Налоги и сборы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».

Содержание

Налог как правовая категория (понятие, юридические
признаки, значение, содержание, функции) 2
Понятие, значение и основные функции налогов
и сборов 2
Виды налогов и сборов в РФ 8
Заключение 11
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа хозяйственное право.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

       Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

       Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

       Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

       Поддержание социального равновесия путем изменения  соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

       Стимулирующая функция.

       Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию -- изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

       Важную  роль играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись -- регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах -- это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -- как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами -- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

       Социальная  или перераспределительная функция  налогов. Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народнохозяйственных проблем, как  производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -- наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

       Последняя функция налогов -- стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.  

    1. Виды налогов  и сборов в РФ.
 

       Налоги  можно классифицировать по нескольким основаниям:

       1) по субъекту налога:

         а) с физических лиц (налог на доходы физических лиц);

         б) с организаций (налог на прибыль, налог на имущество  организации);

         в) общие;

       2) по объекту налогообложения:

         а) поимущественные;

         б) подоходные;

         в) на операции;

         г) на действия;

       3) по форме возложения налогового  бремени:

         а) прямые (обращены непосредственно к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические налогоплательщики совпадают в одном лице);

         б) косвенные (в них  юридические и фактические налогоплательщики  не совпадают);

       4) по назначению – предназначенные для финансирования государственных задач, без указания на конкретные цели;

       5) по порядку установления:

         а) федеральные (ст. 13 НК РФ);

         6) региональные (ст. 14 НК РФ);

         в) местные (ст. 15 НК РФ).

       В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

       Федеральными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.

       Федеральные налоги являются основным видом налогов  в РФ и играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.

       Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:

       1) платежи, полностью поступающие  в федеральный бюджет (например, налог на добавленную стоимость);

       2) платежи, регулирующие доходы бюджета, т. е. полностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты (например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы);

       3) платежи, имеющие целевую направленность  и поступающие в экономические фонды; эти платежи включаются в федеральный бюджет.

       Согласно  положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и  сборам относятся:

       1) налог на добавленную стоимость  (гл. 21 НК РФ);

       2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

       3) налог на доходы физических  лиц (гл. 23 НК РФ);

       4) налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

       5) налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

       6) водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

       7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

       8) государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

       Налоговым кодексом РФ могут устанавливаться специальные налоговые режимы, которые предусматривают федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговый кодекс РФ также определяет порядок установления таких налогов и порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

       Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

       Региональные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

       При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

       Законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке  и пределах, которые предусмотрены  НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).

       К региональным налогам относятся:

       1) налог на имущество организаций;

       2) налог на игорный бизнес;

       3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

       Местными  налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

       Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (абз. 2 п. 4 ст. 12 НК РФ).

       Согласно  ст. 39 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.

       Земельный налог и налог на имущество  физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах (абз. 3 п. 4 ст. 12 НК РФ).

       Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

       Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая  система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

       Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

       На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

       В данной контрольной работе я рассмотрела основные вопросы налогового законодательства, понятие, значение и структуру, а также мною были сформулированы признаки, понятие, сущность, функции и виды налогов и сборов РФ. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Информация о работе Налоги и сборы в РФ