Понятие и виды третейских (арбитражных) судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 06:25, контрольная работа

Краткое описание

Организации и фирмы различных стран, заключая контракты, обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, что примирение сторон лучше, чем обращение к арбитражу, а предотвращение споров еще лучше, чем примирение. Однако не всегда можно предотвратить споры, урегулировать возникший между сторонами конфликт путем непосредственных переговоров. Поэтому для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гарантирующих объективное и компетентное разрешение возможных споров.

Вложенные файлы: 1 файл

мжд.docx

— 28.14 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Широкое развитие международных  хозяйственных связей, в том числе  сотрудничества в области производства, науки и техники между организациями  различных государств, делает проблемы арбитражного рассмотрения споров весьма актуальными.

Организации и фирмы различных  стран, заключая контракты, обычно считают, что арбитражное разбирательство  лучше, чем судебное, что примирение сторон лучше, чем обращение к  арбитражу, а предотвращение споров еще лучше, чем примирение. Однако не всегда можно предотвратить споры, урегулировать возникший между  сторонами конфликт путем непосредственных переговоров. Поэтому для правовой обеспеченности сделок большое значение приобретает создание условий, гарантирующих  объективное и компетентное разрешение возможных споров. Особенно важным является определение подсудности  споров в порядке арбитража при  таких длящихся отношениях сторон, как отношения по производственному  сотрудничеству, кооперации, сотрудничеству при проведении научно-исследовательских  и проект-но-конструкторских работ, в лицензионных отношениях. В условиях современной научно-технической  революции все время расширяется  круг отношений, споры по которым  передаются сторонами на рассмотрение арбитражных судов.

Четкое определение порядка  рассмотрения возможных споров, создание тем самым определенных гарантий выполнения обязательств сторон призваны способствовать развитию на взаимовыгодной основе экономических отношений  между странами.

Быстрое и справедливое разрешение споров способствует расширению и облегчению торговли и сотрудничества. В подавляющем  большинстве сделок, заключаемых  отечественными организациями и  фирмами других стран, предусматривается  арбитражный порядок разрешения споров.

 

 

 

 

 

 

Понятие арбитража

Под третейским (арбитражным) судом понимается суд, избранный  сторонами для разрешения спора  между ними. Состав суда определяется сторонами. В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому  суду происходит на основании соглашения сторон.

Для организаций и фирм, ведущих торговые и иные операции, рассмотрение споров в порядке арбитража  имеет существенные преимущества по сравнению с судебным порядком. Преимущества эти состоят прежде всего в  непродолжительности, по сравнению  с обычными судами, срока рассмотрения дел, в том, что решения арбитража  не подлежат обжалованию, а также  в относительной (по сравнению с  судами) дешевизне. Последнее немаловажно, если учесть, что в западных странах  расходы на ведение процесса, в  том числе на адвокатов, обычно весьма высоки. Большим достоинством арбитража  является компетентность третейских судов, поскольку арбитры избираются из числа специалистов. Наконец с  точки зрения организаций и фирм, существенным преимуществом представляется то, что третейский суд обычно заседает негласно.

Третейские суды, рассматривающие  споры в области торговых и  иных экономических отношений, возникающих  между организациями и фирмами  различных государств, следует отличать от третейских судов, которые могут  рассматривать споры между государствами  как субъектами международного права. Вместе с тем третейские (арбитражные) суды, рассматривающие споры только по правоотношениям с иностранным  элементом, следует отличать от системы  арбитражных судов, разрешающих  в РФ и в других странах споры  главным образом между хозяйственными организациями внутри страны. В отношении  третейских (арбитражных) судов, специально предназначенных для рассмотрения споров с иностранными организациями  и фирмами, обычно применяется понятие  международного коммерческого арбитража.

Сравнительная характеристика разбирательства в третейском и  в государственном судах:

1.Право на обжалование решений в третейском суде принадлежит только сторонам (ст. 40 ФЗ «О третейских судах в РФ». В государственном суде обжаловать решение могут стороны и другие лица, участвующие в деле (часть 2 ст. 320 ГПК РФ)

2.Срок на обжалование. В третейском суде — 3 месяца со дня получения стороной решения третейского суда (ст. 40 ФЗ "О третейских судах), в государственном суде апелляционная жалоба или представление могут быть поданы в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ)

Основания для обжалования  решений третейского суда определяются соблюдением процедурных требований, а не на защиту материальных или  процессуальных прав (ст. 42 указанного ФЗ), пересмотр дела по существу возможен только если дело рассматривалось в  государственном суде (ч. 1 ст. 327 ГПК)

3.Окончательность решения. Если стороны в третейском соглашении предусмотрели, что решение третейского суда является окончательным, то его оспаривание невозможно (ст. 40 ФЗ). Решение третейского суда не может быть обжаловано ни в апелляционном, ни в кассационном, ни в надзорном порядке. Решения государственного суда первой инстанции можно обжаловать в апелляционном порядке всегда (ч. 1 ст. 320 ГПК РФ)

4.Отсутствие обеспечения иска. Третейский суд может принимать решение об обеспечении иска, однако для принудительного исполнения такого определения заинтересованной стороне необходимо обратиться с этим заявлением в компетентный суд (ч. 4 ст. 25 ФЗ). Государственный суд может принимать меры по обеспечению иска самостоятельно (ст. 139 ГПК). И такие определеня государственного суда исполняются непосредственно. По общему правилу, решение третейского суда исполняется добровольно (ч. 1 ст. 44 ФЗ). Для его принудительного исполнения необходимо подать заявление о выдаче исполнительного листа в компетентный суд (ст. 45 ФЗ). На решение государственного суда исполнительный лист выдается по простому заявлению взыскателя после вступления соответствующего судебного акта в законную силу (ч. 1 ст. 428 ГПК РФ)

5.Отсутствие возможности истребования доказательств. Государственный суд, в отличие от третейского, может истребовать доказательства по делу (ч. 2 ст. 57 ГПК РФ) и при их непредставлении накладывать штраф (ч. 3 ст. 57 ГПК)

6.Формирование состава. В третейском суде стороны вправе формировать состав по своему соглашению для разрешения конкретного спора (ч. 3 ст. 10 ФЗ). В постоянно действующих третейских судах формирование состава происходит в порядке, установленном правилами постоянно действующего третейского суда (ч. 2 ст. 10 ФЗ). Состав государственного суда формируется с учётом нагрузки и специализации судей (ч. 3 ст. 13 ГПК РФ) без учёта воли сторон спора.

7.Место проведения третейского разбирательства определяется соглашением сторон или с учётом всех обстоятельств дела, включающих фактор удобства для сторон (ст. 20 ФЗ). В государственном суде место — императивно по месту нахождения суда, которому подсудно дело (гл. 3 ГПК РФ)

По общему правилу третейское заседание — закрытое (ч. 4 ст. 27 ФЗ). Разбирательство в государственном  суде по общему правилу открытое (ст. 10 ГПК РФ)

8.Ведение протокола заседания третейского суда может быть отменено соглашением сторон (ст. 30 ФЗ). В государственном суде установлена обязательность ведения протокола (ст. 228 ГПК РФ).

конфиденциальность участников судебного процесса

немедленное вступление решения  в силу

9.Обеспеченность международным законодательством. В отличие от решений государственных судов, исполнение решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц обеспечено международным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды третейских (арбитражных) судов

В международной практике известны два вида третейских судов: так называемые изолированные и  постоянно действующие. Изолированный  третейский суд создается сторонами  специально для рассмотрения данного  конкретного спора. Стороны сами определяют порядок создания третейского суда и правила рассмотрения в нем дела. После вынесения решения по делу такой суд прекращает свое существование. Он получил также название третейского суда ad hoc (буквально — «для этого», т. е. для рассмотрения данного дела).

В отличие от третейских судов ad hoc, постоянно действующие  третейские суды создаются при различных  организациях и ассоциациях, при  торгово-промышленных и торговых палатах. Характерным для постоянно действующих арбитражей является то, что каждый из них имеет положение (или устав), свои правила производства дел, список арбитров, из которых стороны выбирают арбитров.

Положительное отношение  к арбитражу как одному из подходящих способов разрешения споров было выражено в Заключительном акте Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе. Государства — участники  совещания рекомендовали «организациям, предприятиям и фирмам своих стран  в соответствующих случаях предусматривать  арбитражную оговорку в коммерческих сделках и контрактах о промышленном сотрудничестве или специальных  соглашениях». Они предложили также, «чтобы положения об арбитраже предусматривали  проведение арбитража на основе взаимоприемлемого  регламента и допускали проведение арбитража в третьей стране, с  учетом действующих межправительственных и иных соглашений в этой области».

На Венской встрече  представителей государств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе была подтверждена польза для всех предприятий, особенно мелких и средних, гибких и взаимно согласованных  арбитражных положений с целью  обеспечения справедливого урегулирования споров в международной торговле и промышленном сотрудничестве. Участники  встречи придали «особое значение свободному выбору арбитра, включая  председательствующего арбитра, и  страны арбитража».

 

 

 

 

 

Международные конвенции, посвященные международному коммерческому  арбитражу

Как и в других областях международного частного права, существенное значение для регулирования соответствующих  отношений, касающихся арбитража, имеют  многосторонние конвенции. К ним  относится Конвенция о признании  и приведении в исполнение иностранных  арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция). В ней участвуют 133 государства, в том числе Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Узбекистан, Украина, Монголия, Латвия, Литва, Эстония. В  Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 г. участвуют более 30 государств, в том числе и Россия. Большое  практическое значение имеет использование  регламентов для арбитражных  судов - наибольшее распространение  получили регламенты, разработанные  в рамках ООН: Арбитражный регламент  ЮНСИТРАЛ, Арбитражный регламент  Европейской экономической комиссии ООН 1966 г.; Правила международного торгового  арбитража Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966 г. Учитывая практическую разницу  между согласительной процедурой и  арбитражем, ЮНСИТРАЛ подготовила и  приняла также Согласительный регламент. Он был рекомендован Генеральной  Ассамблеей ООН в 1980 г. В 2002 г. ЮНСИТРАЛ завершила разработку типового закона о международной коммерческой согласительной процедуре, а также Правила осуществления  согласительной процедуры. Все эти  акты имеют факультативный характер и применяются только в том  случае, если стороны сделали на них ссылку в контракте. При этом участники соглашения вправе договориться о внесении любых изменений в  положения регламентов.

В России были приняты Правила  по оказанию содействия Международным  коммерческим арбитражным судом  при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (Правила МКАС по содействию арбитражу ad hoc). Они вступили в силу с 1 января 2000 г.

Приказом Президента ТПП  РФ от 1 июня 2001 г. был утвержден Согласительный регламент МКАС при ТПП, применяемый  для согласительного регулирования  споров, которые могут передаваться на разрешение МКАС.

В 1966 г. Европейская экономическая  комиссия приняла Арбитражный регламент, представляющий собой рекомендации о процедуре арбитражного разбирательства, которые могут применяться, если стороны договорятся о том, что  споры будут разрешаться арбитражем в соответствии с этим Регламентом. В том же году Экономической комиссией ООН для Азии и Дальнего Востока были приняты Правила международного торгового арбитража.

Принятый в 1976 г. (затем  в 1982 г.) Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ также применяется только в том  случае, если стороны в договоре в письменной форме согласились  на это, причем этот Регламент может  применяться и с изменениями, о которых стороны договорились.

Вопросы урегулирования споров в российско-американской торговле предусмотрены в международном  договоре - Соглашении о торговых отношениях между СССР и США от 1 июня 1990 г. Статья XII этого Соглашения касается применения арбитража для разрешения коммерческих споров. В ней, в частности, говорится, что стороны (договаривающиеся государства) будут поощрять применение арбитража для урегулирования споров, возникающих из торговых сделок, заключенных  между организациями нашей страны и гражданами и компаниями США. Такой  арбитраж может быть предусмотрен соглашениями, содержащимися в контрактах или  в отдельных соглашениях; стороны  отдельных сделок могут предусматривать  проведение арбитража по любым международным признанным правилам арбитража, включая Регламент ЮНСИТРАЛ, причем в этом случае стороны должны в соответствии с данным Регламентом указать компетентный орган в иной стране, нежели Россия или США.

Если стороны не договорятся  об ином, то им нужно указать местом проведения арбитража страну иную, нежели Россия или США, являющуюся участницей Конвенции ООН о признании  и приведении в исполнение иностранных  арбитражных решений, подписанной  в Нью-Йорке 10 июня 1958 г.

Ничто в этой статье Соглашения 1990 г. не будет толковаться таким  образом, чтобы помешать, а стороны  Соглашения не будут запрещать сторонам контрактов договариваться о какой-либо иной форме арбитража или урегулирования спора, которую они взаимно предпочтут и которая, по их мнению, наилучшим  образом будет отвечать их конкретным потребностям.

Каждая сторона (договаривающаяся сторона) обеспечит, чтобы на ее территории имелись эффективные средства по признанию и приведению в исполнение арбитражных решений.

Для развития национального  законодательства в области арбитража  и обеспечения определенного  разнообразия в выборе сторонами  контракта процедуры арбитражного разбирательства существенное значение имеет Типовой закон о международном  торговом арбитраже, принятый в 1985 г. ЮНСИТРАЛ. На основе этого Типового закона уже  приняты национальные акты более чем в 40 странах: Австралии, Бахрейне, Бирме, Болгарии, Венгрии, ФРГ, Зимбабве, Египте, Канаде (для отдельных провинций), на Кипре, в Латвии, Литве, Мексике, Нигерии, Новой Зеландии, Сингапуре, Перу, Тунисе, четырех штатах США (Калифорния, Коннектикут, Орегон, Техас), Финляндии, Чехии и других государствах. В ФРГ положения Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г. нашли в 1998 г. свое отражение в Гражданском процессуальном кодексе.

Информация о работе Понятие и виды третейских (арбитражных) судов