Понятие, виды, объекты и формы инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:55, контрольная работа

Краткое описание

Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.
Меры воздействия на субъекты, хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антbконкурентных проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.

Содержание

1. Меры антимонопольного регулирования, применяемые к субъектам,
занимающим доминирующе положение на рынке товаров, работ и услуг……...3

2. Понятие, виды, объекты и формы инвестиций…………………………………9

Задача 1………………………………………………………………………….…..17
ОДО, являясь одним из учредителей ОАО и внесшее в уставный фонд ОАО
автомобиль, узнало о продаже акционерным обществом указанного автомобиля ООО. ОДО направило акционерному обществу заявление об истребовании автомобиля. ОАО отказало удовлетворить просьбу учредителя.
ОДО обратилось в хозяйственный суд с иском об истребовании автомобиля из
незаконного владения покупателя ООО.

Подлежит иск удовлетворению и кто является собственником спорного
имущества до его продажи.

Задача 2………………………………………………………………………….…..18
ООО «Баклан» является дилером фирмы «Jost» на территории РБ. Продукция,
производимая фирмой «Jost», - офисная мебель, распространяется на
территории РБ через сеть магазинов ООО «Баклан», которое самостоятельно
устанавливает цену на данную продукцию.

Можно ли признать ООО «Баклан» предприятием-монополистом?

Является ли заключение договоров об исключительном представительстве на
какой-либо территории ограничением конкуренции?

Назовите признаки предприятий, занимающих доминирующе положение на
рынке.

Список использованных источников………………………………………..…….20

Вложенные файлы: 1 файл

Хоз право - ГомГУ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

1. Меры антимонопольного регулирования, применяемые к субъектам,

занимающим доминирующе положение на рынке товаров, работ и услуг……...3

 

2. Понятие, виды, объекты и формы инвестиций…………………………………9

 

Задача 1………………………………………………………………………….…..17

ОДО, являясь одним из учредителей ОАО и внесшее в уставный фонд ОАО

автомобиль, узнало о продаже акционерным обществом указанного автомобиля ООО. ОДО направило акционерному обществу заявление об истребовании автомобиля. ОАО отказало удовлетворить просьбу учредителя.

ОДО обратилось в хозяйственный суд с иском об истребовании автомобиля из

незаконного владения покупателя ООО.

 

Подлежит иск удовлетворению и кто является собственником спорного

имущества до его продажи.

 

Задача 2………………………………………………………………………….…..18

ООО «Баклан» является дилером фирмы «Jost» на территории РБ. Продукция,

производимая фирмой  «Jost», - офисная мебель, распространяется на

территории РБ через сеть магазинов ООО «Баклан», которое самостоятельно

устанавливает цену на данную продукцию.

 

Можно ли признать ООО «Баклан» предприятием-монополистом?

 

Является ли заключение договоров об исключительном представительстве на

какой-либо территории ограничением конкуренции?

 

Назовите признаки предприятий, занимающих доминирующе положение на

рынке.

 

Список использованных источников………………………………………..…….20

 

1. Меры антимонопольного  регулирования, применяемые к субъектам, занимающим доминирующе положение на рынке товаров, работ и услуг

Действующее законодательство предусматривает множество мер правового воздействия и регулирования деятельности субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, для обеспечения здоровой конкуренции и предупреждения противозаконной деятельности субъектов хозяйствования и государственных органов.

Меры воздействия на субъекты, хозяйствования, занимающие доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, условно можно подразделить в зависимости от целей их применения и правовых последствий такого применения этих мер. Так, меры государственного регулирования могут применяться в целях ограничения различных сфер антимонопольной деятельности, либо обеспечивать предупреждение различных противоправных антbконкурентных проявлений субъектов монополистической деятельности, либо пресекать правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности в процессе конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:

- осуществления государственного  контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- принятия в установленном  порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

- осуществления государственного  контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

- осуществления государственного  контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами  в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

- оказания содействия  осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

- принятия иных мер [1].

Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства осуществляется антимонопольным органом и иными уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В случае, когда положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов признается доминирующим, устанавливается специальный государственный контроль за объемом производства и качеством товаров, уровнем цен и иными показателями деятельности данного хозяйствующего субъекта (субъектов) с целью установления факта злоупотребления таким положением.

Государственный контроль предусматривает два вида контроля — предварительный и последующий [2, с. 231]. Предварительный контроль включает в себя: выявление субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке; регистрацию субъектов и сведений о них, об объемах производства товаров и др. Последующий контроль осуществляется в целях принятия мер реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке (принудительное разделение, разукрупнение, реорганизация и др.).

Принятие мер для осуществления реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, в том числе в процессе приватизации, осуществляется с учетом одного или нескольких следующих условий:

- возможности организационного  и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- отсутствия тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

- разграничения сфер деятельности  предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации;

- невозможности в силу  причин экономического или политического характера привлечения других контрагентов на соответствующие товарные рынки.

В целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Для получения согласия на создание, реорганизацию субъектов хозяйствования, учредители представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче соответствующего согласия, а также сведения об основных видах деятельности каждого из объединяющихся хозяйствующих субъектов, их доле на соответствующем товарном рынке и документы, подтверждающие согласие учредителей на вхождение в объединение, и иные документы, перечень которых устанавливается антимонопольным органом.

Антимонопольный орган также осуществляет контроль за сделками с акциями, принадлежащими хозяйствующим субъектам и (или) выпущенными ими, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в целях предотвращения возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Согласие антимонопольного органа требуется в случаях:

- приобретения хозяйствующим  субъектом, охватывающим более 30 процентов рынка определенного товара, имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

- совершения хозяйствующим  субъектом, охватывающим более 30 процентов  рынка определенного товара, сделок с акциями другого хозяйствующего субъекта, совершающего операции на товарном рынке с аналогичным товаром;

- приобретения любым юридическим или физическим лицом, иностранным государством, международной организацией или их органами более 25 процентов имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев) или доли уставного фонда хозяйствующего субъекта, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- совершения любым юридическим  или физическим лицом, иностранным  государством, международной организацией или их органами сделок с более чем 25 процентами акций, а равно иных сделок, в результате которых у названных субъектов права появляется возможность оказывать реальное влияние на принятие решений какого-либо хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке;

- приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа [1].

Для совершения вышеперечисленных сделок юридические и физические лица обязаны заявить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение и представить информацию, необходимую для вынесения решения.

Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного законодательством, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа или иных заинтересованных лиц.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкуренции антимонопольный орган может направлять соответствующим государственным органам, хозяйствующим субъектам и иным субъектам права предложения об (о):

— изменении сфер применения свободных или регулируемых цен, в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;

— создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

— привлечении иностранных инвестиций;

—  финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;

— лицензировании экспортно-импортных операций;

— внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;

—  принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции [1].

Контроль за деятельностью субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, могут осуществлять также общественные организации (объединения) потребителей, ставящие целью своей деятельности защиту потребителей от злоупотреблений таких хозяйствующих субъектов. Эти организации вправе:

- подавать в антимонопольный  орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

- обращаться в суд с  исками в защиту прав, свобод  и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

-  проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;

- осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

За нарушение норм антимонопольного законодательства предусматривается применение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Порядок принятия вышеперечисленными органами мер, направленных на устранение нарушений норм антимонопольного законодательства, определен нормами Инструкции о мерах, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

За нарушение норм антимонопольного законодательства предусматривается применение гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность в рассматриваемой сфере обычно наступает в форме возмещения убытков. Возмещению подлежат убытки (вред), причиненные хозяйствующему субъекту, потребителям или гражданам в результате злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 5 Закона о противодействии монополистической деятельности), заключения соглашений и осуществления согласованных действий, ведущих к ограничению конкуренции (ст. 6 Закона о противодействии монополистической деятельности) [1]. Убытки возмещаются в соответствии с нормами гражданского права (ст. 11, ст. 14, ст. 15 ГК) [1].

Меры административной ответственности применяются в виде штрафа и взыскания в бюджет прибыли, полученной с нарушениями норм антимонопольного законодательства, например, за:

- уклонение должностного  лица государственного или иного  органа управления или организации  со статусом юридического лица  от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (ст. 11.24 КоАП) [3]; обязанность по исполнению предписаний антимонопольного органа в установленный срок, по представлению информации указанному органу предусмотрена нормами ст. 6, ст. 11, ст. 12, п. 2 ст. 16 Закона о противодействии монополистической деятельности [1];

Информация о работе Понятие, виды, объекты и формы инвестиций