Понятие, виды, объекты и формы инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
Меры воздействия на субъекты, хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антbконкурентных проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.

Содержание

1. Меры антимонопольного регулирования, применяемые к субъектам,
занимающим доминирующе положение на рынке товаров, работ и услуг……...3

2. Понятие, виды, объекты и формы инвестиций…………………………………9

Задача 1………………………………………………………………………….…..17
ОДО, являясь одним из учредителей ОАО и внесшее в уставный фонд ОАО
автомобиль, узнало о продаже акционерным обществом указанного автомобиля ООО. ОДО направило акционерному обществу заявление об истребовании автомобиля. ОАО отказало удовлетворить просьбу учредителя.
ОДО обратилось в хозяйственный суд с иском об истребовании автомобиля из
незаконного владения покупателя ООО.

Подлежит иск удовлетворению и кто является собственником спорного
имущества до его продажи.

Задача 2………………………………………………………………………….…..18
ООО «Баклан» является дилером фирмы «Jost» на территории РБ. Продукция,
производимая фирмой «Jost», - офисная мебель, распространяется на
территории РБ через сеть магазинов ООО «Баклан», которое самостоятельно
устанавливает цену на данную продукцию.

Можно ли признать ООО «Баклан» предприятием-монополистом?

Является ли заключение договоров об исключительном представительстве на
какой-либо территории ограничением конкуренции?

Назовите признаки предприятий, занимающих доминирующе положение на
рынке.

Список использованных источников………………………………………..…….20

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз право - ГомГУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

-  заключение и исполнение  индивидуальными предпринимателями или должностными лицами организаций со статусом юридического лица соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ст. 11.25 КоАП) [3]; запрет на совершение указанных действий и их расширенный перечень также закреплен в Законе о противодействии монополистической деятельности;

-  умышленное использование  индивидуальным предпринимателем или должностным лицом организации со статусом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение товаров, работ, услуг или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, т.е. недобросовестную конкуренцию (ст. 11.26 КоАП) [3];

-  нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа норм права о рекламной деятельности, большинство из которых закреплено в Законе о рекламе (ст. 12.15 КоАП) [3];

- обман покупателей, заказчиков  или иных потребителей (далее – потребитель) работником индивидуального предпринимателя или организации со статусом юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (ст. 12.16 КоАП) [3]. В качестве примера в данном случае можно привести доведение до потребителя заведомо ложной, искаженной информации относительно потребительских свойств, качества товара, работы, услуги, т.е. указание более высоких свойств или качества товара по сравнению с действительными.

Кроме того, антимонопольный орган может применять меры пресекательного характера в виде предписаний о прекращении противоправной деятельности и об устранении вредных последствий, возникших в результате ее осуществления, вынести предписание о расторжении или изменении договоров, противоречащих положениям Закона о противодействии монополистической деятельности, принять в пределах своей компетенции иные меры (направить письмо-предупреждение).

Уголовная ответственность наступает за: нарушение норм антимонопольного законодательства (ст. 244 УК); установление или поддержание монопольных цен (ст. 245 УК); ограничение конкуренции (ст. 247 УК); незаконное использование деловой репутации конкурента (ст. 248 УК); дискредитацию деловой репутации конкурента (ст. 249 УК); распространение ложной информации о товарах, работах, услугах (ст. 250 УК), обман потребителей (ст. 257 УК) и т.д. [4]

Данные преступления имеют формальный состав, т.е. для наступления уголовной ответственности за их совершение не требуется причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков, административное взыскание в виде наложения штрафа и уголовная ответственность реализуются в судебном порядке. Антимонопольные органы вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.25, ст. 11.26, КоАП [3].

Порядок и сроки рассмотрения Департаментом ценовой политики и управлениями ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета заявлений (обращений) о нарушении норм антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции и принятия по ним решений определены нормами Инструкции о рассмотрении заявлений о нарушении норм антимонопольного законодательства.

Порядок принятия вышеперечисленными органами мер, направленных на устранение нарушений норм антимонопольного законодательства, определен нормами Инструкции о мерах, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

 

2. Понятие, виды, объекты и формы инвестиций

 

В Республике Беларусь основным нормативным правовым актом в области инвестиционной деятельности является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 г. Кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. В ст. 1 и 2 Инвестиционного кодекса дается определение инвестиций и инвестиционной деятельности.

Инвестиции - это любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [5].

Инвестиционная деятельность - это действия юридического лица или физического лица, или государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата.

Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи объектов инвестирования.

Инвесторами могут быть вкладчики, покупатели, заказчики и другие участники инвестиционной деятельности.

Инвестор - это лицо (юридические и физические лица, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных законодательством.

Инвестор имеет права, несет обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций. Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются:

- иностранные государства  и их административно-территориальные  единицы в лице уполномоченных  органов;

- международные организации;

- иностранные юридические  лица;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане  Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь [5].

Пользователями объектов инвестиционной деятельности являются те, кто использует объекты инвестиционной деятельности. К ним относятся: юридические и физические лица; государственные органы власти; иностранные государства; международные организации и др.

Субъекты инвестиционной деятельности могут выступать одновременно и как инвесторы, и как пользователи объектов инвестиционной деятельности. Они имеют право самостоятельно выбирать объекты инвестирования и как собственники владеть, пользоваться и распоряжаться ими, осуществлять реинвестирование.

Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:

- недвижимое имущество, в  том числе предприятие как  имущественный комплекс;

-  ценные бумаги;

-  интеллектуальная собственность [5].

Инвестиционное законодательство определяет условия инвестиционной деятельности в отношении объектов, находящихся только в собственности Республики Беларусь, и устанавливает перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Исходя из источников происхождения средств для инвестиционных вложений (государственные, частные и смешанные), правовое регулирование инвестиционного процесса можно разделить на две составляющие: внутригосударственное регулирование и международно-правовое. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом и способствуют унификации правовых источников инвестиционной деятельности.

В Республике Беларусь отношения, связанные с защитой и осуществлением инвестиционной деятельности, регулируются как внутренним законодательством Республики Беларусь, так и международными договорами.

Согласно Конституции Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в республиканском гражданском законодательстве, то применяются правила международного договора. Аналогичные нормы содержатся также в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь и в ряде других законодательных актов.

Наиболее значимыми международно-правовыми актами для Республики Беларусь в области инвестиций являются: Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. (на территории Республики Беларусь вступила в силу 9 февраля 1998 г.); Саульская конвенция «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций» 1985 г. (на территории Республики Беларусь вступила в силу 9 декабря 1992 г.); Договор к Европейской энергетической партии 1994 г.; Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. (Республикой Беларусь ратифицировано 11 ноября 1997 г.); договоры с другими государствами о взаимной защите инвестиций, освобождении от двойного налогообложения и т.п. [6, c. 213]

Соглашение государств - участников СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. В соответствии с данным соглашением инвесторы сторон осуществляют инвестирование на территории других сторон путем:

-  создания предприятий, полностью принадлежащих инвесторам сторон, а также филиалов таких предприятий;

-  долевого участия  в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами по месту инвестирования;

-  приобретения  предприятий,   зданий,   сооружений, долей участия  в предприятиях, паев, акций, облигаций, а также ценных бумаг в соответствии с национальным законодательством;

- иной деятельности по  осуществлению инвестиций, не противоречащей  законодательству, действующему на  территории государства по месту инвестирования.

Предприятие с инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за исключением запрещенных законодательством государства по месту инвестирования [7, c. 94].

Республика Беларусь постоянно совершенствует свои отношения в области инвестиционной деятельности путем заключения двусторонних соглашений о взаимной защите инвестиций и освобождению от двойного налогообложения. Цель данных соглашений - создать благоприятные условия для осуществления капиталовложений граждан или юридических лиц одного государства на территории другого государства и избежать неблагоприятных воздействий двойного налогообложения.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь государство гарантирует инвестору право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права. Государство гарантирует равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов. Гарантируется и стабильность прав инвестора, установленных законодательством, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению.

Инвестор вправе самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности. Он также вправе самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством.

Иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за пределы республики прибыли (дохода), полученной на территории Республики Беларусь в результате осуществления инвестиционной деятельности, а также выручки от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. При этом порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются законодательством Республики Беларусь [8, c. 100].

Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества должна быть равной реальной стоимости этого имущества на момент, непосредственно предшествовавший национализации или реквизиции либо их публичному объявлению, в зависимости от того, что из них имело место ранее. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно курсу соответствующей валюты, а именно установленный Национальным банком Республики Беларусь - для национального инвестора и на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) - для иностранного инвестора, за период с даты фактической национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической выплаты компенсации.

Информация о работе Понятие, виды, объекты и формы инвестиций