.

Неуклонно увеличивались и суммы, взыскиваемые в результате принудительного исполнения. Если в 1999 году Службой было взыскано порядка 20 млн. долларов США в эквиваленте, то в 2011 году сумма составила уже 250 млн. долларов США в эквиваленте. При этом рекордными по суммам, полученным в результате принудительного взыскания, стали 2010 и 2011 годы — свыше 1 трлн. рублей в год.

В условиях стремительно возрастающей нагрузки на персонал — численность судебных исполнителей хозяйственных судов оставалась неизменной, составляя 80 человек, — Служба ежегодно добивалась роста реального исполнения. [20].

Резолюцией второго съезда судей Республики Беларусь было определено, что создание Службы позволило улучшить результативность и оперативность исполнения решений хозяйственных судов [19].

Задачей Службы являлась защита прав и охраняемых законом интересов государства, юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных и иных актов по хозяйственным (экономическим) спорам.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов состояла из семи отделов исполнения (хозяйственных судов областей и города Минска), а также управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

С момента создания Службы количество судебных исполнителей хозяйственных судов оставалось неизменно. Численность отделов исполнения постановлений областей (города Минска) варьировалось от восьми до четырнадцати судебных исполнителей. Отделы возглавлялись начальником отдела — старшим судебным исполнителем. Деятельность отдела исполнения хозяйственного суда области курировалась председателем соответствующего суда либо его заместителем. Кроме того, каждый судебный исполнитель был закреплен за судьей, который рассматривал отнесенные к его компетенции вопросы, возникающие в рамках исполнительного производства у соответствующего судебного исполнителя. В обязанности курирующего судьи также входили проверка всех производств судебного исполнителя, которая проводилась раз в три месяца, по итогам которой судья давал указания судебному исполнителю по находившимся исполнительным производствам.

В целях оказания методической и практической помощи судебным исполнителям на местах, координации их деятельности для обеспечения единообразной практики и четкого соблюдения действующего законодательства каждый отдел исполнения имел куратора в управлении организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда. В обязанности куратора, кроме вышеуказанных функций, входи реагирование на обращения организаций и граждан по вопросам деятельности курируемых отделов [17].

Штатная численность работников Службы устанавливалась Президентом Республики Беларусь [1]

В своей деятельности судебным исполнителям хозяйственных судов, помимо процессуального законодательства, непосредственного регулирующего процедуру исполнения судебных постановлений, приходилось сталкиваться с другими отраслями законодательства, различными сферами экономических отношений, что, в свою очередь, влекло предъявление повышенных требований к образовательному уровню судебных исполнителей, необходимости наличия высшего юридического либо экономического образования [17].

О стремительном развитии Службы может свидетельствовать тот факт, что за 15 лет существования Службы дважды вносились довольно значительные изменения и дополнения в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК) [22] в части положений, регулирующих исполнительное производство. Кроме того, за указанный период принято четыре редакции Инструкции о ведении исполнительного производства, которые учитывали существующий опыт, а также все более расширяющуюся практику принудительного взыскания задолженности с различных субъектов предпринимательской деятельности [17].

Высокий уровень материально-технического обеспечения деятельности Службы, достаточно хорошие условия труда, заработной платы судебных исполнителей хозяйственных судов обуславливали  стабильность состава Службы. [17].

Постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 2011 г. № 19 "Об утверждении нормативов времени на работы, выполняемые судебными исполнителями службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь" в целях определения оптимальной нагрузки на судебных исполнителей Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь и оптимизации их численности были утверждены нормативы времени на работы, выполняемые судебными исполнителями Службы судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь, разработанные учреждением "Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее — нормативы времени) [13].

Нормативы времени на работы, выполняемые судебными исполнителями Службы, были предназначены для обеспечения нормативной численности и оптимальной рабочей нагрузки на судебных исполнителей хозяйственных судов; установления оптимальной численности лиц, привлекаемых для выполнения работ (услуг) по обеспечению деятельности Службы, принудительного исполнения исполнительных документов (не связанных с непосредственным осуществлением деятельности в качестве судебных исполнителей) по гражданско-правовым договорам за счет использования денежных средств, дополнительно полученных хозяйственными судами при принудительном исполнении по имущественным взысканиям [13]. Эти дополнительные средства от имущественных взысканий в соответствии с частью первой пункта 3 Положения "О порядке использования денежных средств, полученных хозяйственными судами Республики Беларусь при принудительном исполнении по имущественным взысканиям", утвержденного постановлением Совета Министров от 29.04.1998 года № 671 использовались хозяйственными судами на:

1) вознаграждение, выплачиваемое  судебным исполнителям;

2) финансирование производимых  по инициативе хозяйственных  судов экспертиз, аудита и другие  расходы, связанные с рассмотрением  дел и принудительным исполнением  исполнительных документов;

3) укрепление материально-технической  базы хозяйственных судов;

4) оснащение научно-технической  продукцией хозяйственных судов;

5) финансирование внутриреспубликанских  и международных пленумов, съездов, семинаров, конференций и других  мероприятий, одобренных Президентом  Республики Беларусь, Администрацией  Президента Республики Беларусь  или Советом Министров Республики  Беларусь;

6) обеспечение судебных  исполнителей форменной одеждой;

7) плату проезда судебных  исполнителей к месту исполнения  транспортом городского, пригородного  и местного сообщения (за исключением  такси).

8) поддержание зданий  хозяйственных судов и их оборудования, в том числе инженерного, в  надлежащем состоянии, оплату других  работ (услуг) по обеспечению деятельности  хозяйственного суда;

9) оплату работ (услуг) по  обслуживанию и сопровождению  программных комплексов;

10) мероприятия по обеспечению  безопасности функционирования  хозяйственных судов, материально-техническое  оснащение гражданской обороны;

11) денежное вознаграждение, выплачиваемое по итогам профессиональных  конкурсов и конкурсов по правовой  тематике, проводимых Высшим Хозяйственным Судом [9].

Нормативы времени установлены на выполнение работ при продолжительности рабочего времени 8 часов.

Затраты времени на выполнение работ судебными исполнителями Службы судебных исполнителей в хозяйственных судах за год рассчитываются по формуле:

 

Tp = Нврi x SUM Vi,

 

где: Нврi — норматив времени на выполнение конкретного нормируемого вида работ, приведенного в нормативной части сборника, чел. — мин; Vi — объем работ i-го вида, выполняемый в течение года [13].

Отличительной особенностью процедуры исполнения постановлений в Службе являлось отсутствие сроков ведения исполнительного производства. Сроки исполнительного производства существовали в первые годы функционирования Службы, однако впоследствии было принято решения об их упразднении в связи с тем, что продлять сроки приходилось довольно часто, продление сроков исполнения у курирующего судьи либо председателя суда превращалось по значительному количеству дел в формальную, бюрократическую процедуру. Иногда имели место случаи ухудшения качества работы судебных исполнителей, обусловленные необходимостью уложиться в установленные сроки. Единообразный подход к установлению сроков не учитывал разнообразного характера исполнительных производств: суммы взыскания, особенностей хозяйственной деятельности должника и т.д. Кроме того, одной из важнейших задач Службы судебных исполнителей хозяйственных судов являлось полное исполнение требований исполнительного документа, а ограниченность сроков исполнения не всегда позволяла выполнить данную задачу в полном объеме [17].

Не смотря на то, что принятые изменения увеличили количество полностью исполненных производств, основной причиной жалоб на судебных исполнителей хозяйственных судов являлось неоперативное проведение действий по взысканию задолженности. В целях решения данной проблемы Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь постоянно принимались меры, направленные на повышение эффективности работы Службы судебных исполнителей, снижению нагрузки путем упрощения процедур проведения отдельных исполнительных действий, а также обеспечения оперативного доступа к базам данных и внедрения программных комплексов, автоматизирующих деятельность судебных исполнителей хозяйственных судов.

Информация о работе Служба судебных исполнителей в хозяйственных судах