Конкурс как способ размещения заказа для государственных и муниципальных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

В условиях развития рыночных отношений государство, в целях поддержания эффективной хозяйственной деятельности, выступает одновременно в роли организатора этого процесса и гаранта стабильности экономических условий для всех субъектов экономических взаимоотношений. Кроме того, представители органов власти (федеральной, региональной и местной) в современных условиях выступают в роли предпринимателя для осуществления инициативной экономической деятельности в пределах установленной нормативно-правовой базы по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд

Содержание

Введение 2
1. Понятие и виды торгов 5
2. Заключение договора на торгах для государственных нужд 11
путем проведения конкурса 11
3. Основания для отказа в участии в торгах при проведении конкурса 17
Заключение 27
Список литературы 29

Вложенные файлы: 1 файл

к.р.конкурс.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

Конкурс как  способ размещения заказа для государственных  и муниципальных нужд

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях развития рыночных отношений государство, в целях поддержания эффективной хозяйственной деятельности, выступает одновременно в роли организатора этого процесса и гаранта стабильности экономических условий для всех субъектов экономических взаимоотношений. Кроме того, представители органов власти (федеральной, региональной и местной) в современных условиях выступают в роли предпринимателя для осуществления инициативной экономической деятельности в пределах установленной нормативно-правовой базы по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд. При этом, под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов РФ за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности в товарах, работах и услугах. Муниципальные нужды представляют собой потребности в товарах, работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов. Следовательно, государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Управление  государственными и муниципальными заказами в Российской Федерации  с 1 января 2006 года регулируется Законом  РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Этот закон устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусматривает новые эффективные формы размещения заказов. Размещение заказа может осуществляться:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме;
  • без проведения торгов: запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

 Решение  о способе размещения заказа  принимается государственным или  муниципальным заказчиком1.

Многие организации  и индивидуальные предприниматели  стремятся к заключению контрактов, в том числе на поставки товаров  для государственных и муниципальных нужд. Причина проста - работать с партнером в лице государства всегда было выгодно и престижно, а в условиях нестабильности финансового рынка тем более. Вместе с тем, чтобы заключить такой контракт фирма или коммерсант должны поучаствовать в торгах, которые обычно проводятся в форме конкурса или аукциона. Для участия в торгах претенденту, отвечающему законодательно установленным требованиям, нужно подать специальную заявку, на основании которой конкурсная или аукционная комиссия примет решение о допуске к торгам или же откажет в допуске к ним. Основные критерии участия в конкурсе  мы рассмотрим в данной контрольной работе.

 Предмет исследования - конкурс как способ размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Объект исследования – правоотношения в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд.

Цель исследования - всесторонний анализ норм законодательства, регламентирующего размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путём проведения конкурса.

Задачи исследования:

- дать общую  характеристику торгов;

- дать общую  характеристику конкурса как способа размещения государственного и муниципального заказа;

- изучить правовую  базу, порядок и особенности проведения конкурса;

- рассмотреть  основания для отказа в участии в торгах при проведении конкурса.

В работе использованы следующие научные методы: исторический, системный, сравнительно-правовой, диалектический.

Теоретической базой исследования являются труды  отечественных учёных, работавших в  данной области: О.Беляевой, А.Евсеева, В.Груздева и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  виды торгов

 

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. По буквальному смыслу этой нормы торги являются одним из путей заключения договора, а именно - механизмом, позволяющим определить контрагента, с которым будет заключен договор2.

Торги включают в себя ряд юридически значимых действий, характеристика которых необходима для определения структуры возникающих  правоотношений.

Лицо, принявшее  решение об использовании торгов для заключения договора (например, собственник, решивший таким образом продать свое имущество), естественно, может осуществлять какие-либо действия, связанные с проведением будущих торгов, и до опубликования информации об их проведении (например, проводить предварительную оценку этого имущества, определять требования к участникам торгов и т.д.). Эти действия являются подготовительными, непосредственно не порождают никаких обязательств для осуществившего их лица и не включаются непосредственно в процесс организации и проведения конкретных торгов.

Проведение  торгов представляет собой особый способ заключения договоров, выбор которого обусловлен необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечить максимально  выгодные условия сделки путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов). Заключение договоров путем проведения торгов сопряжено с определенными сложностями, необходимостью дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, но оно влечет для заказчиков и экономическую выгоду.

Торги могут  проводиться для выбора инвесторов, арендаторов, при приватизации государственного и муниципального имущества, размещении заказов для государственных  и муниципальных нужд, выборе подрядчиков, продаже арестованной недвижимости в исполнительном производстве, обращении взыскания на предмет залога, продаже имущества должника в ходе банкротства. Многие организации проводят торги и по собственной инициативе для объективного выбора лучшего контрагента3.

Российское  законодательство предусматривает  две формы проведения торгов: аукцион  и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различия между ними состоят в принципе определения победителя. Победителем  аукциона является лицо, предложившее «лучшую цену». Здесь следует  оговориться, что в точном соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую, а не лучшую цену. Объяснение этой формулировке видится в том, что ГК РФ регулирует только одну разновидность аукционных торгов: торги на продажу, а не на покупку чего-либо. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» - денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

Активный аукцион  всегда используется в сфере исполнительного производства, так как основной смысл продажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Помимо этого активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства (ст. ст. 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ) и во многих других случаях.

Однако на практике огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик торгов, наоборот, заинтересован в получении минимальной цены. Победитель подобного аукциона (редукциона) определяется путем пошагового (при устном соревновании) понижения начальной (стартовой) цены. Цена постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант. Таким образом, начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть снижена участниками торгов. Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Например, наличие в заявке участника размещения заказа предложения о цене государственного или муниципального контракта, превышающей его начальную (максимальную) цену, само по себе является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе или конкурсе.

В соответствии с тем же п. 4 ст. 447 ГК РФ конкурсом  признается такая форма проведения торгов, при которой: а) победителя торгов определяет не их организатор, но назначенная им конкурсная комиссия; б) победителем признается лицо, предложившее лучшие условия. Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.

Из толкования норм ГК РФ можно заключить, что:

а) для разграничения  аукциона и конкурса решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов (организатор торгов или конкурсная комиссия), в то время как «наиболее высокая цена» является частным случаем «лучших условий»;

б) «лучшие условия» должны либо включать наилучшую цену лишь как одно из нескольких условий, подлежащих оценке в совокупности, либо рассматривать иные условия, а не цену. Игнорирование специфики субъекта, определяющего победителя (небезосновательное, ибо на суть отношений такой признак повлиять не может), приводит к тому, что аукцион рассматривается как частный случай конкурса.

На конкурсных торгах (от лат. «concursus» - течение, столкновение) победителем считается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора, использования имущества. Критерии отбора устанавливает заранее сформированная конкурсная комиссия, в которую могут входить не только сотрудники заказчика торгов, но и любые лица, которые имеют научный авторитет, профессиональную репутацию, считаются специалистами в определенной области. К этим критериям, как правило, относятся финансовые средства компании, трудовые ресурсы, профессиональные навыки персонала, наличие необходимого оборудования, опыт работы.

Например, для  победы в земельном конкурсе решающее значение имеет режим использования  имущества: целевое использование земельного участка, соблюдение экологических и архитектурно-планировочных требований, обеспечение максимального размера инвестиций, проведение работ по рекультивации, благоустройству и пр. В свою очередь, на аукционе земельные участки продаются в случае, когда от покупателя (арендатора) не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования земли.

Торги в форме  конкурса являются удобным способом для их инициатора выбрать контрагента  с наиболее оптимальными условиями  сделки. Смысловое значение термина «конкурс» сводится к соревнованию, состязанию, конкуренции с целью выявить наилучших участников. В судебно-арбитражной практике справедливо отмечается, что конкурс - это мероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных к оптимальному решению поставленной задачи4.

Различия между  аукционом и конкурсом, по большому счету, несущественны. По сути, аукцион - это тот же самый конкурс, но лишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступает цена. Однако допустимо дать и определение конкурса через понятие аукциона, ведь конкурс - это тот же самый аукцион, участники которого прошли определенный квалификационный отбор и по заключению конкурсной комиссии удовлетворяют всем заявленным требованиям (критериям).

Зачастую заказчик торгов устанавливает смешанные (и аукционные, и конкурсные) требования к победителю, который должен одновременно предложить и лучшие условия исполнения договора, и лучшую цену (например, приватизационные конкурсы, земельные конкурсы по продаже участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства нежилых объектов). Нужно признать, что в таком случае конкурс будет полностью идентичен аукциону5.

Торги (независимо аукционы или конкурсы) можно разделить  на открытые и закрытые. Согласно ст. 448 ГК РФ в открытых торгах может участвовать любое лицо, в закрытых — только специально приглашенные лица, при этом если для открытых торгов организатор «делает» извещение, то при проведении закрытых — «направляет» его потенциальным участникам.

В литературе высказывается  мнение, что при классификации  торгов по кругу участников необходимо выделять:

— открытые торги, в которых может участвовать  любое лицо;

— закрытые торги, в которых участвуют специально приглашенные лица;

— торги с  ограниченным участием, когда круг участников не определен, но ограничен какими-либо критериями (например, наличием лицензий, специального допуска и т. п.).

Данная классификация  небезупречна, поскольку смешиваются  два основания классификации: по порядку определения круга участников и по наличию требований к участникам торгов, если их круг заранее не определен.

Представляется  более правильным разделять торги  на открытые и закрытые. Соответственно, в первом случае круг участников заранее  не определен, во втором — победитель определяется из числа не любых откликнувшихся лиц, а только приглашенных. Использование открытых торгов целесообразно, когда к потенциальному контрагенту нет специфических требований, например при продаже недвижимости.

Открытые торги, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от требований, предъявляемых к откликнувшимся участникам, на «безусловно открытые» (когда участник должен быть дееспособен, и этого достаточно для того, чтобы его заявка была принята к рассмотрению), и на «торги с ограниченным участием» (когда к участникам предъявляются квалификационные требования, что, однако, не превращает их в закрытые, ибо отбор лиц, допущенных к участию в торгах, осуществляется не организатором на стадии их подготовки к проведению, а непосредственно при приеме или анализе заявок на участие). Установление таких ограничений важно тогда, когда потенциальному контрагенту необходимо иметь соответствующие лицензии на осуществление определенной деятельности, например при проведении торгов, на капитальный ремонт зданий и сооружений6.

Информация о работе Конкурс как способ размещения заказа для государственных и муниципальных нужд