Понятие и виды договора займа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в изучении понятия, признаков и элементов, а также содержание, исполнение и прекращение договора займа и рассмотреть её практическое применение. Для детального изучения договора займа выделяем следующие задачи для раскрытия темы:
• изучить историю развития договора займа;
• определится с понятием и признаками договора займа;
• рассмотреть элементы договора, включающих в себя стороны, предмет, срок и форму договора;
• детально изучить содержание договора, условия неисполнения договора;
• рассмотреть ответственность заемщиков;
• изучить прекращение договора займа;
• изучить и проанализировать документальное оформление операций займа на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…3-5
ГЛАВА 1. Понятие, признаки и классификация договора займа
1.1 История развития договора займа………………………………........…...6-10
1.2 Понятие, признаки и классификация договора займа……………………………………………………………………….........11-23
ГЛАВА 2. Содержание договора займа
2.1 Содержание, виды и ответственность по договору займа……….……...24-27
2. 2 Ответственность заемщиков………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….….29-30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………........………..31

Вложенные файлы: 1 файл

заем.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

Использование ценных бумаг при совершении займа не создает особой разновидности этого договора, поскольку ни предмет, ни способ предоставления, ни субъектный состав сделки не меняется, а изменяется лишь способ документального оформления займа. Особыми разновидностями, как мы уже отмечали, являются:

а) коммерческий заем;

б) товарный заем;

в) государственный заем;

г) банковский кредит.

Коммерческий заем может иметь формы аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров. Аванс и предоплата - это формы коммерческого кредитования поставщика покупателем, отсрочка и рассрочка - наоборот. Разница между авансом и предоплатой иногда приводится в экономической литературе следующим образом. Аванс - это форма финансирования на закупку поставщиком сырья, материалов и т.д. Предварительная оплата - сумма, перечисляемая поставщику, когда товар уже готов к отгрузке, но за несколько дней до ее начала. То есть кредитная составляющая у предоплаты незначительна во времени, а главной является обеспечительная. Разница между отсрочкой и рассрочкой платежа проще. Отсрочка предполагает одноразовый платеж в счет погашения долга, тогда как рассрочка - несколько.

Статья 770 распространяет правила главы 42 ГК на случаи коммерческого займа, если иное не предусмотрено законодательством. Что касается последнего, то в ряде статей ГК (ст. 351, 665, 690) также употребляется термин «аванс». Причем если в ст. 665 аванс и предоплата употреблены, по сути, как синонимы, то в ст. 770 они перечислены через запятую как разновидности коммерческого кредита. О понятии предоплаты говорится также в ст. 457, а об отсрочке и рассрочке платежей - в ст. 458 и 459 ГК. Отметим, что данные нормы не содержат прямого противоречия с нормами главы 42 ГК о займе. Они лишь дополняют их, например, в части залогового права на проданный товар в силу закона при отсрочке платежа или возможности возврата товара, проданного в рассрочку.

Товарный заем, несмотря на то, что прямо не фигурирует в ГК в качестве разновидности договора займа, все же имеет законодательно установленные особенности. В частности, для него действует презумпция в пользу безвозмездности (абзац 2 п. 3 ст. 763 ГК), то есть плата за заем, предоставленный товарами, должна быть прямо указана в договоре. Что касается остальных условий, то они должны определяться соглашением сторон с учетом общих норм главы 42 о займе.[13]

Государственный заем в соответствии со ст. 769 ГК представляет собой договор, заемщиком по которому выступает само государство или его административно-территориальная единица. Причем нормы ГК применяются к такому займу, если только не противоречат специальному законодательству. Последнее представлено, в частности, Положением о внешних государственных займах (кредитах), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 18.04.2006 № 252 (далее - Положение о внешних займах).

Положение о внешних займах распространяется на:

1. Привлечение  займов:

а) Республикой Беларусь и Правительством Республики Беларусь;

б) резидентами Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь;

в) Правительством Республики Беларусь, резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь для предоставления их другим резидентам;[2]

2. Выдачу  гарантии Правительства Республики  Беларусь по займам, привлеченным  резидентами;

3. Привлечение  займов Республикой Беларусь  путем выпуска и размещения  на внешних финансовых рынках  государственных ценных бумаг  в качестве государственных долговых  обязательств.

Внешние государственные займы привлекаются в пределах лимита внешнего государственного долга, устанавливаемого в законе о бюджете на очередной финансовый год. Цели, на которые могут быть привлечены внешние государственные займы, перечислены в п. 4 Положения о внешних займах. В частности, привлечение займов осуществляют:

1) Республика  Беларусь - для покрытия дефицита  республиканского бюджета, для иных  целей, предусмотренных Президентом  Республики Беларусь и законодательными  актами;

2) Правительство  Республики Беларусь:

для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;                                 для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами;

3) резиденты  Республики Беларусь под гарантии  Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики  Беларусь и резиденты под гарантии  Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикамрезидентам  на условиях переуступки:

· для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;

· для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;

· для иных целей в соответствии с законодательными актами.

Кроме того, следует учитывать, что превалирующей формой государственного займа (в первую очередь внутреннего) является выпуск долговых ценных бумаг в документарной и бездокументарной формах. В таких случаях отношения по государственному займу регулируются соответствующими нормативными актами, посвященными эмиссии ценных бумаг.

Обращает на себя внимание, что в соответствии с формулировкой ст. 769 ГК не считается государственным займом операция, когда государство выступает в роли заимодавца, а не заемщика. Это можно объяснить тем, что в таких случаях речь идет уже о бюджетных отношениях, регулируемых нормами финансового, а не гражданского права. В частности, это Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2006 № 182 (далее - Положение о бюджетном займе).

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (ст. 2), вступивший в силу с 01.01.2009, различает следующие понятия:

а) бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

б) бюджетный заем - бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитнофинансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов;

в) бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

Решение о предоставлении бюджетного займа, ссуды принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Займы, ссуды за счет средств республиканского бюджета предоставляются в белорусских рублях в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетные займы, ссуды предоставляются на срок:

- до одного года - на создание сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;

- до пяти лет - под реализацию инвестиционных проектов.

- до трех лет - на иные цели.

Сроки возврата бюджетных займов, ссуд, установленные настоящим пунктом, продлению не подлежат.

За пользование бюджетными займами в соответствии с Положением о бюджетном займе устанавливаются проценты в размере:

· не менее 0,5 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа под реализацию инвестиционного проекта;

· не менее ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день начисления процентов за пользование займом, - при предоставлении займа на иные цели.

Начисление процентов за пользование займом производится начиная со дня, следующего за днем выдачи займа. Уплата процентов производится ежемесячно не позднее пятого числа начиная с месяца, следующего за месяцем выдачи займа, а в месяц окончания срока возврата займа - до даты возврата займа.

Не подпадают под понятие «государственный заем» и ситуации, когда в роли заимодавцев выступают государственные организации. Такие займы регулируются Положением о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 296 (далее - Положение о денежном займе).

Действие Положения о денежном займе распространяется на:

а) государственные организации - организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Нацбанка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - государственные органы);

б) хозяйственные общества - общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административнотерриториальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этим обществом. Его действие распространяется только на денежные средства и не распространяется на коммерческие займы, а также кредиты банков и займы физическим лицам (кроме займов нанимателей работникам, состоящим в штатах данных государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий).

При этом не допускается предоставление займа государственными организациями и хозяйственными обществами негосударственным. Но и другим юридическим лицам (государственным организациям и хозяйственным обществам) займы могут быть предоставлены только на:

- развитие и расширение производства и его материальнотехнической базы (в том числе на создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизацию и ремонт);

- строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в том числе спортивных сооружений);

- пополнение собственных оборотных средств (в том числе на выплату заработной платы, оплату топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплату платежей в бюджет, отчислений в ФСЗН, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов;

- строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При этом договор займа, предоставляемого государственной организацией, в обязательном порядке должен быть целевым (ст. 767 ГК).

Договор займа в соответствии с Положением о денежном займе подлежит согласованию:

· государственными организациями - с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят);

· хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении государственных органов или в отношении которых государственные органы могут иным, не противоречащим законодательству образом определять решения, принимаемые этими обществами, - с такими государственными ор ганами;

· хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении юридических лиц государственной формы собственности, - с государственными органами, в подчинении (ведении) которых имеются такие юридические лица. При этом договор займа о предоставлении финансовых ресурсов предоставляется для согласования в соответствующий государственный орган подчиненным ему юридическим лицом, осуществляющим управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, предоставляющих взаем финансовые ресурсы.

Особенностью договора займа, предоставляемого государственными организациями, является то, что такой договор, если он подлежит согласованию, считается заключенным с момента его согласования (п. 8 Положения о денежном займе).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II Содержание договора займа

2 1. Содержание, виды и ответственность по договору займа

 Содержание  договора займа, исходя из его  односторонней природы, составляет  обязанность заемщика возвратить  сумму займа (ст. 810 ГК) и корреспондирующее  ей право требования заимодавца. Порядок и сроки исполнения  основной обязанности заемщика  определяются договором. Срок обычно  не относится к существенным  условиям договора займа. Законом  особо регламентируется лишь  один случай: когда срок возврата  суммы займа не установлен  либо определяется моментом востребования. В таких обстоятельствах заемщику  предоставлен льготный тридцатидневный  срок, исчисляемый со дня предъявления  заимодавцем требования, в течение, которого заемщик может собрать  необходимую сумму и вернуть  долг (льготный срок удлинен до  месяца по сравнению со сроком,установленным  п. 2 ст. 314 ГК). Однако это правило  является диспозитивным и может  быть изменено в договоре. Досрочный  возврат суммы долга вполне  допустим при беспроцентном займе, поскольку такой заем не приносит  дохода заимодавцу, и он заинтересован  в скорейшем погашении обязательства. Наоборот, согласие заимодавца требуется, когда речь идет о займе  возмездном и сокращение срока  договора уменьшит его доходы (п. 2 ст. 810 ГК), Момент исполнения  обязанности заемщиком, если иное  не предусмотрено соглашением  сторон, совпадает с моментом  передачи суммы займа заимодавцу  или с моментом зачисления  денег на его банковский счет. В случае, когда договор займа  является процентным, его надлежащее  исполнение предполагает также  уплату процентов на основной  долг в полном объеме.

Информация о работе Понятие и виды договора займа