Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:32, дипломная работа

Краткое описание

С принятием Федеральных законов «Об исполнительном производстве»1 и «О судебных приставах»2 система принудительного исполнения была организована на новых принципах, что позволило придать новое качество как самой системе, так и содержанию работы системы исполнительного производства. Была образована Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации - новый вид федеральных органов исполнительной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом (правка 2).doc

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные выше и другие требования судебного пристава-исполнителя  по исполнению судебных актов и актов  других органов должны неукоснительно выполняться всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации. Их невыполнение влечет ответственность, установленную ст. 87 Закона. При наличии в действиях гражданина или должностного лица, умышленно не выполняющих законные требования судебного пристава-исполнителя или препятствующих их выполнению либо иным образом нарушающих законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности. В силу ст. 315 Уголовного кодекса РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

В предусмотренных законом случаях  решения судебных и иных органов  о взыскании денежных средств исполняются кредитными организациями и налоговыми органами. В законе прямо указывается, что в подобных случаях вышеназванные органы не будут являться органами принудительного исполнения.

К субъектам, исполняющим решения, примыкает суд. Конечно, судебные органы не участвуют в пепосредстсвенном исполнении, в настоящее время с них снята функция руководства судебными исполнителями. Однако в процессе исполнения судебных и иных решений очень часто без участия суда не обойтись. В случае неясности требований содержащихся в исполнительном документе суд разъясняет смысл акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Суд решает вопрос об отсрочке или рассрочке, о приостановлении, прекращении и возобновлении неполноты вынесенного им решения. Обжалование действий и бездействий судебного пристава-исполнителя производится также через суд.

Субъекты, участвующие в исполнении сдебных решений это лица имеющие юридический интерес в исполнительном производстве — прежде всего стороны исполнительного производства.

Перейдем теперь к  их рассмотрению. Стороны исполнительного производства - взыскатель и должник - это лица, материально заинтересованные в результатах исполнительных действий, осуществляемых ими и судебным приставом-исполнителем при исполнении указанного в законе исполнительного документа.

Стороны как основные участники  исполнительного производства наделяются широкими правами, в том числе и распорядительными, которые связаны с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства. Например, его возбуждение, как правило, осуществляется путем предъявления взыскателем исполнительного документа к исполнению, взыскатель вправе просить об отложении исполнительных действий, о возвращении исполнительного документа, отказаться от взыскания; должник может добровольно исполнить исполнительный документ полностью или частично; у сторон есть возможность заключить мировое соглашение.

Взыскателем в исполнительном производстве являются гражданин или организация, в пользу или в интересах которых  выдан исполнительный документ. Эти  лица добиваются принудительного осуществления  своего субъективного права, подтвержденного судебным актом или актом другого органа. Взыскателя необходимо отличать от его представителя, который действует от имени взыскателя и на основании предоставленных ему полномочий. Он может требовать принудительного исполнения судебного акта, получить присужденное имущество или деньги, если эти полномочия специально оговорены в доверенности, но и в этом случае исполнительные действия совершаются в пользу или в интересах взыскателя, а не его представителя. При исполнении судебных актов взыскателем, как правило, является истец, а должником - ответчик. Однако в случае отказа истцу в иске судебные расходы взыскиваются с истца в пользу ответчика, который в исполнительном производстве будет взыскателем, а истец - должником.

Важно отметить, что в исполнительном производстве понятие "взыскатель" значительно шире понятия "истец". Это объясняется тем, что исполняются не только судебные акты, но и акты других органов (постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, судебного пристава-исполнителя и др.).

Должником в исполнительном производстве может быть гражданин или организация. Должник в отличие от взыскателя - это лицо, обязанное совершить  по исполнительному документу определенные действия или воздержаться от их совершения. С него взыскиваются исполнительский сбор и, как правило, расходы по совершению исполнительных действий, он может быть привлечен к административной и уголовной ответственности за неисполнение исполнительного документа.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников.

Соучастие - это участие в одном производстве нескольких взыскателей или нескольких должников, права или обязанности  которых не исключают друг друга. Соучастники независимы друг от друга  и могут совершать по своему усмотрению любые предусмотренные законом действия. Помимо общих прав, которые предоставлены сторонам, соучастники дополнительно наделены правом передать свои функции в исполнительном производстве одному из соучастников. Полномочия представителя должны быть оформлены в соответствии со ст. 34 Закона «Об исполнительном производстве».

Стороны в исполнительном производстве наделены широкими правами, позволяющими добиваться своевременного и точного исполнения судебных актов и актов других органов. Приведенный в п. 1 ст. 31 Закона перечень прав, которыми наделяются стороны в исполнительном производстве, не является исчерпывающим. Стороны имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

Помимо  перечисленных здесь стороны имеют и многие другие права, позволяющие им надежно защищать свои интересы в исполнительном производстве. В частности, стороны имеют право участвовать в исполнительном производстве через представителей, в случае необходимости пригласить переводчика, заключить мировое соглашение; взыскатель вправе отказаться от взыскания, может просить о возвращении исполнительного документа; должник в случаях, указанных в ст. 21 Закона «об исполнительном производстве», вправе просить о приостановлении исполнительного производства и др.

Что касается обязанностей сторон, то в  общей форме они сформулированы в п. 2 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве»: они обязаны исполнять  требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Конкретно же обязанности взыскателя и должника и правовые последствия их невыполнения установлены в соответствующих статьях Закона.

Д. X. Валеев считает, что к субъектам, участвующим в исполнении судебных решений следует отнести прокурора и органы государственного управления, законодательно урегулировав данный вопрос. В этом случае участие прокурора выражалось бы в форме предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению и в форме; вступления в исполнительное производство.20 Я считаю, что такие изменения в законодательстве будут полезными и позволят более эффективно защищать государственные и общественные интересы, а также права и законные интересы граждан в исполнительном производстве.

К лицам, содействующим  исполнению, относятся специалист, переводчик, понятые и иные лица обязанные оказывать помощь в исполнении (милиция, администрация предприятий, учреждений и т.д.). Каждый из названых субъектов обладает целым комплексом правомочий. Но, не ставя своей задачей раскрытия их правового статуса, перейдем, к рассмотрению основания мер принудительного исполнения.

Основание применения мер принудительного  исполнения определены в ст. 44 Закона «Об исполнительном производстве». Данная статья раскрывает последовательность юридических действий, совершение которых в результате приводит к началу принудительного исполнения.

К ним относятся:

1) предъявление в установленном  федеральным законом порядке  надлежаще оформленного исполнительного  документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем  постановления о возбуждении исполнительного производства;

3) истечение срока, установленного  судебным приставом-исполнителем  для добровольного исполнения.

Только при наличии всех трех указанных в Законе оснований  возможно принятие мер принудительного  исполнения.

2.2. Возбуждение исполнительного производства.

Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов ко взысканию. В действующем законодательстве нет определения понятия «исполнительный документ». Нет и единого определения понятия «документ».

Закон «Об исполнительном производстве», только перечисляет виды исполнительных документов. Как отмечает, Шалавин  С.Г., «без понятийного определения  трудно судить о признаках и сущности юридической категории, а также  ее отличиях от других юридических категорий, схожих по признакам и сущности».21

На наш взгляд, исполнительный документ можно определить, как вынесенный полномочным органом (судом или  иным предусмотренным законодательством  органом) юрисдикционный акт, соответствующий  обязательным требованиям, содержащий сведения о присуждении, подтверждающий наличие предусмотренных законом оснований и условий для возбуждения исполнительного производства службой судебных приставов и обязательный к исполнению для всех органов, организаций, должностных лиц, граждан на всей территории Российской Федерации.

Виды исполнительных документов определены в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве»:

1) исполнительные листы, выдаваемые  судами на основании:

- принимаемых ими судебных актов;

- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

- решений иностранных судов  и арбитражей;

- решений межгосударственных органов  по защите прав и свобод  человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения  об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном  порядке требования органов, осуществляющих  контрольные функции, о взыскании  денежных средств с отметкой  банка или иной кредитной организации  о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных  лиц), уполномоченных рассматривать  дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) постановления иных органов  в случаях, предусмотренных федеральным  законом. (См. Приложение 2)

«Постановления иных органов в  случаях предусмотренных федеральным  законом» определяются:

- Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ;

- Гражданский процессуальный кодекс  РФ от 14 ноября 2002 года № 138 ФЗ.

В статье 8 Закона «Об исполнительном производстве» определены основные реквизиты исполнительного документа, которые обязательно должны быть в нем изложены, лица, имеющие  право его подписывать, решен  вопрос о том, какими актами определяется содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов. Важнейшее место среди них безусловно принадлежит резолютивной части судебного акта или акта иного органа. Она должна содержать краткий и окончательный вывод суда по делу, его ответ на исковые требования: удовлетворение исковых требований полностью или частично, отказ в иске полностью или частично. Решение суда - акт правосудия, окончательно разрешающий дело, и в его резолютивной части необходимо отразить исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В резолютивной части решения суда полностью приводятся фамилии, имена, отчества сторон, наименование юридического лица, как это зарегистрировано в  уставе. Содержание ответа по заявленному требованию определяется его характером.

Резолютивная часть решения  излагается кратко, четко, в императивной форме, чтобы у сторон не было сомнений в ее содержании. Такие требования обусловлены тем, что названная  часть судебного решения полностью переносится в исполнительный лист.

Наряду с этим важно также  определить, с кого взыскиваются судебные расходы и в каком размере. При предъявлении иска к нескольким ответчикам судебные расходы взыскиваются в долевом отношении, а не солидарно. (См. Приложение 3).

Информация о работе Исполнительное производство